Меня зовут Мария Кадырова.
В 2006 году я закончила Строгановку, а в октябре прошлого года уехала учиться в Scuola Politecnica di Design (SPD) di Milano на Master of Interior design. Сказать просто «здорово» – слишком коротко, так что все по порядку.
“Добро пожаловать в Солнечную Италию”
Ха.
Во-первых, первые три недели непрерывно шел дождь. А во-вторых, Милан, в отличие от всей остальной страны, к сожалению, вообще не отличается хорошим климатом. Главная картинка дня - облачно, пасмурно, холодно и сыро. И такая погода преобладает все время, кроме лета. А летом... духовка, от которой не всегда спасает даже мощный кондиционер.
“ Получите-распишитесь”
Сразу по приезду мне необходимо было решить все проблемы с бумагами, регистрацией и найти, где жить. Конечно, лучше было бы сначала посмотреть город, проникнуться атмосферой и все такое прочее, но... я прилетела за три дня до начала занятий.
Для пребывания в Италии недостаточно одной лишь учебной визы, а необходимо иметь два главных документа - Codice di Fiscale и Permesso di Soggiorno. И если Codice di Fiscale можно получить по Интернету, то с Permesso дела обстоят куда сложнее. Лично я стала счастливой обладательницей священной бумажки только через 7 (!!!!) месяцев. Бюрократия в Италии – это, конечно, отдельная достаточно плачевная тема.
Самый острый вопрос - вопрос жилья - был решен уже на второй день; и мне повезло (помогли в администрации школы), ибо некоторые студенты приезжали за месяц, чтобы что-то найти, и продолжали искать апартаменты даже во время обучения.
здание школы и улица, на которой она находится
Отныне я обитала в 5 минутах ходьбы от места учебы с такими же студентами SPD, только с других мастер-курсов. Что было опять же большим плюсом, поскольку позволяло мне быть в курсе происходящего на Visual и Product Masterdesign.
“Master of Master”
Перед тем, как написать статью, я взяла интервью у Antonello Fusetti, который является не только директором школы, но и ее собственником. Вот основные тезисы нашего разговора:
1. По его словам, самый сильный курс - это, конечно, Сardesign. Ребята работают с Lamborghini. Затем идут Interior и Product, потом Visual курсы. Кроме того, есть двухгодичный курс для начинающих - Basic.
Cardesign и Visual. Проект, размещенный ниже, был отмечен на Salone del mobile 2010
2. Примерно половина студентов остается впоследствии работать в Италии, преимущественно в Милане.
3. Компании, с которыми Scuola Politecnica работает помимо кардизайнеров: Nivea, Alias, Microsoft, Adidas, Artemide и др. (список официальных спонсоров школы представлен на ее сайте).
4. По его мнению, бесценный опыт дает не только обучение в школе, но и само пребывание в Милане, так как этот город является средоточием дизайн-индустрии.
Я, кстати, как учащаяся, с этим пунктом полностью согласна. Например, Триеннале, дизайн-библиотеки постоянно устраивают собственные лекции, куда попасть можно только благодаря тому, что ты являешься студентом. Мне очень понравились лекции Ross Lovegrove и Patricia Urquiola. На мой взгляд, они потрясающие личности и прекрасные дизайнеры. Mr. Lovegrove показывал нам фотоаппарат, который он сделал на заре своей карьеры; идеально гладкую поверхность корпуса маэстро “шкурил” полгода! К тому же, каждый второй в этом городе либо дизайнер, либо архитектор. И можно узнать о новой выставке, просто зайдя в бар.
5. “Основной традицией школы есть выявление индивидуальности студентов”, - сказал Fusetti, и на этом вопрос о традициях был нами закрыт. Однако я думаю, что, помимо этого, важным пунктом является объединение совершенно разных культур со всего мира в одной точке, обмен опытом среди студентов. Помимо итальянцев, которых на моем курсе было меньшинство, в SPD учатся студенты из Японии, России, Англии, Турции, Исландии, Латинской Америки, Штатов.
Antonello Fusetti
6. Через два года директор обещает учредить курс Master of Architeсturе.
7. Несмотря на то, что Милан - столица моды, Fashion design господина Fusetti интересует в последнюю очередь. «Конечно, откроем... когда-нибудь», - сказал он мне.
8. В планах mr. Fusetti стоит вопрос о создании Master of Master Product design, курса для продвинутых промышленников в кооперации с более чем серьезными компаниями. На очереди также Scholarship для Product design. А Scholarship - это б-е-с-п-л-а-т-н-ы-й курс для самых талантливых молодых дизайнеров. На сегодняшний день такая практика в SPD уже существует, но только для кардизайнеров.
“Привет, все”
Примерно с таких слов начинается каждое письмо из административного офиса школы, где оповещают обо всех изменениях, событиях и требованиях по тому или иному предмету. Впрочем, стоит отметить, что оповещение о событии с его датой не всегда тесно связаны (опять же к вопросу об организации).
Наш курс разделили сразу на две группы, около 15 человек каждая, с различными расписанием и преподавателями по проекту. Практически по всем предметам обучения предстояло финальное тестирование с 30-бальной шкалой оценок.
Rendering
Это скетчинг. Все ребята с русской школой рисования чувствуют себя здесь более чем комфортно, ибо с первых занятий изучают, как рисовать кубик, стул, чашку, что такое перспектива и т.п. До нового года нас обучали, как рисовать маркерами, а после - как делать грамотные скетчи на планшете.
Lighting Design
O…
Официально заявляю, что это самый тяжелый предмет. Великий и ужасный препод Симони ожидает, что все помнят значения синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов и даже в туалет ходят с калькулятором.
Нам понадобилось в срочном порядке вспомнить физику и тригонометрию! Зато через 4 месяца мы знали, как грамотно общаться со светотехническими компаниями, изучили досконально Dialux soft, c помощью которого можно делать расчеты освещения.
Modelling
Здесь все, как у нас. К каждому проекту мы должны были сделать модель нашего интерьера - экстерьера. Тот, кто никогда не был знаком с термопистолетом и дрелью, смог исправить это ужасное упущение.
3D
3D max, V-Ray, Mental Ray преподают с нуля и только общие принципы. Но, поскольку к каждому проекту нам были необходимы качественные визуализации, примерно через два месяца начались предметные консультации. Преподаватель объяснял все на практике, благодаря чему мы все узнавали гораздо быстрее. К концу же года даже те, кто понятия раньше не имел, что такое 3D max, мог «отрендерить» качественную картинку.
Помимо этих предметов, мы изучали историю интерьера, колористику, материаловедение и др.
Ну, и самый главный предмет - Проект
В программе обучения запланировано два основных проекта плюс мастер-классы. Проекты изначально согласованы с крупными компаниями, главные архитекторы которых рассказывали о своей деятельности, специфике работы, о том, на что нам, как профессионалам, надо обращать особое внимание, курировали сам ход выполнения проектов.
Ведущие преподаватели школы – практикуюшие архитекторы. К счастью, они на нас не давили, а, скорее, направляли, что очень большой плюс, когда речь идет о концепции. В итоге все проекты получались разными, с принципиально отличными идеями и визуальной подачей материала.
Заранее был определен список необходимой документации, которую мы были обязаны предоставить в итоге (автокадовские планы, разрезы, виды, 3D-рендеры, эскизы и мультимедийная презентация); во всем остальном - полная свобода. Работу вели по командам в 3 - 4 человека, поскольку одной из задач курса было научить студентов работать как в архитектурном офисе, где никто не работает один.
Проект первый
Alias Hotel
В качестве объекта нам было дано реально существующее урбанистическое брутальное здание Luigi Moretti, построенное в 1953 году. И в нем нужно было представить отель мебельной компании Alias. Задача была сложной, поскольку общий стиль Alias мебели не имеет ничего общего с брутализмом.
Мы взяли за основу элемент мебельного каркаса - один из знаковых стульев компании. И на базе этого создали структуру, которая проникает снаружи внутрь отеля, являясь связующим звеном между входной группой и крышей.
преподаватель - Энрико Пина.
проект разработан: Сэм Баклей, Мартина Каддео, Мария Кадырова
Проект второй
Архитектурное бюро Cinque più Uno и Fiera di Milano
Бюро построило здание в комплексе Fiera di Milano, а мы придумали для него историю.
Мы представили, что новое построенное здание, это не здание вовсе, а метеорит, который прилетел из космоса, мутировал при взаимодействии с атмосферой и изменил унылое пространство серого выставочного комплекса.
Опираясь на эту историю, мы создали внутреннее пространство входной группы, офисных площадей, основного ресторана, крыши и организовали путь от метро.
В общем, проект получился огромным и уже в процессе работы, наша команда, наряду с тремя другими, была отобрана для демонстрации проекта на самом открытии здания.
Для нас это означало, что работу, которую можно было сделать за 3 месяца, необходимо было сделать за месяц.
Чесно говоря - это был ад..., поэтому на церемонии открытия, мы были не просто счастливые, а н-е-в-е-р-о-я-т-н-о счастливые, так как самим не верилось что-таки успели.
преподаватель - Энрико Пина.
проект разработан: Сэм Баклей, Мартина Каддео, Мария Кадырова
Adidas workshop
Требовалось придумать временную инсталляцию в одном из миланских магазинов компании Adidas во время выставки Salone del mobile 2011; при этом в интерьере помещения необходимо было сохранить постоянную экспозицию.
Мы предложили легкую полипропиленовую структуру внутри магазина. При этом решили не делать 3D визуализацию, а, построив все в макете, уже с него сделать фотографии.
преподаватель - Гвендолина ди Лоренцо.
проект разработан: Маргарита Бустаманте, Ксения Манохина, Мария Кадырова
Stage
Master of Interior design – это название и курса, и моего диплома, который я получу после прохождения практики этой осенью. Есть две возможности для поиска места стажировки. Вы подбираете что-то сами на свой страх и риск или же, ни о чем не волнуясь, ходите по интервью, на которые направляет вас школа. О своем выборе вы обязаны сообщить в официальном письме администрации. Это теоретически.
На практике же мы ходили группами на собеседования по три-четыре раза в неделю (где-то с середины июля), и выбирали отнюдь не мы - выбирали нас.
Не знаю, что будет дальше, пока мне предстоит три месяца стажировки, одно могу сказать точно: если хочешь расшевелить мозг, один из рецептов я знаю - бросить все и уехать учиться. А там - работать, общаться, крутиться и не упускать ни одной возможности.
SPD - хорошая база для этого.
Сайт Scuola Politecnica di Design (SPD) di Milano