В июле победители конкурса «Дизайн автомобиля SEAT будущего», студенты Британской высшей школы дизайна курса Product Design, Алиса Минкина и Алексей Жуков, проходили стажировку в дизайн-центре SEAT в Испании, где в течение одного месяца смогли познакомиться со всеми тонкостями работы дизайнеров марки SEAT.
Полные энтузиазма и приятных впечатлений, ребята решили поделиться своими историями и рассказать о том, как проходила их стажировка.
Алексей Жуков
«Начало поездки выдалось слегка смазанным. Первые два дня прошли в неразберихе, и мы уже начали побаиваться, что так оно и будет весь месяц. Позже выяснилось, что всему виной приезд главного дизайнера всего Volkswagen Group, приуроченной к значимой для SEAT дате. Надо сказать, что нам очень повезло застать все это вживую.
Секретность в дизайн-центре SEAT покруче, чем в РосКосмосе! Мы подписали бумаги о неразглашении, оформили кучу пропусков и заклеили камеры на телефонах. Все действия в самом дизайн-центре и за его пределами строго по карточке. Казалось бы, это может напрягать, но нет, быстро привыкаешь.
Атмосфера в Дизайн Центре восхитительная! Двухэтажное здание целиком занято дизайнерами. Те 10 человек, которые выполняют административную функцию, так или иначе тоже связанны с дизайном (имеют образование дизайнера, либо работали в этой сфере).
Первый этаж отведен под дизайн интерьера, второй – под экстерьер. Огромные стеклянные витрины выходят на мастерскую, в которой трудятся мастера, работающие с глиной. Они одновременно создают штук 10 прототипов в масштабе 1/1. Модели выходят настолько приближенными к реальности, что в дальнейшем мне казалось, что все авто на дорогах сделаны из глины. Но самой запоминающейся комнатой во всем дизайн-центре стала комната с материалами. Стеллажи с аккуратно лежащей бумагой на любой вкус, цвет и формат, стойки с маркерами всех существующих в мире оттенков, карандаши также всех оттенков и разной мягкости. Я был поражен. Такому ассортименту может позавидовать любой художественный магазин мира.
Кроме нас на этаже дизайна экстерьера было четыре стажёра. Двое из Германии и двое местных. Обычно задача стажёра сводится к тому, чтобы заниматься развитием своего концепта и выполнять работу для SEAT. Но стандартная стажировка длится от 6 до 10 месяцев и, так как мы были там всего на месяц, наша задача заключалась в том, чтобы заняться развитием нового концепта на выбор. Либо средство передвижения для 2020 года, либо для 2040. Каждому из нас дали по наставнику. Испанцы, работающие в SEAT, неплохо говорят на английском. Весь дизайн-процесс проходил под их чутким контролем, но при этом они не сбивали нас со своего пути. Очень скоро я понял принципиальное отличие автомобильного дизайна от промышленного. Я сразу бросился придумывать функцию для того, что собираюсь создать. Мой наставник, начинавший как промышленный дизайнер, тут же это увидел и рассказал, что сперва надо заставить себя рисовать просто формы и линии, не придавая им функции. В этом и есть основное принципиальное различие! В промышленном дизайне функция диктует форму, а тут все сводится к тому, чтобы найти интересную форму или провести интересную линию. Месяц я занимался тем, что набивал руку рисованием автомобилей со всех возможных ракурсов, а в конце мне показали пару простых приемов обработки скетчей на компьютере для придания им более законченного вида.
В завершении стажировки каждого из нас ожидала презентация перед всеми сотрудниками дизайн-центра. Времени на подготовку речи оказалось мало и пришлось импровизировать. Все шло как по маслу до момента включения слайдов с финальным видом. И тут случился самый долгий момент молчания в моей жизни. Рассказав всю историю развития идеи, я остался один на один с предметом, не имеющим функции, кроме как перевозить людей из точки А в точку Б. Постояв минуту в тишине, я поблагодарил присутствующих за внимание. На свое удивление главному человеку по дизайну экстерьера понравилась проделанная мной работа. Дело в том, что даже стажеры, пробывшие в дизайн-центре всего полгода, успевают замылить глаз, чего нельзя было сказать про нас. Мы представили свежие идеи, отличные от того, что привыкли видеть сотрудники SEAT. Месяц пролетел, как неделя. Мы успели лишь набросать основную идею концепта, но даже это стало невероятным опытом.
Подводя итоги, хочу сказать, что поездка получилась невероятно полезной не только с точки зрения приобретенного опыта в сфере автомобильного дизайна, но и преимущественно с точки зрения погружения в среду огромной системы. Тысячи людей работают для обеспечения условий к созданию автомобиля, который в дальнейшем ты видишь во всей красе на улице, и понимаешь, что являлся одним из звеньев в сложной цепи ее создания. Это чувство командного духа дает очень большой прилив эмоций и побуждает на еще более продуктивные действия».
Алиса Минкина
«Это было самое долгожданное и захватывающее путешествие, мы испытывали непередаваемые ощущения. Я понимала, куда я еду, в компанию которая прочно утвердилась и зарекомендовала себя на мировом рынке. Испанцы очень гордятся SEAT. Как они говорят "We are German and Spanish", и звучит это с каким-то вдохновением. Они расслаблены и счастливы, любят то, что делают и очень гостеприимны. Может быть, поэтому они и не стремятся покорить мир, а просто делают машины для людей, которые ценят удобство и комфорт.
Мы приехали на месяц, и нам никто не мог поверить, так как за месяц просто невозможно было сделать хоть что-то (испанцы были поражены), но мы со своей русской уверенностью сказали, что все будет отлично и за месяц мы и машину придумаем, и из пеноплекса еще сделаем! И приступили к работе. У каждого из нас был свой наставник.
Самые потрясающие моменты были в том, что нам удалось узнать эту компанию изнутри, посмотреть на то, как создаются реальные модели для выставок, узнать людей, которые над этим работают. Мы посетили завод, где производят реальные автомобили на продажу, видели весь процесс изнутри – увидеть, кто закручивает в машину все болтики для дизайнера просто бесценно.
Территория целого города и всех его прилегающих территорий работает только на SEAT. Это что-то невероятное!
Теперь уже не мечты, а реальность двигает нас к серьезной работе, и я очень благодарна полученному опыту!»
И еще немного фотографий