Для начала — повторю свое небольшое вступление.
Привет! Меня зовут Денис, и почти год назад я, как представитель Designet, съездил с группой журналистов в пресс-тур по британским дизайнерским ВУЗам по приглашению Британского Совета. Сразу попрошу прощения у Британского Совета и у читателей Designet за задержку в публикации: вскоре по возвращении из поездки по Британским ВУЗам я стремительно сменил не только род деятельности, но страну проживания, что повлекло изрядную задержку при подготовке материала.
Я не только практикующий дизайнер, но и, в прошлом, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна. Поэтому на ВУЗы смотрел не восхищенным, а, скорее, критическим взглядом. Тем не менее, разочароваться ни в чем не получилось. :-)
Продолжу рассказ я со школ, во многих из которых преподают промдизайн, в некоторых — нет, но все они оказались не менее интересными, чем первые две. Сначала, о трех колледжах, входящих в University of Arts London.
Первым колледжем, который мы посетили, был Chelsea College of Art and Design.
Практически центр города, берег Темзы, здание старого госпиталя — здесь хранят дух старой Англии. Даже разговор с администрацией проходил в каминном зале, в старых чиппендейловских креслах.
По мастерским пробежали быстро: запомнилась небольшая кузница, зал с прядильными машинами и инсталляция кого-то из студентов прямо в коридоре: куча картошки. В одной из комнат отделения интерьерного дизайна неожиданная встреча: моя бывшая студентка из БВШД! Мир тесен, что ни говори.
В целом, колледж оставил ощущение теплого, домашнего места. Настоящая Англия в центре Англии. Следующим местом в нашей программе был другой колледж UAL, совсем на Челси не похожий.
London College of Communication
Полная противоположность Chelsea. Во-первых, это многоэтажный корпус в районе метро Elephant and Castle. Говорят, когда-то это было невеселым местом, а сейчас — живой студенческий район.
Как следует из названия, основной упор в колледже сделан на околокоммуникационные специальности: от графического дизайна до пост-продакшна для кино, от типографики и до психологии в индустрии мод. Есть и курс промышленного дизайна, но до него мы дойти, увы, не успели.
редакция LCC с тиражами их газеты
Помимо отличных мастерских мы обнаружили полноценную телестудию, студию звукозаписи и даже настоящую редакцию: студенты работают “по-взрослому”, целиком своими силами издавая газету, а тираж уже многие годы бесплатно печатает типография, выпускающая многотысячное городское издание.
Антикварный, но рабочий (и работающий!) пресс из класса печати LCC. ВЕЩЬ!
Central Saint Martins — главный ВУЗ в стстеме University of the Arts.
Потрясающий комплекс зданий появился у школы совсем недавно: в паре сотен метров от вокзала Кингз Кросс под одной крышей объединились разные факультеты Сент Мартинса. По сути, университету отдали старый складской квартал: склады были перестроены, улицы между ними огорожены и накрыты крышами и в итоге получилось суперздание на Granary Street.
Холл титанического комплекса 1 Granary
Здесь вековой кирпич соседствует с бетоном, а мощеные мостовые — со стеклянными стенами во всю высоту зданий. В такой атмосфере учиться и творить не просто хочется — приходится!
А вот и последствия свободы творчества: в старом здании St. Martins столовая была изрисована студентами, а в новом здании самовыражаться на стенах им запретили. В итоге, на стене появилось требование к администрации: "дайте нам разрисовать стены, *******!".
Экскурсия по школе была скоротечной: чувствуется, что тут не только умеют учить творить, но и ценят затраченное на гостей время (которое деньги). По школе мы буквально пробежали. Что сказать? Все серьезно. И мастерские, и библиотеки, и классы, и отношение. Фотографировать — пожалуйста, спросите разрешения у студентов. Мастерские, те что видели — на высоте. Прячь свои ткани? Пожалуйста! Шелкография? Макетирование? Конечно!
Колонна библиотеки, доставшаяся коллежду в наследство от зерновых складов, которые послужили основой современного здания.
Тем не менее, снимать нам в мастерских не разрешили: если в кадр попадет студенческая работа, публиковать ее без разрешения автора нельзя. А автора попробуй найди...
В общем, Сент Мартинс как был, так и остается глыбой, главным мерилом Британского дизайн-образования.
Сказать больше нечего.
Школу Inchbald легко не заметить - по сути, она занимает лишь подъезд в старом здании в Челси. Онако в мире дизайнеров интерьеров не знать о ней практически неприлично.
Учеба в Инчбальде — погружение в сложносочиненный мир требований Британской системы проектирования с строительства. Как расположить выключатели в ванной, если нельзя допустить не только попадания на них воды, но и того, что человек возьмется за них влажными руками? Какой ширины делать ступени винтовой лестницы, если она сделана из дуба и имеет 2 пролета? Преодоление всех этих неочевидных на взгляд обычного человека сложностей, по сути, является основой процесса: студенты учатся творить в максимально сжатых рамках.
Один из преподавателей, Алан Хьюз, узнав что я из России, спросил, знаю ли я дом иностранной книги на Кузнецком Мосту в Москве. Оказалось, что он занимался интерьером этого книжного больше двадцати лет назад! Однако... То-то я чувствовал, что там все как-то очень аутентично...
Есть у школы и отделение садового дизайна, находящееся наподалеку. Там изучают парковое дело, проектирование общественных пространств и ландшафтный дизайн. На верхнем этаже — квартира и кабинет директрисы, жены основателя школы, Жаклин Дуглас, настоящей британской леди, потрясающего собеседника и просто приятного человека.
City and Guilds School of London
Школа Гильдий — да простят мне вольное обращение с названием — не полноценный ВУЗ, а, скорее, профучилище. Что никак не умаляет ее достоинств. В школе есть и сильный курс Foundation, пройдя который можно смело стучаться в тот же Central St. Martin's, и множество своих направлений: от современного искусства до резьбы по камню и реставрации.
По City and Guilds School of London нас водила доктор Марина Сохан, декан факультета реставрации, потрясающий специалист, готовая часами рассказывать об особенностях профессии. Например мы узнали, что Великобритании можно реставрировать двумя способами: либо сохранять то что осталось (по сути — чистить, причем в Школе Гильдий учат передовому способу лазерной очистки) — это называется консервацией, либо реставрировать так, чтобы работа специалистов четко выделялась на фоне оригинала, и не смешивалась с многовековой давности творениями, например, окрашивая замененные участки в другой цвет.
Студенты за практикой, а по сути — серьезнейшей работой. На первом плане — книга, посвященная изучению исторических пигментов разных эпох, учебник реставратора.
В City and Guilds School of London фанатично учат настоящему ремеслу. Пониманию предмета, погружению в работу с головой. Это вызывает не только огромное уважение, но и по-настоящему цепляет.
Курсовая работа резчика по камню в процессе.
Честное слово, если бы у меня было свободное время и деньги – я пошел бы учиться именно сюда.
Istituto Marangoni
В последний день поездки мы приехали в Лондонский филиал итальянской школы Марангони.
На границе скучного Сити и тусовочного Шордича, в роскошном лофте, бывшем когда-то складом, разместились многочисленные аудитории факультета моды (в Лондоне преподают только то, что связано с индустией фэшн).
К сожалению, представителя школы на месте не оказалось, поэтому экскурсия была скоротечной: снимать без разрешения запретили, а комментариев не давали.
Вот и конец моего краткого обзора некоторых не самых очевидных британских дизайнерских школ.
А уж что выбрать – решайте сами.
По школам ездил, фотографировал, составил текст – Денис Черданцев, Designet Team
Рекомендуем также почитать ПЕРВУЮ ЧАСТЬ обзора.