Всем привет! Меня зовут Игорь Лобанов. С 1999 года я учусь в Италии, в Европейском Институте Дизайна в Туринском филиале на автомобильного дизайнера.
Немного о том, как я поступил в IED – Instituto Europeo di Design.
У меня спрашивают в Италии, итальянцы, аргентинцы и прочие шведы:
– Как ты нашел эту школу? Тебе помог КГБ?
– Нет, мне помог Интернет! И какой-то парень из Bertone. Только я забыл, как его звали…
Когда я решил учиться автомобильному дизайну в 1999 году, я полазил по всем знакомым мне сайтам и написал по-английски на Pinifarina, Bertone, Italdesign, Peugeot, Ford... и многим другим. Написал просто, без затей – хочу учиться дизайну и все тут, посоветуйте, что делать? Мне ответил только какой-то парень из Bertone, причем в ответе был только список школ. Я списался с ними, ждал буклетов, получив их, начал сравнивать – что где сколько стоит… Потом отсылал рисунки, снова ждал.. Так оказалось, что меня зачислили в две итальянские школы, но в конце концов я выбрал Instituto Europeo di Design.
Почему Италия? Ответ прост – да потому, что дешевле всех! И потом, это отделение школы расположено в Турине, а тут – огромное количество дизайн-студий! Почти все европейские модели воплощаются в форму руками итальянцев.
Информацию о IED (правда очень общую – прим. dn) можно найти тут – http://www.ied.it/
Более подробно с IED вы можете познакомиться скачав эти Zip файлы:
Первый (55 кб) – с текстом буклета и таблицей-схемой оплаты рбучения. Второй (96 кб) – заявительные формы в виде gif-ов. (На сайте ни того ни другого нет!)
В них – на английском языке! – учебные планы по специальностям industrial design, interior design, graphic design, photography, illustration, digital illustration, fashion design, textile design, jewellery design. А также подробное описание всех шагов, которые нужно сделать для поступления в эту школу. Информация взята из буклета для поступающих и материалов, полученных при посещении IED.
Конечно, школы, где учат автомобильному дизайну есть в Германии, Англии и других хороших странах, но только скажу сразу – IED в 2-3 раза дешевле, да и жизнь в Италии тоже дешевле и приятнее.
Как обратная сторона – крайняя неорганизованность итальянцев и «вес» диплома IED. Конечно, эта школа не так известна за пределами Италии, как например Royal College of Art, Coventry University в Англии или школа в Pfortzheim-е в Германии...
Про итальянский язык: самый легкий язык на свете! Через месяц заговоришь, как миленький. Написание и произношение совпадают, не как в этом замученном английском.
Хотя для тех, кто не знает, не уверен в своем желании быть дизайнером автомобилей (ау, есть такие?) Италия – лучшее место. Потом еще можно сэкономить деньги, поступив в другую школу после IED на какой-нибудь не первый курс… Да, еще в IED существуют обменные программы с другими колледжами, например с Central Sain Martin School of Arts and Design в Лондоне (на заметку fashion-дизайнерам!)
Момент – в IED можно платить за обучение не сразу, а частями (как договоришься…)
У нас в Турине обучение вечернее. Преподаватели утром рисуют последние Fiat-ы и Lancia, работают на Pinifarina, Italdesign, а вечером приходят учить нас.Количество часов – очень маленькое: 2,5 часа в день. Но преподаватели стараются подтолкнуть к самостоятельной работе, приносят много своих и чужих работ, постоянно показывают свою технику. При этом не могу сказать, что все это время меня кто-то учил бы классическому рисунку (вот-вот – все говорят, что академический рисунок у нас дают круче!) Никаких академических терминов (или почти никаких), никаких ограничений в использовании материалов – ручка вместе с карандашом (такого же оттенка), фломастеры поверх ручки, мелки, гуашь, заправка для маркеров и вата, пальцы – кто чем может. Важен результат, умение донести идею, и, конечно, скорость (3 раза)!!!
На скорость начинают упражняться с первого курса. Запомнил на всю жизнь – как-то вечером приходит лысый, высокий мужик, с виду какой-то англо-немец родом из Заира. Заводит музыку и начинает по очереди ставить одного человека из группы в центре класса. Так, внимание! На набросок – 4 минуты! Ок? Let's GO! А теперь 3… Потом 2.. В конце – 10 рисунков по минуте! А когда у всех просто начали отваливаться руки, сам сделал демо. При этом пел и прыгал вокруг стола и выкрикивал фразу, типа Давай, Джими! (он нарисовал Джимми Хендрикса). Как оказалось, это был сам декан Transportation Department IED! Зовут его Carsten Astmeier, а в основное (!) время он работает шеф-дизайнером на Pinifarina Extra (подразделение, которое на Pinifarina делает product design).
Вот так, ребята!
Теперь картинки
Последний наш проект – New Panda – спонсировался компанией Fiat. Здесь я покажу его некоторые стадии. Как видите, ничего суперсложного нет.
Проект New Panda – это очень итальянский проект. Машина, которая стоит дешевле всех на рынке, которую покупают, как 2 или третью машину для мелкого бизнеса. Машину, которую не жалко. Вот с этого и начнем.
Панда – машина для Туринского пролетариата. Для народа. А главная проблема в Турине? Конечно, парковка! Приблизительно процентов 70 всех машин поцарапаны. Fiat Punto, например, обычно помят спереди в районе эмблемы. Очень обидно.
Поэтому я рисовал машину с огромными бамперами. Представьте себе длинные улицы, все сплошь заставленные автомобилями. И вот моя Панда, которая паркуется бампер в бампер с дорогой BMW без особой боязни последствий. А в Турине не только паркуются, здесь еще и расталкивают друг друга бамперами. Может это и не к чему в России? Сейчас – да. А через пару лет?
И еще одно – Новая Панда создает ощущение очень дешевого автомобиля, и это плюс. У ее хозяина уже есть другой автомобиль, а на этот он хотел бы тратить как можно меньше денег.
«New Panda» : Вид спереди, вид сзади.
Эскиз с хитрой перспективой, и вид сверху.
Такие скетчи очень нужны чтобы произвести впечатление на клиента, чтобы выразить машину эмоционально. Мне это очень нравится.
Это скетчи, сделанные на начальной стадии проекта «Новая Панда».
Какие-то мне нравятся больше. Но в конце концов выбирает преподаватель.
Для себя я стараюсь рисовать разные вещи, сейчас я режу вдоль и поперек.
Первый рисунок – разрезано вдоль, второй – поперек.
Здесь – разные машины, разрезанные поперек. Одна – объемом, другая – цветом.
А теперь – мои рисунки первого курса по предмету иллюстрация.
Простой черной шариковой ручкой мы рисовали насекомых и предметы.
Гуашь – рассвет эмоций.
Техника – ручка и фломастеры «Pantone». (Которые Пирожков советовал выбрасить подальше, но другие у нас в Италии не продаются…)
Рисунок наверху – это Алекс – Шурик Немцов, тоже студент IED, trasportation design, с которым мы вместе снимали квартиру.
Игорь Лобанов специально для dn.
Турин, Италия
2001