Выборы нового ректора прошли 25 декабря 2007 года, практически «под занавес» – по указу Министерства образования РФ Строгановка была обязана провести их до 1 января 2008-го.
На фото: первый – Владимир Музыченко, далее – Александр Стасюк и Николай Брызгов.
Всего участвовало 3 кандидата:
- Александр Стасюк (зав. кафедрой искусства интерьера, 63 года),
- Николай Брызгов (зав. кафедрой промышленного дизайна, 45 лет).
- Владимир Музыченко (зав. кафедрой графического дизайна, 54 года),
Участие в голосовании принимали сотрудники института, от каждой кафедры в пропорции «1 голосующий от 5 работающих». В самом начале конференции Николай Брызгов снял свою кандидатуру: взял слово и отказался. Без объяснений. Сказав, что его программа похожа на программу Александра Стасюка. Голосование было тайным, все как положено – урны, бюллетени. Всего приняло участие 108 человек, из них 98 голосов было отдано за Александра Стасюка, и 10 – за Владимира Музыченко.
И вот уже несколько месяцев один из старейших художественных ВУЗов страны живет, управляемый новым ректором. Пока ничего не изменилось, но изменится ли вообще?
Сравнив программы кандидатов, вы все поймете сами – их стиль вполне соответствует смыслу. Определенно, у Строгановки был шанс.
Владимир Музыченко…
…и его группа поддержки.
ПРОГРАММЫ КАНДИДАТОВ
1. Александр СТАСЮК
В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года определены генеральные стратегические моменты, которые направлены на обеспечение высокого уровня качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция Министерства образования и науки РФ является отражением общемировой тенденции - направленности на инновационный подход к изучению и пониманию окружающего мира.
В этой связи я хотел бы коротко остановиться на тех первоначальных этапах, которые связанны с разработкой научной концепции развития МГХПУ им. С.Г.Строганова и планом мероприятий.
Первый этап - написание концепции;
Второй этап - разработка плана мероприятий.
Решение поставленных задач позволит достичь следующих целей:
Разработать принципы перехода на многоуровневую ступень «бакалавр - магистр», сохраняя образовательные традиции Строгановки по подготовке кадров.
Обозначить методические параметры учебного процесса: содержание, формы, методы и средства учебной деятельности.
Разработать систему контроля над качеством образования.
В этой связи внедрение концепции позволит:
Органично перейти на многоуровневую подготовку «бакалавр - магистр».
Разработать интегрированные, интерактивные программы; активизировать разработку современных форм и технологий обучения.
Закрепить сотрудничество и расширить связь с базами практик, работодателями.
Расширить круг социальных партнеров для проведения совместных выставок, вернисажей, семинаров, научно-практических конференций.
Активнее использовать получение грантов педагогами, аспирантами и студентами.
Осуществлять мониторинг за качеством образования.
Отрабатывать и укреплять технологии социального партнерства связанные с экономической международной, рекламной деятельностью, продвижением образовательных услуг, формированием имиджа учебного заведения.
Цели
Курс на развитие на основе сохранения традиций Строгановской школы.
1. Выход на новый этап развития, с учетом требований времени, современных технологий в образовании, инноваций, лучших примеров из мирового опыта на фоне сохранения традиций Строгановской школы.
2. Сохранение лучших сторон прежнего курса в части взаимоотношений в коллективе, демократизме, открытости, доброжелательности руководства, забота о благосостоянии и качественном росте педагогов, внимательном, справедливом отношении к студентам, стремлении к улучшению условий учебы, труда и быта.
3. Доведение задач, поставленных прежним руководством, до завершения в части обеспечения учебного процесса. Постановка новых задач - реальных и конкретных, направленных на развитие университета.
4. Главная цель - достижение нового качественного уровня в подготовке высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров, отвечающая запросам общества и потребностям личности на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований, новых творческих концепций, традиций архитектуры, дизайна, декоративного и изобразительного искусства, а также с инновационно-проектной и творческой деятельностью, направленных на формирование полноценной среды обитания и предметного окружения человека ХХI века.
Задачи
1. Учебно-методическая работа /первостепенная/
Дальнейшая модернизация структуры и процесса профессионального образования:
- путем обновления существующих учебных программ, создание новых с учетом перехода на 2-х уровневую образовательную систему (до июня 2009 года);
- целенаправленная поддержка развития учебно-производственной базы в части модернизации оборудования существующих производственных мастерских и создания новых мастерских, использующих прогрессивные технологии.
Формирование учебно-методического фонда кафедр и университета в целом:
- написание учебных и методических пособий, проспектов, стендов в наглядном, печатном и цифровом виде;
- создание кафедральных и университетских банков интеллектуальной собственности;
- формирование библиотеки знаний университетских публикаций, рассчитанной на учебный процесс, а также для распространения вне университета на коммерческой основе.
Развитие издательской деятельности:
- расширение и модернизация издательского отдела;
- создание собственной печатающей и размножающей системы;
- интеграция с родственными ВУЗами в части публикаций;
- обеспечение грифования литературы.
Обеспечение необходимой комплектацией библиотечного фонда:
- пополнение и обновление библиотечного фонда;
- создание компьютерного отдела с выходом в Интернет.
Модернизация хранения и оснащения музея:
- пополнение и обновление компьютерного обеспечения;
- замена устаревших витрин и стендов;
- реставрация экспонатов.
Развитие системы довузовского образования:
- совершенствование работы подготовительного отделения;
- увеличение штата педагогов, ведущих занятия за счет стимулирования зарплаты, и создание системы мастер-классов;
- постепенное превращение подготовительного отделения в «О» курс университета, позволяющий отбирать и воспитывать абитуриентов.
Развитие системы дополнительного образования:
- расширение перечня специальностей в дополнительном образовании, постепенное создание вечернего института дополнительного образования, дающего возможность преподавателям нашего университета дополнительно зарабатывать.
- Совершенствование системы ФПК с использованием положения МГХПУ им. С.Г.Строганова как головного ВУЗа и расширением ее географии и видов повышения квалификации.
Восстановление системы патентования проектов и публикаций.
2. Научно-исследовательская работа /приоритетная/
Совершенствование работы научного сектора университета:
- стимулирование работы аспирантуры;
- обеспечение смыкания выпускников магистратуры и аспирантуры;
- стимулирование научно-исследовательской работы на кафедрах, создание научной и научно-популярной литературы по подразделениям университета (кафедры, мастерские, библиотека, музей) с обязательным грифованием изданий;
- создание банка научных исследований университета (печатный, электронный);
- стимулирование написания и защит кандидатских и докторских диссертаций преподавателями и сотрудниками университета;
- продолжение создания фундаментального цикла «Строгановская школа»;
- получение и реализация грантов на базе научных исследований и творческих произведений.
3. Творческая работа
Расширение контактов с творческими союзами, родственными ВУЗами, академиями.
Активизация выставочной деятельности - внутренней и внешней (районной, городской, республиканской и международной).
Создание творческих организаций на базе университета (педагогов и студентов).
Проведение семинаров, конференций, смотров, мастер-классов (вузовских, отраслевых, международных).
Стимулирование творческой работы педагогов и студентов:
- создание творческих мастерских;
- выезды на экскурсии, зарисовки, практики.
Создание системы реализации творческих произведений преподавателей и студентов университета.
Активизация продвижения достойных педагогов на звания, рост качественного потенциала преподавателей университета.
4. Международные отношения
Расширение отдела международных связей.
Налаживание контактов с родственными ВУЗами за рубежом, творческие командировки.
Создание системы обмена студентов.
Использование мастер-классов и семинаров международного уровня.
Участие в международных конкурсах.
Распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов университета за рубежом, налаживание системы перевода на иностранные языки издаваемой университетом литературы.
5. Воспитательная работа
Создание отдела по работе со студентами.
Стимулирование системы кураторства.
Создание системы творческой и культурно-массовой деятельности.
Стимулирование спортивной работы (собственная спортивная база).
Бытовое обеспечение студентов.
6. Финансово-хозяйственная деятельность
Дальнейшее развитие инфраструктуры материальной и социальной поддержки преподавателей, студентов и сотрудников университета.
Дальнейшее развитие системы финансовой самостоятельности, нахождение дополнительных источников финансирования и пополнения внебюджетного фонда, используя образовательные услуги, творческую и научную деятельность и систему попечительства и спонсорства.
Совершенствование системы приоритетов в распределении и использовании внебюджетных средств.
Нахождение способов финансовой поддержки профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала.
Изыскание возможностей выгодного использования собственности университета (аренда) для развития материально-технической базы и наведения порядка в университете.
Проведение анализа нормативного использования площадей, ресурсов энергетических и материальных составляющих собственности университета с требованием правильного, законного их использования.
Добиваться бюджетного финансирования капитальных затрат университета.
Продолжение работы по капитальному и текущему ремонту учебных зданий и общежития.
Стремление к завершению работ по режимному вопросу: пропускная система и охрана с привлечением частных охранных предприятий, контроль над внутренней дисциплиной, пожарная безопасность и техника безопасности, система видеонаблюдения на прилегающей территории и внутренних помещениях университета.
Завершение начатых мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, согласно требованиям Госпожнадзора. Для создания системы противопожарной безопасности обратиться с просьбой о выделении целевых средств в Федеральное агентство по образованию.
Создание юридического отдела. Продолжение начатой работы по оформлению правоустанавливающих документов на землю и собственность МГХПУ им. С.Г.Строганова.
Для улучшения быта иногородних студентов и аспирантов добиваться в вышестоящих инстанциях выделения дополнительных площадей и продолжать начатые работы по реконструкции общежития.
Продолжение работ по текущему ремонту и обновлению помещений кафедр, проведение капитального ремонта актового и спортивного залов с переоснащением современным оборудованием, завершение работы по реконструкции кровли.
Устранение перебоев на кафедрах с электро-, водо- и теплоснабжением путем реконструкции инженерных сетей.
7. Управление университетом
Оптимизация системы управления на основе более четкого разграничения компетенций, функций, полномочий и ответственности управленческих структур планового подхода.
Расширение участия всех структур в коллегиальном управлении (советы, комиссии, летучки, собрания, конференции).
Открытость и доступность.
Требовательность, дисциплина, отчетность, контроль над выполнением.
Информационное обеспечение, системность, информационная сеть, АСУ.
Экономное использование занимаемых площадей и оборудования.
8. Социальная сфера
Дальнейшее развитие инфраструктуры социальной и материальной поддержки преподавателей, сотрудников и студентов.
Обеспечение защиты прав сотрудников и студентов.
Создание условий для охраны здоровья сотрудников и студентов.
Совершенствование системы морального и материального стимулирования.
2. Николай БРЫЗГОВ
1. Учебная работа.
Сохранить и углубить фундаментальность художественного образования в МГХПУ им. С.Г.Строганова, основанную на изучении студентами истории искусств, освоении академического рисунка, живописи, скульптуры и композиции и знанию свойств различных материалов и умению работать с ними.
Переработать программы обучения с целью адаптации к новому закону о высшем образовании. В том числе программу подготовки бакалавров на основе пропедевтического курса и программу подготовки магистров на основе спецкурсов. Учесть опыт преподавания программных дисциплин в отечественных и зарубежных ВУЗах родственного профиля.
Включить в учебные программы расширенные курсы информационных технологий и приблизить курсы социальных наук к изучению материальных и эстетических предпочтений современного общества потребления. Корректировать программы обучения в соответствии с запросами реального сектора экономики, оставив приоритет за творческим поиском и художественным результатом.
Внедрить в учебный процесс владение современными информационными технологиями реализации художественных замыслов, основанными на использовании компьютерных программ и оборудования.
Осуществить организационные мероприятия в случае принятия новых учебных программ.
2. Подготовка педагогических и научных кадров.
Разработать систему непрерывного повышения квалификации, имея в виду участие в научных конференциях и семинарах организацию выставок и конкурсов, а также подготовку профессорского-преподавательским составом кандидатских и докторских диссертаций. Практиковать творческие командировки, предоставление производственной базы для реализации их творческих замыслов
Восстановить научно – исследовательский сектор с функциями разработки и внедрения проектов по заданиям сторонних заказчиков на основе использования творческого потенциала преподавателей и студентов и технических возможностей учебных мастерских.
Привлекать к педагогической работе специалистов-практиков.
Сложившуюся практику экскурсионной работы согласовать с учебными программами.
3. Развитие лабораторной и производственной базы.
Продолжить комплектование учебно-производственных мастерских и рабочих помещений кафедр современным высокотехнологичным оборудованием и вспомогательными установками, обеспечивающими требования санитарно-гигиенических норм.
4. Материально-техническое обеспечение учебного и производственного процессов. Совершенствование хозяйственной деятельности.
Разработать нормы расходования материалов, исходя из потребностей учебного процесса подготовки специалистов различного профиля. Улучшить эксплуатацию учебных корпусов, повысить ответственность должностных лиц за состояние и обновление инженерного оборудования. Благоустроить внутреннюю и прилегающую территории.
5. Повышение материальной заинтересованности профессорско-преподавательского состава в результатах своего труда.
Разработать критерии оценки результативности преподавательской деятельности применительно к программам МГХПУ им. С.Г.Строганова, устанавливать стимулирующие надбавки к оплате труда с учетом разработанных критериев. Применять иные формы поощрения, в том числе в форме творческих командировок, выдвижения на присвоения почетных званий и др.
6. Поддержание и развитие творческих и хозяйственных контактов.
Осуществлять поддержку творческих начинаний сторонних предприятий и организаций, продолжить практику приглашения художественных коллективов для участия в мероприятиях университета.
7. Решение социальных вопросов.
Поддержать усилия профсоюзного комитета по материальной поддержке ветеранов ВОВ и труда, нуждающихся сотрудников университета, оздоровлению сотрудников и студентов и повышению их культурного уровня.
8. Укрепление дисциплины и порядка.
Добиться выполнения правил внутреннего распорядка на основе создания условий для их выполнения, воспитательной работы и административного воздействия. Повысить уровень исполнительской дисциплины, включив ее в перечень критериев оценки результативности преподавательской деятельности.
3. Владимир МУЗЫЧЕНКО
Наш университет – наша «Строгановка» – самодостаточна и самоценна.
Почти 200-летняя история доказывает нашу жизнеспособность и востребованность:
1825 - Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам
1860 - Строгановское училище технического рисования
1973 - Строгановское центральное училище технического рисования
1917 - Первые Свободные государственные мастерские
1918 - ВХУТЕМАС
1928 - ВХУТЕИН
Несмотря на то, что после закрытия ВХУТЕИНа Строгановку «разорвали» на куски,
образовав на её основе самостоятельные Суриковский, Архитектурный, Текстильный и Полиграфический институты
- Строгановка сумела возродиться!
1945 - Московское Центральное художественно-промышленное училище
(бывшее Строгановское).
1947 - Московское Высшее художественно-промышленное училище
(бывшее Строгановское).
1996 - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова.
В XIX веке государством были востребованы «технические рисовальщики» и высокопрофессиональные мастера для промышленности, которых и готовила Строгановка.
В 20 - 30 годы, годы «агитации и пропаганды», XX века, - оказалось востребованным «новое искусство» - и Строгановка предложила методы конструктивизма, тем самым внеся огромный вклад в развитие искусства и дизайна мирового значения.
Когда в стране началась эпоха «Социалистического реализма» - Строгановка опять не осталась в стороне, воспитав целую плеяду замечательных художников!
И среди «шестидесятников» - немало выдающихся имён,связанных с нашим университетом. В 70 - 80 годы нашу Школу двигали вперёд монументалисты.
Сегодня востребован дизайн и проектная культура - и сегодня мы опять должны быть Первыми!
Это вовсе не означает, что другие наши направления и специальности более не нужны - наоборот мы должны помогать, поддерживать и сохранять их.
Кто знает, что будет востребовано через 10 или 20 лет?
Но не воспользоваьтся, ради дальнейшего развития Вуза, возможностями и потенциалом факультета Дизайн - просто глупо.
Высочайший профессионализм и талант наших педагогов и студентов, наша история и богатейшие традиции - и есть феномен и основа понятия - Строгановка!
Ре-брендинг Строгановки
(дизайн-проект экстренной реконструкции)
Я - дизайнер, я создаю проекты, поэтому отношусь к выборам ректора, как к дизайн-проекту реконструкции Строгановки. Любой новый дизайн, тем более ре-дизайн, начинается с анализа существующей ситуации.
Россия и Строгановка: что происходит
За последние 10 лет в стране произошли колоссальные изменения: подъем экономики, повышение уровня жизни. Изменились позиция и место России в мире.
Страна переживает стадию активного подъёма, а мы все еще лежим и ждем, когда банан упадет нам в рот. Не упадет.
Сегодня государство перестало вкладывать деньги в бесперспективные проекты.
И правильно делает!
Из СМИ мы узнаем о посланиях Президента к Федеральному Собранию, стратегической политике и планах страны на годы.
Что же произошло за 10 лет в Строгановке?
Как мы участвуем в развитии нашей страны?
В 60 - 70 годы наш университет был для государства Головным! По нашим планам, используя наши методики, создавались художественно-промышленных Вузы по всей стране. В МГХПУ преподавала целая плеяда замечательных творцов, формировавших лицо современного искусства тех лет. Среди них: Г.А. Захаров, Замков, Г. Коржев, О. Филатчев. Благодаря таланту Ф.Ф. Волошко, появилось целое понятие - «Строгановский рисунок».
Сегодня же наши позиции заметно снизились, мы боимся открытой конкуренции.
Конкурс на многие специальности - катастрофически мал - 1:1, а иногда и меньше.
Многие выпускники меняют специализацию, а порой и профессию!
Если раньше попасть в число преподавателей считалось наградой - то сегодня лучшие не то, что не приходят - уходят. Например, замечательный художник, профессор живописи В.Калинин.
Какова наша стратегия, наши планы?
У нас их просто нет! Ни стратегии - ни планов - ни тактики.
Многие из нас считают, что имя и стены Строгановки защитят нас от любых невзгод, что либо Государство поможет, или личные связи ректора в министерстве, либо всё само собой как-нибудь рассосётся. Мы просто эксплуатируем имя Строгановки.
Но дизайнеры знают: если брэнд (марку) не поддерживать и не развивать - он умирает быстро и незаметно не только для окружающих, но и самих сотрудников (часто вместе с ними).
Жизнь - движение, особенно сегодня, в 21 веке!
Во всем мире образование - это успешный бизнес, при этом очень перспективный! А мы ждем денег от государства, и жалуемся, что опять мало дали!
Строгановка - моя жизнь, я провёл здесь 31 год.
Мне хочется поднять престиж Строгановки, по многим позициям сегодня утраченным.
Преобразовать наш университет без революционных потрясений. Путём эволюции.
Нам необходимы новые подходы и новое мышление!
И такое мышление хорошо известно в методике и методологии Дизайна.
Проектное мышление - мышление нового тысячелетия
Сегодня принципы проектного мышления уже востребованы и успешно используются крупнейшими государственными и коммерческими компаниями России. В высших кругах управления страной его называют «Государственным». Данный тип мышления уже заметен и приносит свои результаты в некоторых аспектах внутренней и внешней политики. Оно успешно осваивается и Правительством РФ.
В чём же смысл данного типа мышления и различие с пока ещё общепринятым?
Самый простой и понятный пример: «Глупо тратить деньги на табличку из золота, которую прибивают на кривой сарай» - думает дизайнер.
«Прекрасная (уникальная) табличка» - восхищается художник-оформитель (я нарисовал и сделал её очень нарядной и пафосной). Он действительно вкладывал душу, сделал все, что смог, как заказывали!
В данной ситуации отсутствие проектного мышления - налицо! Присутствие оформительского подхода - тоже!
Оформительское понимание (латание дыр) осталось в 20 веке, это косметические (внешние) поверхностные и сиюминутные решения для того, чтобы просто выжить.
Но сегодня другие времена и этот подход полностью недееспособен. Он не предполагает динамичного развития. Он полностью исчерпал себя!
Проектный подход подразумевает решения сквозные, выверенные:
не только от проектной идеи - до тиража (как говорит дизайнер), но: от правильной постановки задачи - точного талантливого проекта и получения заслуженной прибыли от успешной реализации - как говорит успешный менеджер!
Проблемы, назревшие в Университете те же - что и в нашей стране.
Но в стране их уже давно и успешно решают, а у нас - всё ещё думают!
Об искусстве вообще, и нашей специфике
Как называется наш университет? - Художественно-Промышленный. Он и создавался графом С.Г.Строгановым почти 200 лет назад, как учебное заведение, готовящее художников, разрабатывающих изделия для промышленности России. В этом наша специфика и отличие от таких как Суриковская, Репинская и иных, вполне заслуженных и уважаемых школ. Их удел - станковое искусство, наш - проектирование, т.е. - дизайн (как говорят во всём мире).
И дипломы, полученные на международных промышленных выставках в 19 - начале 20 века, висящие в нашем музее, свидетельтвуют о высочайших успехах «Строгановки» именно в этой области!
Значение таких дисциплин как рисунок, живопись и скульптура нельзя принижать, именно поэтому они и называются «Академеческие» - это база любой из наших специальностей. Однако странно, когда студенты после преддипломной проектной практики отчитываются этюдами и симпатичными набросками. Чем они будут заниматься после окончания: писать картины или проектировать интерьер?
В каких областях культуры и искусства происходят сегодня самые интересные события, где появляются новые тенденции и формируются новые стили? В первую очередь в дизайне.
Почему эта область творчества постоянно обрастает все новыми и новыми специализациями? Потому что современная продукция рождается не только передовым производством и новейшими технологиями, в т.ч. и в образовании. Во многих странах уже давно поняли, что именно Дизайн, как искусство и инструмент одновременно, способен обеспечить конкурентноспособность на мировом рынке. Около 30% нац. бюджета Голландии сегодня формируется за счёт дизайн-деятельности.
Вдумайтесь в этот факт!
Я не понимаю, почему я сегодня должен выписывать понравившийся мне диван из Италии или ехать за мебелью в Икею, которая (хоть уже и «Сделано в России») спроектирована шведским умом? Ведь в Строгановке существует кафедра «Проектирование мебели». Где эти выпускники? Ведь отечественная мебельная промышленность уже давно прибыльна и является успешным бизнесом. Наверное, пишут этюды.
Почему на факультете «Дизайн» самый большой конкурс? Потому, что слово «дизайн» сегодня в моде? Нет. Потому, что студенты по окончании этого факультета знают, что будут востребованы! Они не окажутся зимой в переходах Арбата или набережной ЦДХ, ожидая случайного иностранца или богатого «ценителя».
Абитуриенты научились думать! Они хотят получить профессию для своего будущего!
А те, кому нужен - просто «Диплом», но не знания, идут на те кафедры, где конкурс равен 0.
Что имеем?
Можно сидеть, ждать и жаловаться: «государство нас плохо субсидирует» и просить увеличения бюджета (мышление прошлого века).
Наше государство смогло выжить за счет богатейших природных ресурсов. Наш университет тоже ими богат - это традиции Строгановки, талант наших студентов и преподавателей.
Все мы воспитаны так, что Государство нам всегда что-то должно: квартиру, путевку и т.д. И «развитый социализм» - нам это действительно обещал, и даже перед некоторыми гражданами общества эти обещания с избытком выполнял. Все остальные, кому не досталось - оставались обиженными.
Сегодня руководители государства говорят: мы не дадим умереть с голоду, т.е. хлеб будет, но о себе и будущем (если хотите его с икрой) заботьтесь сами! Придумывайте, творите и создавайте, будьте востребованы и успешны! Сегодня Государство понимает, что продавать сырую нефть далее - глупо, нужно развивать переработку, создавать новые рабочие места, производить и продавать продукт. Но не сырьё. А мы этого пока не осознали.
И получается следующее: Государство поддерживает наш университет, вкладывая в нас немалые деньги - преподаватели шесть лет готовят специалистов - и студенты, получив профессию, уходят работать в частный бизнес (зачастую - иностранный). При этом начальная зарплата выпускников нашего факультета начинается от 1,5 - 2 тысяч долларов, что, конечно же, радует, но у профессора, который проработал здесь всю жизнь, - сколько?
Когда наши педагоги узнают о размере зарплат западных коллег-приходят в полное уныние.
Но там и работают иначе: кроме занятий со студентами преподаватели ведут проектную, исследовательскую или научную работу, выполняя реальные заказы по договорам университета с бизнесом. И за это действительно получают около 5000 - 8000 $. Привлекают к таким работам студентов, т.е. создают творческие коллективы, и не только временные. Они часто превращаются в мастерские, студии, проектные бюро. Но - при Университетах!
Мы же, отработав 4 часа, (дважды или трижды в неделю) - идем в свои мастерские или к заказчикам и частным образом зарабатываем дополнительные средства (обижаясь при этом на Строгановку).
Обидно всем. И прежде всего за Строгановку.
Мы часто говорим о замечательных «Строгановских традициях» - в чём они, где их удаётся сохранять и развивать? Считаю, что на факультете «Дизайн» - это кафедры комуникативного дизайна и дизайна средств траспорта. Средовой дизайн - ещё в стадии становления, первый полноценный выпуск будет только в следующем году. Будем надеяться, что новые учебные аудитории будут способствовать получению новых знаний. А с промдизайном - настоящая беда, уровень работ просто чудовищный! Одни отговорки - в стране промышленность развалена, специалисты никому не нужны и пр. Да, действительно, сегодня отечественная промышленность слаба как никогда. Но и автомобилестроение сегодня известно где. Однако, на кафедре транспорта нашли выход - использование международных конкурсов в своих учебных целях. Довольны все, в первую очередь - студенты.
У нас есть замечательные кафедры реставрации! Это профессии специфические, деликатные, они требует не только глубоких знаний, но и искуснейшего мастерства. Это не дизайн, где зачастую важна быстрота реакции. Скорость и успех здесь просто несовместимы. Эти кафедры уже давно пора объединить в один факультет - факультет Реставрации. Это будет полезно всем и статус поднимется. Мир реставраторов - отдельный мир и его нужно развивать по их собственным законам.
Среди кафедр факультета интерьера резко стала выделяться кафедра керамики - дипломные работы этого года удивительно свежи и неожиданны. Проектные идеи берут верх и мастерство при этом не страдает!
Но металл и мебель продолжают деградировать - куда уж дальше? От успехов тридцатилетней давности не осталось ни следа. Где те самые традиции - утрачены. Безумно жаль, необходимы срочные меры!
Реконструкция мастерских, закупки новейшего оборудования и материалов безусловно необходимы, но они не гарантирут успеха в проектных решениях.
Кафедра монументальной скульптуры опирается на имя зав.кафедрой - академика А.Н.Бурганова, которого знают все, а кафедра монументальной живописи?
Необходимо возрождать художественно-промышленные традиции нашей Школы.
Опыт наших педагогов и мастеров, передающих традиции из рук в руки на протяжении поколений - самое ценное что мы унаследовали!
Проектное решение. Или как жить дальше
Государство нам ничего не должно! Оно дает нам сегодня несоизмеримо больше, чем когда-либо: - возможность развиваться самостоятельно (это пример проектного мышления на государственном уровне). Либо научимся плавать - либо утонем.
I. Экономическое развитие
(основа данного проекта)
Развитие внебюджетных форм финансирования (т.е. умение зарабатывать самим) - единственный выход для нашего Университета.
Элементарный SWOT-анализ доказывает это.
К сожалению мы до сих пор не понимаем и не видим этих возможностей и статей дохода, а они в следующем:
Статья 1
Создание собственного кадрового агентства, заботящегося о дальнейшем трудоустройстве выпускников - это продукт всего нашего коллектива. Где это видано, что бы садовнику, вырастившему и собравшему урожай, он оказался не нужен? Ни съел, ни продал, заработав деньги, а просто забыл, т.е. выбросил! Это по-хозяйски? Так могут поступать только те, кто не сеял, не пахал, то есть временщики.
Статья 2
Создание при профилирующих кафедрах проектных студий и мастерских
В Москве сегодня существует более тысячи самых разнообразных дизайн-студий по всем возможным направлениям проектирования. Не менее половины из них успешно созданы нашими выпускниками и в них тоже успешно работают наши выпускники и студенты. Почему при Университете нет ни одной! О прибылях рекламных агентств я просто умалчиваю!
Статья 3
Создание Попечительского Совета. «Третий» фонд - фонд развития и поощрения за творческие успехи.
Только среди моих заказчиков есть минимум пять человек, возглавляющих крупнейшие бизнес-структуры страны и готовых оказывать поддержку нашему Университету (естественно - не бескорыстно, её нужно отработать), но у них нет уверенности, что эти средства пойдут именно на развитие Вуза и поощрение студентов.
Статья 4
Создание полноценных Подготовительных курсов
От преподавателей первых курсов мы постоянно слышим о низком уровне подготовки вновь поступивших студентов. А кто их готовил? - наши же преподаватели: либо частная подготовка, либо подготовительные курсы. Необходимо сделать уровень их подготовки столь высоким, чтобы абитуриенты туда в очередь стояли, а преподавателям было выгоднее работать на курсах, чем по подвалам и чердакам собственных мастерских, прячась от налоговой инспекции.
Статья 5
Создание собственного салона
Во всех наших мастерских создаются уникальные, абсолютно конкурентные на рынке единичные предметы. Куда они деваются? В лучшем случае пылятся в подсобках, в худшем - ... Не только мастера, но и студенты должны иметь возможность, сделав что-либо своими руками, тут же выставить на продажу, здесь, у нас, но не везти куда-то в салон.
Можно зайти в любой магазин сети «Красный куб» и посмотреть что, как и почём.
Статья 6
Издательская деятельность
Сегодня довольно остро стоит вопрос с профессиональной литературой на русском языке. То ли её почти не пишут - то ли не издают. Сегодня в стране уже существуют несколько издательств, специализирующихся, в основном, на переводе и оперативном легальном переиздании западной профессиональной литературы. Тиражи небольшие - большие цены, и ещё попробуй найди.
Статья 7
Типография оперативной печати
На весь университет не менее полусотни принтеров, многие из которых бытового назначения, с коротким сроком службы и высокой себестоимость отпечатка. Многие из них давно не работают - либо расходные закончились, либо ресурс иссяк.
Сегодня печатать приходится всем студентам, если не проекты, как на Дизайне, то фотографии. Необходим общеуниверситетский принт-сервис, с доступной ценой.
Статья 8
Дополнительное образование:
курсы повышения квалификации для специалистов желающих повысить свои профессиональные знания по всем нашим специализациям:
факультативы
изучение предметов, не преподающихся в нашем Вузе
мастер-классы ведущих профессионалов
для наших студентов - бесплатно, остальным - платить.
Статья 9
Выставочный зал
Сдача зала в аренду под короткие профессиональные выставки. Интерес не только творческий, но и материальный.
Вот отсюда и возьмутся средства для выплаты надбавок преподавателям, мастерам, заработка и поощрения студентам, на оснащение аудиторий и мастерских оборудованием необходимого для учебного процесса!
II. Учебный процесс
Введение новых общевузовских курсов:
Основы духовной культуры
Проблема этического воспитания молодёжи стоит сегодня необычайно остро. Школа этими проблемами сегодня не занимается. Масскультура незаметно заполонила всё медиа-пространство, проникла во все щели. Запретительные меры дают прямо противоположный результат. Студентам необходимо объяснять: «что такое хорошо и что такое плохо» и почему. Кто отказался от заказа по этическим соображениям невзирая на заманчивый гонорар?
Кто сегодня об этом задумывается? Кто и что формирует новую идеологию?
Материальная культура
Лекционный курс необходимый всем: художникам, реставраторам, дизайнерам.
Есть в любом приличном европейском Вузе.
Создание новых кафедр и специальностей:
Кураторство и менеджмент в искусстве. Время талантливых универсалов,
умеющих всё - закончилось. Сегодня нет ни сил, ни времени, ни возможности, самому бегать за заказами, проектировать, макетировать, внедрять, осуществлять авторский надзор и продавать выполненную работу. Сегодня - время работы в команде, профессиональной команде - где каждый занят своим делом. И очень важную роль в такой команде играет куратор (менеджер). Именно он приносит заказы, он тратит время на общение с заказчиком и бесконечные согласования, следит за исполнением и сроками, обеспечивает автора всем необходимым - лишь бы тот только творил. Но если он ещё владеет профессиональной терминологией и хоть чуть разбирается в искусстве? Нет. Таких специалистов в нашей стране никогда не готовили.
Кураторы выставок - именно они определяют суть, решают что в неё попадёт, что - нет.
Кураторы фактически формируют современную культуру и тенденции в современном искусстве. И когда мы, профессионалы, справедливо ругаем т.н. «Актуальное искусство», то должны знать: эту помойку собрал плохо образованный дилетант-куратор, которого никогда, никто и нигде этому не учил - либо провокатор, добивающийся известности путём скандала. Даже в Третьяковке завёлся такой!
Иллюстрация - специальность крайне востребованная в издательствах и у нас в стране,
тем более за рубежом, где рисовать практически не умеют и не учат - некому. В эту профессию приходят либо плохие живописцы, либо плохие дизайнеры. Настоящих профессионалов - единицы...
Дизайн одежды и аксессуаров - разве нет возможности найти стоящих профессионалов - педагогов? Какая замечательная профессия.
Дизайн в кино, видео и телевидении - сегодня это лишь специализации нашей кафедры «Коммуникативный дизайн». Потребность в специалистах - невероятная!
Анимация и мультимедиа - специалистов с художественным образованием практически нет!
Бакалавриат и магистратура
Сегодня Государство вкладывает большие деньги в подготовку специалистов государственными Вузами. И теперь оно хочет тратить их разумно, рассчитывая на гарантированную отдачу в будущем! Это понятно, по-хозяйски. Просто здравый смысл!
Многие из нас боятся перехода на двухуровневую систему «бакалавр - магистр». Считаю, что для большинства кафедр это благо. Многие из наших студентов начинают работать уже на 3 - 4 курсах. И неплохо работают. Вот и пусть большинство пойдёт работать после 4 лет обучения, получив диплом бакалавра. Принятые же в магистратуру (лучшие) 3-5 человек - будут действительно учиться тонкостям профессии. Те, кто в процессе работы осознает, нужду в изучении таких тонкостей - тоже смогут продолжить обучение.
Зачем Государству тратить деньги на людей, которым уже некогда учится и ничего, кроме диплома уже не нужно! В каждой группе, на каждом курсе, есть такие, их много и пусть говорят спасибо, что больше не будут ругать за прогулы.
Правила приёма
Принцип анонимности на вступительных экзаменах понятен, но имеет и обратный негативный эффект. Хотелось бы видеть автора экзаменационной работы, его глаза, иметь возможность поговорить с ним. Как проходят вступительные экзамены в иных творческих заведениях где учат - хореографии, музыке, актёрскому мастерству? Может быть, экзаменатору закрывают глаза и уши?
III. Музейная и выставочная работа
Когда десять лет назад я привёл в Строгановский музей группу студентов и профессоров Токийского университета искусства - они чуть не упали в обморок от увиденного: подлинных эскизов А.Родченко, В.Степановой и Л.Поповой. Ответ на вопрос - почему весь мир не знает, что их можно увидеть именно здесь, стыдно давать и сейчас!
Музей Академии им. Штиглица включен в список достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Наш выставочный зал сегодня похорошел: ремонт и оборудование новое. Хотелось бы и к формированию зкспозиций подходить тоже по новому, что бы выставку приходили смотреть, а не проходить мимо. Интересно знать, например, чем занимаются наши известные выпускники - вот и выставка. Студентам интересно - каких высот можно добиться в своей профессии?
IV. Библиотека
Специальная литература по различным направления искусства - старая, обновляется недостаточно, современые издания по дизайну и периодика практически отсутствует.
Наша библиотека должна стать центром современных информационных ресурсов по всем видам искусства. Редкий Фонд должен быть переведён на цифровые носители в первую очередь.
V. Информационная и рекламная деятельность (PR)
Жить в современном мире, успешно развиваться и работать без использования средств и методов современной коммуникации - далее невозможно!
Необходимо срочное создание этой службы. Это нужно не только нам, но и многим провинциальным Вузам, которые пока ещё смотрят на нас. Регулярные издания буклетов и каталогов с курсовыми и дипломными работами давно назрели, и на одном энтузиазме эти работы держаться более не могут.
VI. Международное сотрудничество
Иностранные студенты - теперь редкость, у нас даже китайцев (хотя их больше миллиарда) почти не осталось, человек десять на весь университет, а всего иностранных студентов - 18.
Нас сегодня за границей просто не знают.
Стажировки в зарубежных компаниях практикуются лишь на кафедре дизайна средств транспорта, но это заслуга не университета - а исключительно зав. кафедрой, профессора Н.Е. Розанова, постоянно участвующего всей кафедрой в международных конкурсах. Стажировки в зарубежных университетах - давно в прошлом.
Предложения есть: из Лондона, Гётеборга, но это личные договорённости, организационными проблемами должен заниматься специальный отдел международного сотрудничества, которого никогда у нас не было. Эти же сотрудники должны организовывать лекции и мастер-классы наших профессоров в других городах и странах. В Европе за студентов борются, ищут и заманивают их к себе. Нам это ещё предстоит, но эту работу надо начинать уже сейчас, сегодня.
Мастер-классы международных корифеев профессии должны проводится регулярно, по расписанию хотя бы раз в месяц. Расходы из внебюджетного фонда должны быть заранее предусмотрены на год вперёд.
VII. Кадровые проблемы
В нашем педагогическом коллективе - люди разного возраста и разной квалификации. Считаю, что старость и безразличие к Делу относятся не к возрасту! Это состояние Души и совести. Бездельников полно в любом возрасте. Мой профессор живописи - М.А.Марков прекрасно преподавал и в восемьдесят. Главное в другом: чему может научить конкретный педагог, какова его отдача? Кадры надо готовить - воспитывать самим.
VIII. Общежитие есть - общежития нет
Россия - это не только удельное княжество Московское. Настоящие таланты живут в провинции. Их много, и мы это знаем. Приехать учиться к нам могут лишь дети из обеспеченных семей, которых в провинции единицы.
Мы Московский университет или Государственный? Судя по названию - Государственный тоже. По составу студентов - столичный. Проблема общежития - невероятно остра и сложна, но решать её нужно. Срочно!
Реализация этого проекта в одиночку невозможна - только всем коллективом.
Мы должны помнить: все мы здесь - ради студентов, а не студенты - ради нас.
Национальная культура - национальное достояние. Университет им.С.Г.Строганова - одна из составляющих этого достояния и именно мы формируем лицо современной культуры!
Мы в ответе за наш Университет и тех, кого мы готовим!
Когда я заканчивал писать этот текст - подумал: не слишком ли кардинален мой проект? Потом вспомнил, что когда у великого Фаворского не принимали заказ, он утешал себя такими словами: «Ничего, зато покомпоновал!»
Я - дизайнер.
Зав. кафедрой «Коммуникативный Дизайн»,
профессор В.А. Музыченко
P.S.
Данная программа получила поддержку и одобрение следующих организаций:
Общественная Палата РФ (д.и. профессор В.Л.Глазычев)
Академия Художеств Российской Федерации (Президент Академии)
Государственная Третьяковская Галерея (Генеральный директор В.А.Родионов)
Московский Государственный Текстильный университет (Ректор С.Д.Николаев)
Санкт-Петербургский Государственный Университет (Декан С.И.Богданов)
Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
(Ректор института архитектуры и дизайна Е.М.Удлер)
Волжский Государственный инженерно-педагогический Университет
(Ректор Ю.Н.Петров)
Московский Государственный Университет Печати (Цыганенко А.М.)
СПГХПА (зав. кафедрой В.М.Федосеев)
Оренбургский государственный университет
Харьковская Государственная Академия Дизайна и Искусства (Ректор В.Я.Даниленко)
Академия Графического Дизайна (Президент С.И.Серов)
Международная Ассоциация «Союз Дизайнеров» (Президент А.Л.Бобыкин)
Союз Дизайнеров России (Президент Ю.В.Назаров)
Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров (Председатель А.В.Тимофеев)
Нижегородский Региональный центр развития дизайна
(Председатель правления С.А.Поднебеснов)
Нижегородское отделение Союза Дизайнеров РФ.
Фотографии – Владимир Чайка.
Им же спроектированы майки в поддержку профессии.
и никакие кафедры, преподаватели, "коммунисты", "савок", "страна" и прочие существительные тому виной.
сколько можно
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать