DesigNet.RU
Rambler's Top100
Учебные заведения
Защиты и просмотры
Взгляд изнутри
Курсы, тренинги…
Семинары, лекции…
Карьера
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

19 марта 2008

У Строгановки был шанс (по следам выборов ректора)

Комментариев: 9Добавить свой комментарий
24 сентября 2007 г. скончался прежний ректор МГХПУ им. Строганова – Дубровин Александр Алексеевич, который занимал эту должность второй срок. В свое время он окончил филфак МГУ и начинал работу в МГХПУ на кафедре русского языка. С декабря 1999 г. стал ректором и совмещал должность с работой зав. кафедрой ТИИ (теории Истории искусств). После смерти ректора исполняющим обязанности был назначен Стасюк Александр Николаевич, впоследствии выдвинувший свою кандидатуру на пост ректора.



Выборы нового ректора прошли 25 декабря 2007 года, практически «под занавес» – по указу Министерства образования РФ Строгановка была обязана провести их до 1 января 2008-го.


На фото: первый – Владимир Музыченко, далее – Александр Стасюк и Николай Брызгов.

Всего участвовало 3 кандидата:
- Александр Стасюк (зав. кафедрой искусства интерьера, 63 года),
- Николай Брызгов (зав. кафедрой промышленного дизайна, 45 лет).
- Владимир Музыченко (зав. кафедрой графического дизайна, 54 года),

Участие в голосовании принимали сотрудники института, от каждой кафедры в пропорции «1 голосующий от 5 работающих». В самом начале конференции Николай Брызгов снял свою кандидатуру: взял слово и отказался. Без объяснений. Сказав, что его программа похожа на программу Александра Стасюка. Голосование было тайным, все как положено – урны, бюллетени. Всего приняло участие 108 человек, из них 98 голосов было отдано за Александра Стасюка, и 10 – за Владимира Музыченко.

И вот уже несколько месяцев один из старейших художественных ВУЗов страны живет, управляемый новым ректором. Пока ничего не изменилось, но изменится ли вообще?

Сравнив программы кандидатов, вы все поймете сами – их стиль вполне соответствует смыслу. Определенно, у Строгановки был шанс.



Владимир Музыченко…



…и его группа поддержки.







ПРОГРАММЫ КАНДИДАТОВ


1. Александр СТАСЮК

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года определены генеральные стратегические моменты, которые направлены на обеспечение высокого уровня качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция Министерства образования и науки РФ является отражением общемировой тенденции - направленности на инновационный подход к изучению и пониманию окружающего мира.

В этой связи я хотел бы коротко остановиться на тех первоначальных этапах, которые связанны с разработкой научной концепции развития МГХПУ им. С.Г.Строганова и планом мероприятий.
Первый этап - написание концепции;

Второй этап - разработка плана мероприятий.
Решение поставленных задач позволит достичь следующих целей:
Разработать принципы перехода на многоуровневую ступень «бакалавр - магистр», сохраняя образовательные традиции Строгановки по подготовке кадров.

Обозначить методические параметры учебного процесса: содержание, формы, методы и средства учебной деятельности.
Разработать систему контроля над качеством образования.

В этой связи внедрение концепции позволит:
Органично перейти на многоуровневую подготовку «бакалавр - магистр».
Разработать интегрированные, интерактивные программы; активизировать разработку современных форм и технологий обучения.
Закрепить сотрудничество и расширить связь с базами практик, работодателями.
Расширить круг социальных партнеров для проведения совместных выставок, вернисажей, семинаров, научно-практических конференций.

Активнее использовать получение грантов педагогами, аспирантами и студентами.
Осуществлять мониторинг за качеством образования.

Отрабатывать и укреплять технологии социального партнерства связанные с экономической международной, рекламной деятельностью, продвижением образовательных услуг, формированием имиджа учебного заведения.

Цели

Курс на развитие на основе сохранения традиций Строгановской школы.
1. Выход на новый этап развития, с учетом требований времени, современных технологий в образовании, инноваций, лучших примеров из мирового опыта на фоне сохранения традиций Строгановской школы.
2. Сохранение лучших сторон прежнего курса в части взаимоотношений в коллективе, демократизме, открытости, доброжелательности руководства, забота о благосостоянии и качественном росте педагогов, внимательном, справедливом отношении к студентам, стремлении к улучшению условий учебы, труда и быта.
3. Доведение задач, поставленных прежним руководством, до завершения в части обеспечения учебного процесса. Постановка новых задач - реальных и конкретных, направленных на развитие университета.
4. Главная цель - достижение нового качественного уровня в подготовке высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров, отвечающая запросам общества и потребностям личности на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований, новых творческих концепций, традиций архитектуры, дизайна, декоративного и изобразительного искусства, а также с инновационно-проектной и творческой деятельностью, направленных на формирование полноценной среды обитания и предметного окружения человека ХХI века.

Задачи

1. Учебно-методическая работа /первостепенная/
Дальнейшая модернизация структуры и процесса профессионального образования:
- путем обновления существующих учебных программ, создание новых с учетом перехода на 2-х уровневую образовательную систему (до июня 2009 года);
- целенаправленная поддержка развития учебно-производственной базы в части модернизации оборудования существующих производственных мастерских и создания новых мастерских, использующих прогрессивные технологии.
Формирование учебно-методического фонда кафедр и университета в целом:
- написание учебных и методических пособий, проспектов, стендов в наглядном, печатном и цифровом виде;
- создание кафедральных и университетских банков интеллектуальной собственности;
- формирование библиотеки знаний университетских публикаций, рассчитанной на учебный процесс, а также для распространения вне университета на коммерческой основе.

Развитие издательской деятельности:
- расширение и модернизация издательского отдела;
- создание собственной печатающей и размножающей системы;
- интеграция с родственными ВУЗами в части публикаций;
- обеспечение грифования литературы.
Обеспечение необходимой комплектацией библиотечного фонда:
- пополнение и обновление библиотечного фонда;
- создание компьютерного отдела с выходом в Интернет.
Модернизация хранения и оснащения музея:
- пополнение и обновление компьютерного обеспечения;
- замена устаревших витрин и стендов;
- реставрация экспонатов.
Развитие системы довузовского образования:
- совершенствование работы подготовительного отделения;
- увеличение штата педагогов, ведущих занятия за счет стимулирования зарплаты, и создание системы мастер-классов;
- постепенное превращение подготовительного отделения в «О» курс университета, позволяющий отбирать и воспитывать абитуриентов.
Развитие системы дополнительного образования:
- расширение перечня специальностей в дополнительном образовании, постепенное создание вечернего института дополнительного образования, дающего возможность преподавателям нашего университета дополнительно зарабатывать.
- Совершенствование системы ФПК с использованием положения МГХПУ им. С.Г.Строганова как головного ВУЗа и расширением ее географии и видов повышения квалификации.
Восстановление системы патентования проектов и публикаций.

2. Научно-исследовательская работа /приоритетная/
Совершенствование работы научного сектора университета:
- стимулирование работы аспирантуры;
- обеспечение смыкания выпускников магистратуры и аспирантуры;
- стимулирование научно-исследовательской работы на кафедрах, создание научной и научно-популярной литературы по подразделениям университета (кафедры, мастерские, библиотека, музей) с обязательным грифованием изданий;
- создание банка научных исследований университета (печатный, электронный);
- стимулирование написания и защит кандидатских и докторских диссертаций преподавателями и сотрудниками университета;
- продолжение создания фундаментального цикла «Строгановская школа»;
- получение и реализация грантов на базе научных исследований и творческих произведений.

3. Творческая работа
Расширение контактов с творческими союзами, родственными ВУЗами, академиями.
Активизация выставочной деятельности - внутренней и внешней (районной, городской, республиканской и международной).
Создание творческих организаций на базе университета (педагогов и студентов).
Проведение семинаров, конференций, смотров, мастер-классов (вузовских, отраслевых, международных).
Стимулирование творческой работы педагогов и студентов:
- создание творческих мастерских;
- выезды на экскурсии, зарисовки, практики.
Создание системы реализации творческих произведений преподавателей и студентов университета.
Активизация продвижения достойных педагогов на звания, рост качественного потенциала преподавателей университета.

4. Международные отношения
Расширение отдела международных связей.
Налаживание контактов с родственными ВУЗами за рубежом, творческие командировки.
Создание системы обмена студентов.
Использование мастер-классов и семинаров международного уровня.
Участие в международных конкурсах.
Распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов университета за рубежом, налаживание системы перевода на иностранные языки издаваемой университетом литературы.

5. Воспитательная работа
Создание отдела по работе со студентами.
Стимулирование системы кураторства.
Создание системы творческой и культурно-массовой деятельности.
Стимулирование спортивной работы (собственная спортивная база).
Бытовое обеспечение студентов.

6. Финансово-хозяйственная деятельность
Дальнейшее развитие инфраструктуры материальной и социальной поддержки преподавателей, студентов и сотрудников университета.
Дальнейшее развитие системы финансовой самостоятельности, нахождение дополнительных источников финансирования и пополнения внебюджетного фонда, используя образовательные услуги, творческую и научную деятельность и систему попечительства и спонсорства.
Совершенствование системы приоритетов в распределении и использовании внебюджетных средств.
Нахождение способов финансовой поддержки профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала.
Изыскание возможностей выгодного использования собственности университета (аренда) для развития материально-технической базы и наведения порядка в университете.

Проведение анализа нормативного использования площадей, ресурсов энергетических и материальных составляющих собственности университета с требованием правильного, законного их использования.

Добиваться бюджетного финансирования капитальных затрат университета.

Продолжение работы по капитальному и текущему ремонту учебных зданий и общежития.
Стремление к завершению работ по режимному вопросу: пропускная система и охрана с привлечением частных охранных предприятий, контроль над внутренней дисциплиной, пожарная безопасность и техника безопасности, система видеонаблюдения на прилегающей территории и внутренних помещениях университета.

Завершение начатых мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, согласно требованиям Госпожнадзора. Для создания системы противопожарной безопасности обратиться с просьбой о выделении целевых средств в Федеральное агентство по образованию.
Создание юридического отдела. Продолжение начатой работы по оформлению правоустанавливающих документов на землю и собственность МГХПУ им. С.Г.Строганова.

Для улучшения быта иногородних студентов и аспирантов добиваться в вышестоящих инстанциях выделения дополнительных площадей и продолжать начатые работы по реконструкции общежития.

Продолжение работ по текущему ремонту и обновлению помещений кафедр, проведение капитального ремонта актового и спортивного залов с переоснащением современным оборудованием, завершение работы по реконструкции кровли.

Устранение перебоев на кафедрах с электро-, водо- и теплоснабжением путем реконструкции инженерных сетей.

7. Управление университетом
Оптимизация системы управления на основе более четкого разграничения компетенций, функций, полномочий и ответственности управленческих структур планового подхода.

Расширение участия всех структур в коллегиальном управлении (советы, комиссии, летучки, собрания, конференции).

Открытость и доступность.
Требовательность, дисциплина, отчетность, контроль над выполнением.
Информационное обеспечение, системность, информационная сеть, АСУ.
Экономное использование занимаемых площадей и оборудования.

8. Социальная сфера
Дальнейшее развитие инфраструктуры социальной и материальной поддержки преподавателей, сотрудников и студентов.
Обеспечение защиты прав сотрудников и студентов.
Создание условий для охраны здоровья сотрудников и студентов.
Совершенствование системы морального и материального стимулирования.

 



2. Николай БРЫЗГОВ

1. Учебная работа.
Сохранить и углубить фундаментальность художественного образования в МГХПУ им. С.Г.Строганова, основанную на изучении студентами истории искусств, освоении академического рисунка, живописи, скульптуры и композиции и знанию свойств различных материалов и умению работать с ними.
Переработать программы обучения с целью адаптации к новому закону о высшем образовании. В том числе программу подготовки бакалавров на основе пропедевтического курса и программу подготовки магистров на основе спецкурсов. Учесть опыт преподавания программных дисциплин в отечественных и зарубежных ВУЗах родственного профиля.
Включить в учебные программы расширенные курсы информационных технологий и приблизить курсы социальных наук к изучению материальных и эстетических предпочтений современного общества потребления. Корректировать программы обучения в соответствии с запросами реального сектора экономики, оставив приоритет за творческим поиском и художественным результатом.
Внедрить в учебный процесс владение современными информационными технологиями реализации художественных замыслов, основанными на использовании компьютерных программ и оборудования.
Осуществить организационные мероприятия в случае принятия новых учебных программ.

2. Подготовка педагогических и научных кадров.
Разработать систему непрерывного повышения квалификации, имея в виду участие в научных конференциях и семинарах организацию выставок и конкурсов, а также подготовку профессорского-преподавательским составом кандидатских и докторских диссертаций. Практиковать творческие командировки, предоставление производственной базы для реализации их творческих замыслов
Восстановить научно – исследовательский сектор с функциями разработки и внедрения проектов по заданиям сторонних заказчиков на основе использования творческого потенциала преподавателей и студентов и технических возможностей учебных мастерских.
Привлекать к педагогической работе специалистов-практиков.
Сложившуюся практику экскурсионной работы согласовать с учебными программами.

3. Развитие лабораторной и производственной базы.
Продолжить комплектование учебно-производственных мастерских и рабочих помещений кафедр современным высокотехнологичным оборудованием и вспомогательными установками, обеспечивающими требования санитарно-гигиенических норм.

4. Материально-техническое обеспечение учебного и производственного процессов. Совершенствование хозяйственной деятельности.
Разработать нормы расходования материалов, исходя из потребностей учебного процесса подготовки специалистов различного профиля. Улучшить эксплуатацию учебных корпусов, повысить ответственность должностных лиц за состояние и обновление инженерного оборудования. Благоустроить внутреннюю и прилегающую территории.

5. Повышение материальной заинтересованности профессорско-преподавательского состава в результатах своего труда.
Разработать критерии оценки результативности преподавательской деятельности применительно к программам МГХПУ им. С.Г.Строганова, устанавливать стимулирующие надбавки к оплате труда с учетом разработанных критериев. Применять иные формы поощрения, в том числе в форме творческих командировок, выдвижения на присвоения почетных званий и др.

6. Поддержание и развитие творческих и хозяйственных контактов.
Осуществлять поддержку творческих начинаний сторонних предприятий и организаций, продолжить практику приглашения художественных коллективов для участия в мероприятиях университета.

7. Решение социальных вопросов.
Поддержать усилия профсоюзного комитета по материальной поддержке ветеранов ВОВ и труда, нуждающихся сотрудников университета, оздоровлению сотрудников и студентов и повышению их культурного уровня.

8. Укрепление дисциплины и порядка.
Добиться выполнения правил внутреннего распорядка на основе создания условий для их выполнения, воспитательной работы и административного воздействия. Повысить уровень исполнительской дисциплины, включив ее в перечень критериев оценки результативности преподавательской деятельности.





3. Владимир МУЗЫЧЕНКО

Наш университет – наша «Строгановка» – самодостаточна и самоценна.
Почти 200-летняя история доказывает нашу жизнеспособность и востребованность:

1825 - Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам
1860 - Строгановское училище технического рисования
1973 - Строгановское центральное училище технического рисования
1917 - Первые Свободные государственные мастерские
1918 - ВХУТЕМАС
1928 - ВХУТЕИН

Несмотря на то, что после закрытия ВХУТЕИНа Строгановку «разорвали» на куски,
образовав на её основе самостоятельные Суриковский, Архитектурный, Текстильный и Полиграфический институты
- Строгановка сумела возродиться!
1945 - Московское Центральное художественно-промышленное училище
(бывшее Строгановское).
1947 - Московское Высшее художественно-промышленное училище
(бывшее Строгановское).
1996 - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова.
В XIX веке государством были востребованы «технические рисовальщики» и высокопрофессиональные мастера для промышленности, которых и готовила Строгановка.

В 20 - 30 годы, годы «агитации и пропаганды», XX века, - оказалось востребованным «новое искусство» - и Строгановка предложила методы конструктивизма, тем самым внеся огромный вклад в развитие искусства и дизайна мирового значения.
Когда в стране началась эпоха «Социалистического реализма» - Строгановка опять не осталась в стороне, воспитав целую плеяду замечательных художников!

И среди «шестидесятников» - немало выдающихся имён,связанных с нашим университетом. В 70 - 80 годы нашу Школу двигали вперёд монументалисты.

Сегодня востребован дизайн и проектная культура - и сегодня мы опять должны быть Первыми!
Это вовсе не означает, что другие наши направления и специальности более не нужны - наоборот мы должны помогать, поддерживать и сохранять их.

Кто знает, что будет востребовано через 10 или 20 лет?
Но не воспользоваьтся, ради дальнейшего развития Вуза, возможностями и потенциалом факультета Дизайн - просто глупо.
Высочайший профессионализм и талант наших педагогов и студентов, наша история и богатейшие традиции - и есть феномен и основа понятия - Строгановка!

Ре-брендинг Строгановки
(дизайн-проект экстренной реконструкции)
Я - дизайнер, я создаю проекты, поэтому отношусь к выборам ректора, как к дизайн-проекту реконструкции Строгановки. Любой новый дизайн, тем более ре-дизайн, начинается с анализа существующей ситуации.

Россия и Строгановка: что происходит

За последние 10 лет в стране произошли колоссальные изменения: подъем экономики, повышение уровня жизни. Изменились позиция и место России в мире.

Страна переживает стадию активного подъёма, а мы все еще лежим и ждем, когда банан упадет нам в рот. Не упадет.
Сегодня государство перестало вкладывать деньги в бесперспективные проекты.
И правильно делает!

Из СМИ мы узнаем о посланиях Президента к Федеральному Собранию, стратегической политике и планах страны на годы.
Что же произошло за 10 лет в Строгановке?
Как мы участвуем в развитии нашей страны?

В 60 - 70 годы наш университет был для государства Головным! По нашим планам, используя наши методики, создавались художественно-промышленных Вузы по всей стране. В МГХПУ преподавала целая плеяда замечательных творцов, формировавших лицо современного искусства тех лет. Среди них: Г.А. Захаров, Замков, Г. Коржев, О. Филатчев. Благодаря таланту Ф.Ф. Волошко, появилось целое понятие - «Строгановский рисунок».

Сегодня же наши позиции заметно снизились, мы боимся открытой конкуренции.
Конкурс на многие специальности - катастрофически мал - 1:1, а иногда и меньше.
Многие выпускники меняют специализацию, а порой и профессию!
Если раньше попасть в число преподавателей считалось наградой - то сегодня лучшие не то, что не приходят - уходят. Например, замечательный художник, профессор живописи В.Калинин.

Какова наша стратегия, наши планы?
У нас их просто нет! Ни стратегии - ни планов - ни тактики.
Многие из нас считают, что имя и стены Строгановки защитят нас от любых невзгод, что либо Государство поможет, или личные связи ректора в министерстве, либо всё само собой как-нибудь рассосётся. Мы просто эксплуатируем имя Строгановки.
Но дизайнеры знают: если брэнд (марку) не поддерживать и не развивать - он умирает быстро и незаметно не только для окружающих, но и самих сотрудников (часто вместе с ними).
Жизнь - движение, особенно сегодня, в 21 веке!
Во всем мире образование - это успешный бизнес, при этом очень перспективный! А мы ждем денег от государства, и жалуемся, что опять мало дали!

Строгановка - моя жизнь, я провёл здесь 31 год.
Мне хочется поднять престиж Строгановки, по многим позициям сегодня утраченным.
Преобразовать наш университет без революционных потрясений. Путём эволюции.
Нам необходимы новые подходы и новое мышление!
И такое мышление хорошо известно в методике и методологии Дизайна.

Проектное мышление - мышление нового тысячелетия

Сегодня принципы проектного мышления уже востребованы и успешно используются крупнейшими государственными и коммерческими компаниями России. В высших кругах управления страной его называют «Государственным». Данный тип мышления уже заметен и приносит свои результаты в некоторых аспектах внутренней и внешней политики. Оно успешно осваивается и Правительством РФ.
В чём же смысл данного типа мышления и различие с пока ещё общепринятым?

Самый простой и понятный пример: «Глупо тратить деньги на табличку из золота, которую прибивают на кривой сарай» - думает дизайнер.
«Прекрасная (уникальная) табличка» - восхищается художник-оформитель (я нарисовал и сделал её очень нарядной и пафосной). Он действительно вкладывал душу, сделал все, что смог, как заказывали!

В данной ситуации отсутствие проектного мышления - налицо! Присутствие оформительского подхода - тоже!
Оформительское понимание (латание дыр) осталось в 20 веке, это косметические (внешние) поверхностные и сиюминутные решения для того, чтобы просто выжить.

Но сегодня другие времена и этот подход полностью недееспособен. Он не предполагает динамичного развития. Он полностью исчерпал себя!
Проектный подход подразумевает решения сквозные, выверенные:
не только от проектной идеи - до тиража (как говорит дизайнер), но: от правильной постановки задачи - точного талантливого проекта и получения заслуженной прибыли от успешной реализации - как говорит успешный менеджер!
Проблемы, назревшие в Университете те же - что и в нашей стране.
Но в стране их уже давно и успешно решают, а у нас - всё ещё думают!

Об искусстве вообще, и нашей специфике


Как называется наш университет? - Художественно-Промышленный. Он и создавался графом С.Г.Строгановым почти 200 лет назад, как учебное заведение, готовящее художников, разрабатывающих изделия для промышленности России. В этом наша специфика и отличие от таких как Суриковская, Репинская и иных, вполне заслуженных и уважаемых школ. Их удел - станковое искусство, наш - проектирование, т.е. - дизайн (как говорят во всём мире).

И дипломы, полученные на международных промышленных выставках в 19 - начале 20 века, висящие в нашем музее, свидетельтвуют о высочайших успехах «Строгановки» именно в этой области!

Значение таких дисциплин как рисунок, живопись и скульптура нельзя принижать, именно поэтому они и называются «Академеческие» - это база любой из наших специальностей. Однако странно, когда студенты после преддипломной проектной практики отчитываются этюдами и симпатичными набросками. Чем они будут заниматься после окончания: писать картины или проектировать интерьер?
В каких областях культуры и искусства происходят сегодня самые интересные события, где появляются новые тенденции и формируются новые стили? В первую очередь в дизайне.

Почему эта область творчества постоянно обрастает все новыми и новыми специализациями? Потому что современная продукция рождается не только передовым производством и новейшими технологиями, в т.ч. и в образовании. Во многих странах уже давно поняли, что именно Дизайн, как искусство и инструмент одновременно, способен обеспечить конкурентноспособность на мировом рынке. Около 30% нац. бюджета Голландии сегодня формируется за счёт дизайн-деятельности.
Вдумайтесь в этот факт!

Я не понимаю, почему я сегодня должен выписывать понравившийся мне диван из Италии или ехать за мебелью в Икею, которая (хоть уже и «Сделано в России») спроектирована шведским умом? Ведь в Строгановке существует кафедра «Проектирование мебели». Где эти выпускники? Ведь отечественная мебельная промышленность уже давно прибыльна и является успешным бизнесом. Наверное, пишут этюды.
Почему на факультете «Дизайн» самый большой конкурс? Потому, что слово «дизайн» сегодня в моде? Нет. Потому, что студенты по окончании этого факультета знают, что будут востребованы! Они не окажутся зимой в переходах Арбата или набережной ЦДХ, ожидая случайного иностранца или богатого «ценителя».

Абитуриенты научились думать! Они хотят получить профессию для своего будущего!
А те, кому нужен - просто «Диплом», но не знания, идут на те кафедры, где конкурс равен 0.

Что имеем?
Можно сидеть, ждать и жаловаться: «государство нас плохо субсидирует» и просить увеличения бюджета (мышление прошлого века).
Наше государство смогло выжить за счет богатейших природных ресурсов. Наш университет тоже ими богат - это традиции Строгановки, талант наших студентов и преподавателей.

Все мы воспитаны так, что Государство нам всегда что-то должно: квартиру, путевку и т.д. И «развитый социализм» - нам это действительно обещал, и даже перед некоторыми гражданами общества эти обещания с избытком выполнял. Все остальные, кому не досталось - оставались обиженными.

Сегодня руководители государства говорят: мы не дадим умереть с голоду, т.е. хлеб будет, но о себе и будущем (если хотите его с икрой) заботьтесь сами! Придумывайте, творите и создавайте, будьте востребованы и успешны! Сегодня Государство понимает, что продавать сырую нефть далее - глупо, нужно развивать переработку, создавать новые рабочие места, производить и продавать продукт. Но не сырьё. А мы этого пока не осознали.

И получается следующее: Государство поддерживает наш университет, вкладывая в нас немалые деньги - преподаватели шесть лет готовят специалистов - и студенты, получив профессию, уходят работать в частный бизнес (зачастую - иностранный). При этом начальная зарплата выпускников нашего факультета начинается от 1,5 - 2 тысяч долларов, что, конечно же, радует, но у профессора, который проработал здесь всю жизнь, - сколько?

Когда наши педагоги узнают о размере зарплат западных коллег-приходят в полное уныние.
Но там и работают иначе: кроме занятий со студентами преподаватели ведут проектную, исследовательскую или научную работу, выполняя реальные заказы по договорам университета с бизнесом. И за это действительно получают около 5000 - 8000 $. Привлекают к таким работам студентов, т.е. создают творческие коллективы, и не только временные. Они часто превращаются в мастерские, студии, проектные бюро. Но - при Университетах!

Мы же, отработав 4 часа, (дважды или трижды в неделю) - идем в свои мастерские или к заказчикам и частным образом зарабатываем дополнительные средства (обижаясь при этом на Строгановку).
Обидно всем. И прежде всего за Строгановку.

Мы часто говорим о замечательных «Строгановских традициях» - в чём они, где их удаётся сохранять и развивать? Считаю, что на факультете «Дизайн» - это кафедры комуникативного дизайна и дизайна средств траспорта. Средовой дизайн - ещё в стадии становления, первый полноценный выпуск будет только в следующем году. Будем надеяться, что новые учебные аудитории будут способствовать получению новых знаний. А с промдизайном - настоящая беда, уровень работ просто чудовищный! Одни отговорки - в стране промышленность развалена, специалисты никому не нужны и пр. Да, действительно, сегодня отечественная промышленность слаба как никогда. Но и автомобилестроение сегодня известно где. Однако, на кафедре транспорта нашли выход - использование международных конкурсов в своих учебных целях. Довольны все, в первую очередь - студенты.

У нас есть замечательные кафедры реставрации! Это профессии специфические, деликатные, они требует не только глубоких знаний, но и искуснейшего мастерства. Это не дизайн, где зачастую важна быстрота реакции. Скорость и успех здесь просто несовместимы. Эти кафедры уже давно пора объединить в один факультет - факультет Реставрации. Это будет полезно всем и статус поднимется. Мир реставраторов - отдельный мир и его нужно развивать по их собственным законам.

Среди кафедр факультета интерьера резко стала выделяться кафедра керамики - дипломные работы этого года удивительно свежи и неожиданны. Проектные идеи берут верх и мастерство при этом не страдает!

Но металл и мебель продолжают деградировать - куда уж дальше? От успехов тридцатилетней давности не осталось ни следа. Где те самые традиции - утрачены. Безумно жаль, необходимы срочные меры!

Реконструкция мастерских, закупки новейшего оборудования и материалов безусловно необходимы, но они не гарантирут успеха в проектных решениях.

Кафедра монументальной скульптуры опирается на имя зав.кафедрой - академика А.Н.Бурганова, которого знают все, а кафедра монументальной живописи?

Необходимо возрождать художественно-промышленные традиции нашей Школы.
Опыт наших педагогов и мастеров, передающих традиции из рук в руки на протяжении поколений - самое ценное что мы унаследовали!

Проектное решение. Или как жить дальше

Государство нам ничего не должно! Оно дает нам сегодня несоизмеримо больше, чем когда-либо: - возможность развиваться самостоятельно (это пример проектного мышления на государственном уровне). Либо научимся плавать - либо утонем.


I. Экономическое развитие

(основа данного проекта)
Развитие внебюджетных форм финансирования (т.е. умение зарабатывать самим) - единственный выход для нашего Университета.
Элементарный SWOT-анализ доказывает это.
К сожалению мы до сих пор не понимаем и не видим этих возможностей и статей дохода, а они в следующем:

Статья 1
Создание собственного кадрового агентства, заботящегося о дальнейшем трудоустройстве выпускников - это продукт всего нашего коллектива. Где это видано, что бы садовнику, вырастившему и собравшему урожай, он оказался не нужен? Ни съел, ни продал, заработав деньги, а просто забыл, т.е. выбросил! Это по-хозяйски? Так могут поступать только те, кто не сеял, не пахал, то есть временщики.

Статья 2
Создание при профилирующих кафедрах проектных студий и мастерских
В Москве сегодня существует более тысячи самых разнообразных дизайн-студий по всем возможным направлениям проектирования. Не менее половины из них успешно созданы нашими выпускниками и в них тоже успешно работают наши выпускники и студенты. Почему при Университете нет ни одной! О прибылях рекламных агентств я просто умалчиваю!

Статья 3
Создание Попечительского Совета. «Третий» фонд - фонд развития и поощрения за творческие успехи.
Только среди моих заказчиков есть минимум пять человек, возглавляющих крупнейшие бизнес-структуры страны и готовых оказывать поддержку нашему Университету (естественно - не бескорыстно, её нужно отработать), но у них нет уверенности, что эти средства пойдут именно на развитие Вуза и поощрение студентов.

Статья 4
Создание полноценных Подготовительных курсов
От преподавателей первых курсов мы постоянно слышим о низком уровне подготовки вновь поступивших студентов. А кто их готовил? - наши же преподаватели: либо частная подготовка, либо подготовительные курсы. Необходимо сделать уровень их подготовки столь высоким, чтобы абитуриенты туда в очередь стояли, а преподавателям было выгоднее работать на курсах, чем по подвалам и чердакам собственных мастерских, прячась от налоговой инспекции.

Статья 5
Создание собственного салона
Во всех наших мастерских создаются уникальные, абсолютно конкурентные на рынке единичные предметы. Куда они деваются? В лучшем случае пылятся в подсобках, в худшем - ... Не только мастера, но и студенты должны иметь возможность, сделав что-либо своими руками, тут же выставить на продажу, здесь, у нас, но не везти куда-то в салон.
Можно зайти в любой магазин сети «Красный куб» и посмотреть что, как и почём.

Статья 6
Издательская деятельность
Сегодня довольно остро стоит вопрос с профессиональной литературой на русском языке. То ли её почти не пишут - то ли не издают. Сегодня в стране уже существуют несколько издательств, специализирующихся, в основном, на переводе и оперативном легальном переиздании западной профессиональной литературы. Тиражи небольшие - большие цены, и ещё попробуй найди.

Статья 7
Типография оперативной печати
На весь университет не менее полусотни принтеров, многие из которых бытового назначения, с коротким сроком службы и высокой себестоимость отпечатка. Многие из них давно не работают - либо расходные закончились, либо ресурс иссяк.
Сегодня печатать приходится всем студентам, если не проекты, как на Дизайне, то фотографии. Необходим общеуниверситетский принт-сервис, с доступной ценой.

Статья 8
Дополнительное образование:
курсы повышения квалификации для специалистов желающих повысить свои профессиональные знания по всем нашим специализациям:
факультативы
изучение предметов, не преподающихся в нашем Вузе
мастер-классы ведущих профессионалов
для наших студентов - бесплатно, остальным - платить.

Статья 9
Выставочный зал
Сдача зала в аренду под короткие профессиональные выставки. Интерес не только творческий, но и материальный.
Вот отсюда и возьмутся средства для выплаты надбавок преподавателям, мастерам, заработка и поощрения студентам, на оснащение аудиторий и мастерских оборудованием необходимого для учебного процесса!

II. Учебный процесс

Введение новых общевузовских курсов:

Основы духовной культуры
Проблема этического воспитания молодёжи стоит сегодня необычайно остро. Школа этими проблемами сегодня не занимается. Масскультура незаметно заполонила всё медиа-пространство, проникла во все щели. Запретительные меры дают прямо противоположный результат. Студентам необходимо объяснять: «что такое хорошо и что такое плохо» и почему. Кто отказался от заказа по этическим соображениям невзирая на заманчивый гонорар?
Кто сегодня об этом задумывается? Кто и что формирует новую идеологию?

Материальная культура
Лекционный курс необходимый всем: художникам, реставраторам, дизайнерам.
Есть в любом приличном европейском Вузе.

Создание новых кафедр и специальностей:
Кураторство и менеджмент в искусстве. Время талантливых универсалов,
умеющих всё - закончилось. Сегодня нет ни сил, ни времени, ни возможности, самому бегать за заказами, проектировать, макетировать, внедрять, осуществлять авторский надзор и продавать выполненную работу. Сегодня - время работы в команде, профессиональной команде - где каждый занят своим делом. И очень важную роль в такой команде играет куратор (менеджер). Именно он приносит заказы, он тратит время на общение с заказчиком и бесконечные согласования, следит за исполнением и сроками, обеспечивает автора всем необходимым - лишь бы тот только творил. Но если он ещё владеет профессиональной терминологией и хоть чуть разбирается в искусстве? Нет. Таких специалистов в нашей стране никогда не готовили.

Кураторы выставок - именно они определяют суть, решают что в неё попадёт, что - нет.
Кураторы фактически формируют современную культуру и тенденции в современном искусстве. И когда мы, профессионалы, справедливо ругаем т.н. «Актуальное искусство», то должны знать: эту помойку собрал плохо образованный дилетант-куратор, которого никогда, никто и нигде этому не учил - либо провокатор, добивающийся известности путём скандала. Даже в Третьяковке завёлся такой!
Иллюстрация - специальность крайне востребованная в издательствах и у нас в стране,
тем более за рубежом, где рисовать практически не умеют и не учат - некому. В эту профессию приходят либо плохие живописцы, либо плохие дизайнеры. Настоящих профессионалов - единицы...

Дизайн одежды и аксессуаров - разве нет возможности найти стоящих профессионалов - педагогов? Какая замечательная профессия.
Дизайн в кино, видео и телевидении - сегодня это лишь специализации нашей кафедры «Коммуникативный дизайн». Потребность в специалистах - невероятная!

Анимация и мультимедиа - специалистов с художественным образованием практически нет!

Бакалавриат и магистратура

Сегодня Государство вкладывает большие деньги в подготовку специалистов государственными Вузами. И теперь оно хочет тратить их разумно, рассчитывая на гарантированную отдачу в будущем! Это понятно, по-хозяйски. Просто здравый смысл!

Многие из нас боятся перехода на двухуровневую систему «бакалавр - магистр». Считаю, что для большинства кафедр это благо. Многие из наших студентов начинают работать уже на 3 - 4 курсах. И неплохо работают. Вот и пусть большинство пойдёт работать после 4 лет обучения, получив диплом бакалавра. Принятые же в магистратуру (лучшие) 3-5 человек - будут действительно учиться тонкостям профессии. Те, кто в процессе работы осознает, нужду в изучении таких тонкостей - тоже смогут продолжить обучение.

Зачем Государству тратить деньги на людей, которым уже некогда учится и ничего, кроме диплома уже не нужно! В каждой группе, на каждом курсе, есть такие, их много и пусть говорят спасибо, что больше не будут ругать за прогулы.

Правила приёма

Принцип анонимности на вступительных экзаменах понятен, но имеет и обратный негативный эффект. Хотелось бы видеть автора экзаменационной работы, его глаза, иметь возможность поговорить с ним. Как проходят вступительные экзамены в иных творческих заведениях где учат - хореографии, музыке, актёрскому мастерству? Может быть, экзаменатору закрывают глаза и уши?

III. Музейная и выставочная работа

Когда десять лет назад я привёл в Строгановский музей группу студентов и профессоров Токийского университета искусства - они чуть не упали в обморок от увиденного: подлинных эскизов А.Родченко, В.Степановой и Л.Поповой. Ответ на вопрос - почему весь мир не знает, что их можно увидеть именно здесь, стыдно давать и сейчас!

Музей Академии им. Штиглица включен в список достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Наш выставочный зал сегодня похорошел: ремонт и оборудование новое. Хотелось бы и к формированию зкспозиций подходить тоже по новому, что бы выставку приходили смотреть, а не проходить мимо. Интересно знать, например, чем занимаются наши известные выпускники - вот и выставка. Студентам интересно - каких высот можно добиться в своей профессии?

IV. Библиотека

Специальная литература по различным направления искусства - старая, обновляется недостаточно, современые издания по дизайну и периодика практически отсутствует.

Наша библиотека должна стать центром современных информационных ресурсов по всем видам искусства. Редкий Фонд должен быть переведён на цифровые носители в первую очередь.

V. Информационная и рекламная деятельность (PR)


Жить в современном мире, успешно развиваться и работать без использования средств и методов современной коммуникации - далее невозможно!

Необходимо срочное создание этой службы. Это нужно не только нам, но и многим провинциальным Вузам, которые пока ещё смотрят на нас. Регулярные издания буклетов и каталогов с курсовыми и дипломными работами давно назрели, и на одном энтузиазме эти работы держаться более не могут.

VI. Международное сотрудничество

Иностранные студенты - теперь редкость, у нас даже китайцев (хотя их больше миллиарда) почти не осталось, человек десять на весь университет, а всего иностранных студентов - 18.
Нас сегодня за границей просто не знают.

Стажировки в зарубежных компаниях практикуются лишь на кафедре дизайна средств транспорта, но это заслуга не университета - а исключительно зав. кафедрой, профессора Н.Е. Розанова, постоянно участвующего всей кафедрой в международных конкурсах. Стажировки в зарубежных университетах - давно в прошлом.

Предложения есть: из Лондона, Гётеборга, но это личные договорённости, организационными проблемами должен заниматься специальный отдел международного сотрудничества, которого никогда у нас не было. Эти же сотрудники должны организовывать лекции и мастер-классы наших профессоров в других городах и странах. В Европе за студентов борются, ищут и заманивают их к себе. Нам это ещё предстоит, но эту работу надо начинать уже сейчас, сегодня.

Мастер-классы международных корифеев профессии должны проводится регулярно, по расписанию хотя бы раз в месяц. Расходы из внебюджетного фонда должны быть заранее предусмотрены на год вперёд.

VII. Кадровые проблемы

В нашем педагогическом коллективе - люди разного возраста и разной квалификации. Считаю, что старость и безразличие к Делу относятся не к возрасту! Это состояние Души и совести. Бездельников полно в любом возрасте. Мой профессор живописи - М.А.Марков прекрасно преподавал и в восемьдесят. Главное в другом: чему может научить конкретный педагог, какова его отдача? Кадры надо готовить - воспитывать самим.

VIII. Общежитие есть - общежития нет

Россия - это не только удельное княжество Московское. Настоящие таланты живут в провинции. Их много, и мы это знаем. Приехать учиться к нам могут лишь дети из обеспеченных семей, которых в провинции единицы.

Мы Московский университет или Государственный? Судя по названию - Государственный тоже. По составу студентов - столичный. Проблема общежития - невероятно остра и сложна, но решать её нужно. Срочно!

Реализация этого проекта в одиночку невозможна - только всем коллективом.
Мы должны помнить: все мы здесь - ради студентов, а не студенты - ради нас.
Национальная культура - национальное достояние. Университет им.С.Г.Строганова - одна из составляющих этого достояния и именно мы формируем лицо современной культуры!

Мы в ответе за наш Университет и тех, кого мы готовим!

Когда я заканчивал писать этот текст - подумал: не слишком ли кардинален мой проект? Потом вспомнил, что когда у великого Фаворского не принимали заказ, он утешал себя такими словами: «Ничего, зато покомпоновал!»

Я - дизайнер.

Зав. кафедрой «Коммуникативный Дизайн»,
профессор В.А. Музыченко


P.S.

Данная программа получила поддержку и одобрение следующих организаций:

Общественная Палата РФ (д.и. профессор В.Л.Глазычев)

Академия Художеств Российской Федерации (Президент Академии)

Государственная Третьяковская Галерея (Генеральный директор В.А.Родионов)

Московский Государственный Текстильный университет (Ректор С.Д.Николаев)

Санкт-Петербургский Государственный Университет (Декан С.И.Богданов)

Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
(Ректор института архитектуры и дизайна Е.М.Удлер)

Волжский Государственный инженерно-педагогический Университет
(Ректор Ю.Н.Петров)

Московский Государственный Университет Печати (Цыганенко А.М.)

СПГХПА (зав. кафедрой В.М.Федосеев)

Оренбургский государственный университет

Харьковская Государственная Академия Дизайна и Искусства (Ректор В.Я.Даниленко)

Академия Графического Дизайна (Президент С.И.Серов)

Международная Ассоциация «Союз Дизайнеров» (Президент А.Л.Бобыкин)

Союз Дизайнеров России (Президент Ю.В.Назаров)

Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров (Председатель А.В.Тимофеев)

Нижегородский Региональный центр развития дизайна
(Председатель правления С.А.Поднебеснов)

Нижегородское отделение Союза Дизайнеров РФ.



Фотографии – Владимир Чайка.
Им же спроектированы майки в поддержку профессии.

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Наше впечатление от программ кандидатов:

1. Стасюк. Программа словно списана с тезисов съездов компартии - стилистика ровно та же. «За все хорошее, против всего плохого». В итоге - ни о чем.

2. Брызгов. Определенно, эта «программа» писалась для «галочки» - смехотворно коротка, сыра и неконкретна. Зачем тратить силы и время? Все равно кандидатура будет снята.

3. Музыченко. Единственная нормальная программа, написанная человеческим языком, эмоционально и со знанием дела. Документ, по которому можно работать, и который подразумевает ответственность человека, воплощающего программу. Автор продекларировал, что институт должен работать как бизнес-проект, ориентированный на студентов. За что и был обвинен в коммерциализации чистого и светлого искусства.

Почему же тогда Музыченко столь жестко «прокатили»? Да слишком много частных интересов и интересиков потревожила бы реализация такой программы. Его атака на сложившуюся систему была слишком лобовой и неподготовленной. Это наиболее очевидная причина.

А вторая, закопанная чуть глубже - неприятие ярко продекларированного проектного, дизайнерского подхода к развитию ВУЗа (да и что греха таить, к дизайну и другим проектным дисциплинам в принципе) со стороны ортодоксально-художественного преподавательского ядра школы, увидевшего в программе Музыченко угрозу для своей значимости.

Сравнение трех ведущих российских дизайнерских вузов (Строгановка, Муха, УралГАХА) показало, что там, где у руля стоят монументалисты, оформители и прочие «художники», дизайн - нелюбимое дитя. Уральскую Академию, как ни странно, спасает отсутствие слишком глубоких исторических корней - она была образована в 70-е годы как архитектурная школа, где промдизайн стал четвертой специальностью после трех архитектурных. Впоследствии эти проектные направления и остались ведущими. Груз же «художественности» буквально душит дизайн в двух других школах.

В Строгановке промдизайн практически мертв - достаточно взглянуть на защиты дипломов прошлых лет . Кто не верит, может спросить у старшекурсников: «что такое быстрое прототипирование», «какие программы 3D-моделирования вы используете» или «назовите 10 имен ведущих современных дизайнеров». Повезет, если получите хоть один внятный ответ. Из живых специальностей там - графика и транспорт, и то - благодаря увлеченным и практикующим заведующим кафедрами: Никите Розанову и Владимиру Музыченко. Вот только надолго ли хватит энтузиазма одиночек?

ОБСУЖДЕНИЕ

  19.3.2008 |  |  
Кто не верит, может спросить у старшекурсников: 'что такое быстрое прототипирование', 'какие программы 3D-моделирования вы используете' или 'назовите 10 имен ведущих современных дизайнеров'. Ну тут я думаю все таки не заведение и преподы виноваты. А то что, страна как управлялась коммунистами так и управляется. И мышление это долго еще не изжить, если только уничтожить все старое поколение, но это не гуманно. Дизайн, только дает ростки, но наш народ любит топтать газоны и все рушить. Не любят у нас красоту, к сожалению
  • 19.3.2008 |  |  
    если студент чего-то не узнал, не смог, не сумел, не сделал, это не его вина,... это целиком и полностью его заслуга!!! :D
    и никакие кафедры, преподаватели, "коммунисты", "савок", "страна" и прочие существительные тому виной.
    сколько можно
  20.3.2008 |  |  
Надо жить дизайном, дышать дизайном! Надо быть фанатом дизайна. Научить принудительно, никакой препод не сможеть, может только чууть-чууть помочь. А настоящих коммунистов побольше бы везде)
  20.3.2008 |  |  
должен согласиться с мнением насчет "монументалистов" во главе...
Хотя не может не радовать, что родная мне Муха, в последнее время начиная, видимо, видеть перспективы и выгоды передовой позиции на примере УГАХА и того же промдизайна в Политехе (им за какие-то заслуги и за активность кто-то подарил 3х мерную фрезу и еще что-то), начинает интересоваться мировыми тенденциями и перестает подрезать студентам крылья...
  23.3.2008 |  |  
Всё это замечательно, но... попахивает заказным материальчиком :-) У Строгановки был шанс? Может и так. Владимир Музыченко не первый год возглавляет доставшуюся "по наследству" кафедру и впечатляющих результатов не видно. Из года в год повторяющиеся "квадраты" и Garamound.
Странно, что число проголосовавших за такого "уважаемого" кандидата 13 человек из 200.
Если сравнивать с недавними выборами президента, это даже результат не Зюганова, а скорее Богданова.
P.S. Особенно забавно выглядит фото традиционной пьянки 13 на кафедре.
  • 24.3.2008 |  |  
    'Если сравнивать с недавними выборами президента'? А что здесь тоже все было решено заранее?
    • 25.3.2008 |  |  
      Решено заранее ??? Александр, Вы действительно считаете, что исход недавних выборов президента России был решен заранее?
      • 25.3.2008 |  |  
        Не переводите стрелки в сторону от обсуждаемой темы. Хотите подискутировать на тему выборов Президента РФ - сделайте это за пределами данной публикации и данного сайта. Мест в сети много.
  25.3.2008 |  |  
Сылочка на ЖЖ для желающих узнать подробности обсуждения выборов ректора внутри строгановского сообщества: http://community.livejournal.com/str0ganovka/9351.html

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

08 сентября 2014

Студенты Британки курса Product Design прошли стажировку в Испании на SEAT

В июле победители конкурса «Дизайн автомобиля SEAT будущего», студенты курса Product Design, Алиса Минкина и Алексей Жуков, проходили стажировку в дизайн-центре SEAT в Испании, где в течение одного месяца смогли познакомиться с тонкостями работы дизайнеров SEAT. Полные энтузиазма и приятных впечатлений, ребята решили поделиться своими историями и рассказать о том, как проходила их стажировка.  далее

Образование » Взгляд изнутри

05 марта 2014

Поездка по дизайнерским ВУЗам Великобритании с Британским Советом, Часть 2

В прошлом году по приглашению Британского совета Денис Черданцев – член команды Designet отправился в небольшую поездку по дизайнерским ВУЗам туманного Альбиона, чтобы на личном опыте узнать как учат в главной дизайнерской стране. Во второй части повествования — университеты, где кафедры промдизайна были не основными, но от этого не менее интересными.  далее

Образование » Взгляд изнутри

24 февраля 2014

Поездка по дизайнерским ВУЗам Великобритании с Британским Советом — Часть 1

В прошлом году по приглашению Британского совета член команды Designet отправился в небольшую поездку по дизайнерским ВУЗам туманного Альбиона, чтобы на личном опыте узнать как учат в главной дизайнерской стране. В первой части — университеты, в которых удалось побывать на столь близких нам кафедрах промышленного дизайна: Brunel University и Sheffield Hallam.  далее

Образование » Взгляд изнутри

30 августа 2012

Cisitalia 202 E от выпускников IED
Cisitalia 202 E от выпускников IED

Пока идет московский автосалон, небольшой рассказ, как выпускники итальянского института IED в рамках учебного проекта сделали и представили в Женеве полноразмерную модель легендарного автомобиля Cisitalia 202 Coupé Sport. Что у нас такого нет говорить не приходится, ведь даже в мировом масштабе представление концепт-кара на автосалоне от дизайн-школы - уникальный прецендент, присущий только Европейскому Институту Дизайна.  далее

Образование » Взгляд изнутри

15 сентября 2011

Дипломный проект Mclaren Pangolin от Микаэла Даниеляна (IED, Torino, Italy)

Всем привет! Меня зовут Микаэл Даниелян, я закончил бакалаврский курс транспортного дизайна в IED Torino, и сегодня хотел бы рассказать о своем дипломном проекте Mclaren Pangolin и опыте командной работы.  далее

Образование » Взгляд изнутри

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |