Да №4 - судя по всему, я действительно - четвертый человек, который учился или учится на авто-дизайнера за границей. Во всяком случае, из тех, кого я знаю. Передо мной учились Сергей Пшеничный, Дмитрий Новиков, а сейчас я – Алексей Цаплий. Без сожаления подвинусь. Информацию о том, что еще кто-то из украинцев учился или учится, меня только обрадует.
Рассказывать о себе, наверное, нет смысла - все достаточно стандартно. Всю школу прорисовал машинки во время уроков на последней странице тетради в клеточку. И все это время мечтал стать авто-дизайнером. И вот домечтался - я студент 3-го курса Istituto Europeo di Design (IED) в Турине, Италия.
Как туда попал и почему выбрал IЕD? Ведь в мире существует достаточно много учебных заведений, где учат авто-дизайну и IЕD. В моем случае все решало наличие информации и стоимость обучения. Я не нашел более дешевого института в Европе (про Штаты я вообще молчу). Плюс информация – на тот момент, когда я решил учиться в IЕDе уже год учился Дмитрий Новиков и всю информацию я получал из первых рук. Хотя информацию можно найти и на сайте www.ied.it . Кстати, в сетке при желании можно найти информацию и про другие институты. Достаточно зайти на www.cardesignnews.com где есть ссылки на сайты институтов. Но для этого, как минимум, необходимо иметь желание, интернет и английский язык. И не стесняйтесь спрашивать и писать в институты, ведь если вы решили учиться, вы становитесь потенциальными клиентами для института. И в каждом учебном заведении есть люди, которые получают заработную плату за то, что предоставляют вам информацию и всячески помогают поступить именно в их институт. Многие институты высылают бесплатные брошюры, рекламную информацию и т.д. Нужно только оставить свой адрес.
После изучения всех предложений наверняка возникнет масса вопросов: куда лучше поступать, какой институт выбрать. Тут я бы сказал attenzione (Внимание)!!! Ведь хочу учиться на авто-дизайнера, это не совсем правильная цель, всего лишь одна из ступеней в будущей карьере авто-дизайнера. Стать успешным дизайнером и пробиться в лидеры это уже похоже на интересную цель. И тут нужно действительно хорошо подумать куда поступить, что бы не было мучительно больно за …ну вы сами знаете за что.
Так вот (из того, что я понял за год обучения) при наличии денег лучше поступить Royal College of Art или Coventry University в Англии. Дипломы этих институтов «весят» очень и очень и дает хороший шанс найти хорошую работу. Есть неплохие институты в Германии, Франции и Швеции. Кстати, в Германии и в Швеции можно учиться бесплатно, но в этом случае нужно хорошо знать язык. Но англоязычные страны все-таки предпочтительнее, так как на английском говорят практически во всех дизайн-студиях (как правило, в компаниях работают дизайнеры со всего мира).
Если денег в обрез, то можно подумать о менее престижных школах дизайна. Например, IED в Турине. Хоть и диплом это бооольшой плюс, но все-таки, твое портфолио и то, что ты умеешь намного важнее!!! Плюс конечно желание и удача. Как говорил мне мой первый преподаватель Г.А. Гайворонский - тут наступает эффект «туфельки»: главное не просто уронить туфельку, а уронить ее в нужном месте и в нужное время и подобрать ее должен нужный человек (прынц).
Рассказывать, что происходит в Royal College of Art, Coventry University не могу, так как там не учился - не знаю. Пересказывать статьи, информацию из нета - в этом нет смысла, вы и сами сможете их прочитать. А вот про IED немного рассказать смогу, так как проучился там год.
Поступил сразу на второй курс в 2003 году. Да, да на второй курс. Кстати не уверен допускается ли подобное в других вузах, а в IEDе это обычная практика. Я просто отправил свои работы, и меня приняли на второй курс, минуя первый. Это дало мне возможность сэкономить время и деньги, хотя иногда я жалею, что не учился на первом курсе, все-таки я кое-что пропустил.
IED был основан в 1966 году. Есть несколько филиалов в разных городах Европы - в Милане, Риме, Турине и Мадриде (Испания). Но Transportation Design есть только в Турине (Италия) и Барселоне (Испания). Стоимость обучения в Туринском IEDе немного меняется из года в год и в среднем составляет: 1-й курс - 7 800 Евро; 2,3 - 5 500 Евро.
Соответственно, курс Transportation Design длиться три года. Учебный год разбит на два семестра, в конце каждого экзамен. В первый год обучения входит стоимость курсов итальянского языка, но оплату курса итальянского можно избежать, если предоставить сертификат языковой школы и сдать соответствующий экзамен по итальянскому языку непосредственно в институте. Именно так я и поступил. Преподавание идет на итальянском языке. Если честно, в первое время с языком было тяжело, только к Новому году я более или менее адаптировался.
Институт неплохо оборудован. Особенно сейчас, так как с февраля 2004 года институт переехал в новое здание. Все аудитории, компьютерные классы и мастерские хорошо укомплектованы.
Преподаватели. Тут я расскажу подробнее, так как есть своя специфика. Судя по всему, преподавательский состав каждый год меняется (во всяком случае, в Transportation Design). Дело в том, что преподаватели - это «живые» дизайнеры из ведущих компаний, таких как Pininfarina, Bertone, Fiat, Lancia и т.д. Практически со всех фирм, что есть в Турине или Милане. В это есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- преподы реально действующие дизайнеры, они в курсе всех последних событий, постоянно развиваются и не учат по книжкам;
- многие во время занятий рисуют сами или показывают свои работы (что очень важно);
- если вы достаточно активны – есть шанс засветиться и получить рекомендации самого преподавателя при устройстве на работу;
- преподаватель - потенциальный работодатель.
Минусы:
- преподы часто меняются и не факт, что на твой год обучения соберется сильная команда.
Более подробную информацию о предметах и системе обучения (количество часов и т.д.) нет смысла пересказывать. Все это можно скачать из сайта IEDа. Кстати, там будет пошагово расписано, как поступить в IED: какие документы, сколько и когда платить, куда ехать, как найти и т.д. Если вас останутся какие-нибудь вопросы - пишите и вам ответят info3@ied.torino.com Это адрес человека, который будет вами заниматься и отвечать на ваши вопросы (я договорился).
Единственное, что могу добавить – это несколько практических советов:
- учите язык, если собираетесь поступить в IED - итальянский, но не забывайте английский - это очень важно;
- Посольство!!! Получить студенческую визу в Италию очень тяжело. Советую начать готовиться к походу в Консульство заблаговременно. Список документов, которые вы должны будете предоставить, достаточно велик. Например, мне с трудом удалось доказать в Консульстве, что уровень моих знаний итальянского достаточен для учебы в Италии. Это было основное препятствие при получении визы. А за год до этого, основным вопросом было - доказательство вашей платежеспособности (1 000 Евро в месяц на все время пребывания в Италии). В общем, каждый год по-разному.
- Если собираетесь отослать свои работы в IED для поступления - хорошо подготовьтесь. Возможно, от этого будет зависеть ваше поступление сразу на второй курс. И перестаньте рисовать на листочках в клеточку!!!
- Если вам до 26 лет – есть шанс учиться бесплатно. Внимательно изучай сайт IEDа.
- Слезь с дивана – начинай действовать!!!
Еще одна вещь, которая будет интересовать многих - это сколько будет стоить проживание в Италии. Есть несколько вариантов. Первый – можно жить в студенческой гостинице (хостел) – 320 Евро в мес, если жить в комнате не одному. 420 Евро стоит одноместный номер. Хостел находится достаточно далеко от института. Придется ездить на автобусе – 0,90 Евро билет в одну сторону. Второй – снять квартиру. Можно жить одному за 400 Евро, или с кем-то – от 600 Евро за квартиру (разделить на количество проживающих). Учтите, что придется платить залоговые деньги – за 2-3 месяца на перед. На еду и т.д. – как по мне, то от 300 Евро и до … Есть еще некоторые расходы, но в общем нужно рассчитывать на сумму не меньше, чем оплата за институт. Все конечно индивидуально, но я уверен, что это будет дешевле, чем в Лондоне.
Информации конечно много и всего не пересказать. Не хочу засорять этим эфир. Я лучше расскажу и покажу – чем мы занимались и делали по предмету "Интерьер и экстерьер автомобиля".
Началось все с рисования «кубоватых» машин в разных перспективах и разных сегментов. Постепенно «кубоватые» машины сглаживались и становились похожими на автомобили. Где-то в декабре мы начали готовиться к экзаменам. Нам раздали задания и пакеджи. Всем одинаковые. К экзамену нужно было нарисовать Citroen сегмента «С» (гольф класс). Это была моей первой работой, и намучался я с ней достаточно. Во-первых, форматы – А2 (не менее 6 рисунков). Во-вторых, маркеры, бумага и т.д. Дело в том, что рисовать нужно профессиональными маркерами Letraset или Copic и на специальной бумаге. В этом есть своя специфика и техника. Как этим пользоваться учат на первом курсе, но я то пропустил все это. В общем, до всего пришлось доходить самому.
Кстати, покупка маркеров, бумаги и т.д. это еще одна статья расходов и не самая малая. Некоторые вещи лучше купить дома – дешевле будет. Не одна ночь прошла в подготовке к экзамену. За этот экзамен я заработал 27 балов из 30. Я попал в пятерку лучших из всего курса. Затем эту же модель нужно было отрендерить для экзамена по Photoshop (получил 30 баллов из 30).
Кому интересно, мугут почитать здесь одно из наших учебных заданий - эссе про автомобиль будущего - i-car.
Второй семестр был поинтересней. Экзамен состоял из 3-х промежуточных работ. Нас отпустили на «вольные хлеба». Твори что хочешь. Главное хорошая и сильная идея. И это, наверное, правильно – ведь серийный автомобиль это 10% от 100-процентной сильной идеи. В общем, нас заставляли думать креативно. Просили сделать что-нибудь интересное, новое. И это я вам скажу не просто. Хотя тут была одна странная вещь. Многие преподы настойчиво говорили о том, что сейчас в автодизайне кризис. Ничего нового не появляется. Технологии, которые могут сделать прорыв, еще не появились или еще несовершенны. В общем, на вас последняя надежда – дерзайте! Вот мы и наваяли: первое задание – выбрать автомобиль, который тебе не нравится, и сделать его по-своему.
Я выбрал Honda Prelude последнюю модель. Обычно мы делаем десятки предварительных эскизов из которых препод выбирает наиболее интересные (по его мнению) плюс – корректирует. Затем – полуфинал и финальная презентация. В этой работе мне хотелось сделать типичный Японский дизайн. Долго морочился с крышей и стойками. В итоге я их развернул вовнутрь, что дало мне возможность «поиграть» со стеклом. За основу я взял форму набегающей волны, что потом связал с названием. Ведь Onda в переводе с итальянского «волна» - вот и получилось il nome e` la forma – имя есть форма. Кстати, интересное графическое исполнение презентации – очень важно. Ведь нужно выделиться среди конкурентов.
Второе задание состояло в создании новой архитектуры автомобиля. Делай все что хочешь. Я решил сделать автомобиль-амфибию. Идея не нова, но меня раздражала форма и дизайн амфибий. Обычно они выглядят как лодки на колесах. Но если есть технология Drive by wair, то водитель может управлять автомобилем, находясь в любой его части, так почему бы не сделать с одной стороны автомобиль, а с другой лодку. Водитель просто пересаживается (вместе с рулем) в зависимости от направления движения – вперед по земле или назад по воде. Родился Aquaterr. Aqua + Terra. Это должно быть удобно для владельцев яхт. Можно получить удовольствие вождения по дорогам и спокойно добраться по морю к своей яхте.
Третье задание Yamaha, но не мотоцикл, а автомобиль. Я решил, что это должен быть легкий открытый родстер с элементами мото-дизайна. В основном это было упражнение в дизайне и стиле на заданную тему.
По итогам трех работ я получил 29 баллов из 30.
Наверняка у многих возникнут вопросы: как это работает, где двери, где двигатель и т.д.? Сразу скажу – не знаю! Мало того, нас не просят об этом задумываться. Нам объясняют, что для решения этих вопросов существуют инженеры и технологи.
В октябре 2004 года у меня начинаются занятия в Istituto Europeo di Design. В 2005 году я заканчиваю институт. И вот тут то все начнется. Но это уже другая история…
Несколько картинок из последних работ: