В этом году мне посчастливилось побывать на DN|DD, где встретился со старыми знакомыми и друзьями, завязал полезные контакты и познакомился со многими интересными личностями.
А всё началось с того, что.....
Прибывая в гостях в Москве, встретился со старым знакомым, который и предложил зарегистрировать меня на мероприятия, которые должны были проходить в конце августа. Поскольку для меня всё вокруг DN было овеяно тайной и складывалось впечатление что попадут на Ночь только избранные, предложение было принято незамедлительно. В срочном порядке вновь были сделаны все необходимые документы. И вот, август, 30 число...
Всё прошло очень быстро, на одном дыхании, было столько людей, с которыми хотелось познакомиться и пообщаться, но ночи, к сожалению не хватило. Зато потом были дни, на которых обстановка была намного спокойнее и располагала к более основательным знакомствам. К кому же, люди, к которым во время дизночи было тяжело подойти, на днях были совершенно доступны.
В процессе общения выяснилось, что школа, в которой в данный момент учусь, практически неизвестна. Желая это исправить, представляю краткий рассказ о единственной в Литве школе, где учат дизайну.
Vilniaus Dailes Akademija
Хочу рассказать об учебном заведении, в котором учусь промышленному дизайну. Школа называется Vilniaus Dailes Akademija (Вильнюсская Художественная Академия), сокращённо - VDA. Это достаточно старое заведение, истоки которого уходят в далёкий 1793 г. В данный момент в академии учатся около 2100 студентов. Выбор специальностей довольно широк - скульптура, живопись (фреска, мозаика), графика, керамика, фото-медиа, архитектура и, конечно, дизайн.
Краткий исторический обзор
1793 г. в высшей школе Великого Княжества Литовского была открыта кафедра архитектуры.
1797 г. - открылись кафедры рисунка и живописи.
1922 г. - важную роль в культурной жизни Литвы сыграло открытие Каунасской художественной школы, в которой были открыты кафедры графики, скульптуры, декоративной живописи и керамики.
1941 г. - по решению советской власти Каунасская художественная школа стала Каунасским институтом декоративно прикладного искусства, а Вильнюсская художественная школа - Вильнюсской художественной акдемией.
1990 г. - после несколький переименований, академии было возвращено прежнее название - Вильнюсская художественная академия.
Основной корпус академии. Так называемый старый дом. В былые времена здесь был монастырь и в нём
жили настоящин монахини. Здесь находятся столовая, администрация, Кафедры живописи, керамики, фото-медиа.
Перейдя через мостик, попадаешь в здание, где учатся архитекторы, скульпторы, fashion-designers и интерьерщики. В народе - Новый дом.
Кафедра дизайна была открыта в 1961 г. Сейчас можно пройти курс дизайна промышленного, графического, дизайна интерьера и одежды. Окончив 4 года, выпускник получает степень бакалавра, ещё через 2 года - степень магистра.
Здание кафедры дизайна. У дизайнеров в распоряжении все 3 этажа.
Каждый год на кафедру дизайна поступает 30-45 человек, но заветный диплом получают 10-15 бакалавров. Все поступившие делятся на группы по 10-12 человек, каждой группе выделяется аудитория, в которой проходят занятия по рисунку, живописи и основные предметы по специальности. Весь курс по предмету ведёт 3-4 преподавателя, т.е. каждой группе по преподавателю. Периодически они меняются, ведь у каждого учителя свои методы и секреты решения той или иной проблемы.
Жёсткого контроля за посещаемостью нет, всё достаточно демократично, но студенты, люди целеустремлённые, понимают, где они и с какой целью здесь учатся, поэтому стараются занятия не пропускать.
Большой плюс в системе обучения - это коллективные консультации, т.е. вывешиваются работы и преподаватель комментирует всех по очереди, студенты высказывают свою точку зрения, выносят свои предложения. Таким образом, учишься не только на своих ошибках, но и на ошибках коллег, что делает образовательный процесс намного продуктивнее.
Поступив, будущий дизайнер 2 года изучает дисциплины непосредственно связанные с профессией - основы проектирования, двухмерная, трёхмерная композиция, подача проекта. С третьего курса студенту предлагается выбрать специализацию - промышленный дизайн или же графический.
В распоряжении студентов есть мастерская, в которой опытные мастера всегда пояснят тот или иной технологический нюанс, помогут сделать макет любой сложности.
Традиционно перед итоговым просмотром студенты мучают преподавателей звонками и просьбами о дополнительных консультациях, те нехотя, но всегда соглашаются.
Радует тот факт, что кафедра дизайна довольно активно сотрудничает с итальянскими и скандинавскими школами дизайна. Довольно часто проходят семинары и мастер-классы известных и уважаемых дизайнеров, за что огромное спасибо ответственным за это людям. Польза от таких мероприятий неоценимая.
Стоимость обучения
Обучение бесплатное или полуплатное (спонсируемое государством) - зависит от результатов сессиии. Если не попал на бесплатное место, то за следующий семестр придётся заплатить около 150 euro. Но это только для граждан Литвы. Приезжим обучение за год будет стоить 3000$ (цену я уточню, возможно она изменилась), без предоставления жилья. Курсы по языку включены в плату. Многие преподаватели и студенты говорят по английски и по русски.
Сайт Академии: www.vda.lt/en/
О проектах студентов Академии (некоторые курсовые работы бакалавров):
Проект раковины. Автор - Darius Petrulaitis, руководитель проекта: Juozas Brundza, 2006 г.
Пластический мотив был навеян набегающей волной. Макет выполнен в натуральную величину.
Полка-трансформер. Автор - - Augustas Savickas, руководитель проекта: Tadas Baginskas, 2006г.
Проект кастрюли. Автор - Aiste Zalotoriute, руководитель проекта: Tadas Baginskas, 1998г. За изящное решение проблемы сливания воды путём поворота крышки проект был удостоен Grand Prix на Dyson Design Award.
Проект велосипеда. Автор - Tomas Dambrauskas, руководитель проекта: Vytautas Kibildis, Juozas Brundza, 2005г.
Что иногда у нас происходит
На прошлой неделе к нам в Академию приезжал с workshop'ом дизайнер-архитектор Jan Korbes. Он интересен тем, что делает свои проекты из мусора. С ним мы поехали на преприятие, где перерабатывают пришедшие в негодность бытовые изделия, набрали там кучу старых пылесосов, швейных машинок и т.д. и в течение недели из всего этого делали светильники. Что получилось - на фото ниже...
Теперь немного о своих проектах:
Детская качалка
Передо мной стояла вполне конкретная задача: спроектировать мебель из гофрокартона для ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет. Проектировать табуретку для непоседливых детей было не интересно. Дети в таком возрасте мало сидят на одном месте, они постоянно в движении, поэтому было решено проектировать качалку.
Почему гофрокартон? Он дёшев, экологичен, его можно переработать, а при ненадобности такую вещь не жалко выкинуть. И, что немаловажно, такая игрушка послужит хорошим полем для творчества ребёнка. Он сможет разрисовать качалку под мотоцикл, кораблик или какое-нибудь насекомое. Объект собирается вручную, без использования клея, и состоит из двух основных частей - корпуса и силовой структуры + несколько дополнительных элементов.
Отрыв пакетов
В данном задании следовало выявить бытовую проблему и решить её. Проблема была определена довольно быстро: с неудобным отрывом пакетиков в супермаркетах сталкивались многие.
Довольно часто бывают ситуации, когда человек спешит или не собирается покупать много продуктов, тогда он берёт корзину, кладёт туда сумочку или кошелёк и идёт за продуктами. Поскольку корзинку не комфортно ставить на пол и тем самым упускать её из виду, то для отрыва пакета остаётся лишь одна свободная рука, а её не всегда удачно удаётся его оторвать.
Проанализировав имеющиеся схемы отрыва пакетов, я пришёл к выводу, что следует изменить сам принцип. Наиболее распространённая схема - когда разрыв происходит от центра к краям, но как показывает практика, она не достаточно эффективна. Поэкспериментировав с разными способами отрыва, пришёл к выводу, что наиболее эффективен способ, интуитивно используемый человеком при отрывании, например, бумажки. Ведь никто не рвёт с середины, рвать начинают от края. Данный вывод и лёг в основу решения проблемы. Наклонив рулон с пакетами и плоскостью, получается запрограммированный отрыв с края и вдоль всей линии разрыва.
Немного о себе:
Родился и вырос у моря, в Клайпеде. В 9 классе уже точно знал, кем хочу стать. Постепенно иду к заветной цели. Пройдя через всевозможные студии, художественную школу, поступил в академию (о которой собственно речь) где в данный момент и учусь. А написать эту заметку меня подтолкнула личная встреча на Дизночи с редактором Designet, Владимиром Самойловым, и, конечно, желание, чтобы о нашей школе узнали другие дизайнеры.
Специально для Designet
Москва/Дизайнерская Ночь-2006/Вильнюс
Сухов Андрей
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать