Moscow Design Week 2011, организаторы которой анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.
Вечером 11 октября многочисленная публика с пригласительными билетами стекалась к входу в ЦДХ - на церемонию открытия. Несмотря на огромные баннеры Недели дизайна подходить было неуютно, и не столько из-за холодного ветра, сколько из-за угрожающего логотипа над крышей.
Первым артефактом, на который наткнулись мы еще на улице, стала стеклопластиковая скамья "Лежащая арка", созданная лондонской студией Sybarite. Но московская осенняя погода как-то не располагала к уличным посиделкам (даже на фото это чувствуется, не так ли?), поэтому чудо аглицкого дизайна моментально осталось где-то позади.
Следом взору открылась инсталляция Инго Маурера и Акселя Шмида "Ablaze-sentimento (s)travolgente", которая приковала к себе куда большее внимание и заставила на время забыть про толпы зябких мурашек, бегающих по коже. Такой вот деформированный черный домик, время от времени извергавший клубы сценического дыма.
Внутри него - маятник с яйцеподобной зеркальной головой. Вот этого на фото, конечно, не увидишь, но его качания создавали совершенно гипнотическое впечатление. На удивление разное, в зависимости от того, через какое окно смотришь внутрь и что видишь в отражении. Все, что создает Инго Маурер - это настолько сложная дизайнерская поэзия, что каждый трактует ее по-своему. Но чтобы ваша трактовка оказалась, возможно, ближе к авторской, стоит упомянуть интересный факт: инсталляция уже была в этом году в Милане и по замыслу автора, дом должен был не извергаться залпами искусственного дыма, а потихоньку гореть несколько дней. Но в Милане этого не разрешили из-за пожарной бехопасности, а в Москве, да еще и под крышей ЦДХ - и подавно.
Увиденное перед входом определенно настраивало на ожидание чего-то большего внутри. Ведь мы помним по прошлому году: несколько интересных и масштабных инсталляций, выставок в одном месте.
Однако, прошедшие через охрану ЦДХ попадали в полутемный зал, в котором стояли несколько никак не подписанных мебельных объектов,...
... а также огромная витражная инсталляция Jacopo Foggini "Matrioshka Super Hero", которая, хотя ей и едва хватило высоты зала, не смогла ни наполнить этот зал собой, ни даже осветить.
Впрочем, это ничуть не умаляет ее художественных достоинств.
Lounge AltaGamma Club Елены Акимовой продолжил "упаковочную тему" ее прошлогодней выставки.
Обтянутые пузырьковой пленкой и скотчем диваны освещались тремя скромными светильниками, стоящими в одном углу.
Инго Маурер (в центре) рядом со своей инсталляцией. Впервые мы увидели его стоящим одиноко на лестнице в зал ЦДХ во время открытия. Не представленный публике, обтекаемый толпами тусовщиков, никем не узнанный, он буквально воплощал собой немой вопрос: "Что я здесь делаю?" Мы, конечно, подошли, разговорили его слегка, развеяли грусть мэтра интересной беседой, но, сдается, это было для него слабым и мимолетным утешением.
Честно говоря, площадка ЦДХ выглядела сумеречно и пусто. И если дизайнеры использовали событие как повод для личных встреч и обсуждения концепций увиденного, то нетрудно представить себе, что "простой зритель" зрелища здесь получить просто не мог. Впрочем, карта Недели обещала огромное разнообразие объектов по всей Москве. Мы постарались сходу не впадать в уныние, и на следующий день отправились в экскурсию в Музей архитектуры, Парк Горького, Винзавод. Оставалось надеяться, что там мы увидим нечто ТАКОЕ, что оправдает скомканное первое впечатление.
Увидели. Но об этом читайте уже во второй части репортажа.
Текст: Александр Матвеев
Фото: Александр Матвеев, Владимир Самойлов