Два дня после открытия Moscow Design Week 2011 мы были заняты подготовкой к презентации конкурса Nayada АрхиВызов. Пропустили массу интересных лекций, отчего эта сторона события останется без нашего обзора. Кстати, если кто был и хочет поделиться впечатлениями - присылайте!
13-го октября презентация состоялась, и пришло время отправиться в путешествие по многочисленным точкам, указанным в путеводителе. Погоду все, наверное, помнят, кто перемещался по столице в эти дни. И пробки на дорогах тоже. Так что путешествие это трудно было назвать радостным и беззаботным. Но посещение уже первой точки в нашем маршруте - Музея архитектуры - вывело пасмурное осеннее настроение в стабильный плюс.
В МУАРе гостей Недели ждали (и еще ждут некоторое время после) две экспозиции, удивительно хорошо рифмующиеся друг с другом: "Кодекс биодизайна / Луиджи Колани" (Bio Design Codex / Luigi Colani) и "Органическое жилище: биомимикрия в дизайне и архитектуре" (ORGANIC DWELLING: biomimicry in design & architecture) куратора Ли Эделькоорт.
Экспозиция Колани в Анфиладе МУАРа выглядела гораздо органичнее, чем в ЦДХ в прошлом году. На фоне классического интерьера футуризм второй половины прошлого века, к которому можно вполне заслуженно добавить приставку "ретро-", ничуть не выглядел таковым, несмотря на срок давности.
Особенно интересно было рассматривать макеты фантастических летательных аппаратов.
В каждом зале, помимо макетов, демонстрируются разные фильмы и подборки слайдов.
Определенно, не в технической сложности причина того, что так мало проектов Колани реализовано, а в инерции человеческого мышления и восприятия.
Да, вы не ошиблись, это лопата, спроектированная Колани.
Говорят, архивы Луиджи Колани напоминают пещеру Али-Бабы - несколько ангаров, набитых до отказа рисунками, масштабными и полноразмерными макетами, работающими прототипами. И, по-хорошему, масштабу содеянного им соответствовала бы выставка в Большом Манеже, Гостином дворе, ЦДХ (только полностью) или в павильоне Космос на ВВЦ. Так что анфилада МУАРа, в которую идеально вписались творения Мастера, растравляет аппетит, но, увы, не утоляет голода. Как и прошлогодняя экспозиция в ЦДХ. Мало, хочется еще. Особенно учитывая тот факт, что Колани пришел в Россию с невероятным опозданием, когда идеи, предложеные им порой полвека назад, давным-давно разобраны на цитаты, а первоисточник знаком у нас только узкому кругу дизайнеров.
К счастью, тема биодизайна - это не только история. Сегодня она обретает новое дыхание и, кажется, готова стать одним из магистральных трендов не просто на ближайшие годы, а на десятилетия вперед. И драйвером ее выступают уже не теоретические выкладки и эстетические предпочтения, как раньше, а необходимость учиться у природы выживанию. Именно об этом рассказала вторая экспозиция, расположившаяся под древними сводами Аптекарского приказа.
Подробности концепции рекомендуем почитать/посмотреть здесь и здесь. Кроме этого, наверняка вам будет интересно и интервью куратора - Ли Эделькоорт. А здесь мы просто приведем небольшой (по сравнению с отснятым материалом) фотоотчет.
Экспозиция про органический дизайн органично вписалась в пространство.
Рядом с каждым экспонатом стоит экран, на котором транслируется отдельный короткометражный фильм о природных аналогах. А в центре экспозиции - напротив входа - показывают достаточно длинное и безумно насыщенное видео, аккумулирующее буквально все аспекты концепции. Честно говоря, даже подготовленному человеку требуется не один просмотр подряд, чтобы рассмотреть интересующие нюансы и охватить картину целиком. Не известно, можно ли это посмотреть где-нибудь еще, поэому для себя мы его пересняли полностью.
Для нас именно эта экспозиция стала главным открытием Недели. Но она была не единственной, подготовленной голладскими дизайнерами и кураторами. В галерее Ruarts на Остоженке было тоже интересно, но об этом - уже в третьей части "марлезонского балета".
Текст: Александр Матвеев
Фото: Александр Матвеев, Владимир Самойлов
Первая часть обзора Moscow Design Week 2011