Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.
Группа исследователей определила для себя 3 фокуса:
1. «Бизнес». В исследовании важно было определить, до какой степени в бизнесе применяется инновационное мышление, а также определить возможности дизайн-мышления как методологии развития.
2. «Дизайн-консалтинг». Определить стратегию изменения сервисов дизайн-консалтинговых компаний, выделить направление их развития. А также обозначить ключевые сервисы и методологии, которые используют дизайн-консалтинговые компании.
3. «Стратегическая модель». Создать стратегическую модель, которая позволит увеличивать роль дизайн-консалтинговой компании на ключевых этапах развития бизнеса клиентов.
Креативная индустрия Британии считается одной из самых развитых в мире. Ее ежегодный оборот составляет 3,4 миллиарда фунтов стерлингов (BDI 2008). Однако, эксперты Британского совета по дизайну предупреждают, что Британия уже сталкивается с серьезной конкуренцией в области дизайна других стран, прежде всего США, Кореи, Китая и других. Чтобы удержать глобальное первенство, многие ведущие студии уже предпринимают шаги в сторону территориального расширения (открытия представительств студий в других странах), а также внутренней диверсификации услуг – выход в новые области брендинга, инноваций и стратегии.
По мнению Джона Такары – эпоха объектов и продуктов умирает, на смену ей приходят другие смыслы, которыми должны оперировать дизайнеры. Например, такие, как «среда».
В проекте приняли участие компании с известными именами:
Из США:
1. IDEO
2. Continuum
3. SMART DESIGN
4. frog design
Из Британии:
1. The Brewery
2. LA Design
3. Seymourpowell
4. DCA
5. KinneirDufort
6. PDD
Согласно The Economist, инновации как термин стали синонимом индустриальной религии 20-го века. Так, что в 21-м веке превратились в обыденное слово, без которого не обходится даже самая незначительная проектная работа.
Первый вывод исследователей связан со стратегическим сдвигом объектов разработки дизайна. Традиционный бизнес студий – разработка внешнего вида, “лица” продуктов уже уходит в прошлое. Сейчас компании трансформируют свое сервисное предложение в сторону инновационного “средового дизайна”, того пространства, которое будет окружать коммерческий продукт.
Второй вывод экспертов – компании активно используют возможности исследований и производства для движения от “чистого дизайна” к “стратегии”.
Эта матрица показывает тенденции в работе продакт-дизайнерских компаний – работают ли они в области консалтинга стратегических решений или дизайна, или в области развития исследований и производства. Результат показывает, что большинство исследованных студий стараются двигаться в направлении стратегического дизайн-консалтинга, который включает в себя множество зон.
Как рассказали исследователям в студиях, история такого движения развивается по шагам:
1. Дизайн-консалтинговая компания в области продакт-дизайна движется в сторону исследований. Емкость таких работ в портфеле компании возрастает.
2. Исследовательская компетенция дает студии возможность развивать свои проекты у текущих клиентов за счет рекомендаций изменять дизайн-стратегию и внедрять улучшения в текущие продукты.
3. Далее активное участие в деятельности по «изменению» выводит студию на уровень стратегического принятия решений, где необходимо подключение компетенций в области бизнес-стратегии. Так студии становятся «оргконсультантами».
Слова Алана Кея о том, что «лучший способ предугадать будущее – изобрести его» более чем актуальны для бизнеса дизайн-консалтинговых компаний. В сфере дизайн-услуг объединение разных методов решения задач, уникальное смешение дисциплин и искусство дизайн-менеджеров создавать комплексные предложения могут вывести студии в новые ниши и пространства для большей эффективности национального и глобального бизнеса.
Насколько такой сценарий применим для российских студий? Модель развития, представленная британскими исследователями, скорее всего, более универсальна и рассчитана на видение и проекты глобальных компаний и брендов, которые ставят во главу угла новые инструменты менеджмента и конкурентоспособности. Со стороны дизайн-консалтинговых компаний и студий, любое изменение портфеля услуг требует серьезных инвестиций в компетенции и знания, а также времени, которое потребуется на вывод направления в область прибыльных и полезных компании. Что, конечно, требует наличия и у потенциального «Заказчика» долгосрочных временных стратегий и соответствующих амбиций.
Поэтому можно переформулировать вопрос, скорее, в другом ключе: готовы ли российские компании долгосрочно планировать и ждать результата?
По материалам What Next? Future Strategy for UK Product Design Consultancies by Jea Hoo Na and John Boult, DMJ, volume 5, number 1, 2010
Источник: www.design-management.ru