DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

07 февраля 2010

Впечатлений ради: манифест для промышленных дизайнеров от Кена Фрая*

Комментариев: 25Добавить свой комментарий

Несмотря на то, что большую часть своей карьеры я посвятил интерактивному дизайну, именно опыт в промышленном дизайне дал мне возможность поработать как над программным обеспечением, так и над аппаратными средствами. В течение долгих лет я наблюдал за расцветом сферы интерактивного дизайна и падением отрасли промышленного дизайна. Думаю, настало время пересмотреть наше отношение к последнему и выработать новые подходы, которые смогут оздоровить его.

По своей сути, индустриальный дизайн служил до сих пор созданию "объектов вожделения" - предметов, которыми люди хотят обладать. На протяжении почти целого столетия мы подкрепляли это представление, прославляя поверхностную, внешнюю привлекательность создаваемых вещей, но забывая о "человеческом" контексте, в котором они существуют. Зачастую дизайнеры не обращают внимание на то, как люди взаимодействуют с предметами; насколько хорошо изделие, созданное ими, соответствует культурным традициям общества; каковы последствия их решений для окружающей среды и социума. Мы позволили этой болезни заразить наши школы, и проникнуть в умы наших клиентов. И проблем, меж тем, становится все больше. Мы должны не просто перефразировать определение "Промышленный дизайн", но пересмотреть его значение.

images: image_1

Перемены нужны, и это не новость. Промышленные дизайнеры получили возможность оценить свою роль по достоинству в момент, когда первая пластиковая бутылка из-под шампуня была брошена в мешок с мусором, предназначенным для захоронения на свалке. Или когда впервые рука, слабая или пораженная артритом, не смогла открыть дверь холодильника. Или когда впервые камера не смогла схватить мимолетную эмоцию и запечатлеть ее на пленке. В то время, как в каждой из этих ситуаций достаточно важен сам объект, наибольшее значение приобретают именно впечатления от его использования. То есть, личный, персональный опыт.

Хорошая же новость заключается в том, что к подобным мыслям пришли уже многие профессионалы. Да, ситуация требует перемен, но и дизайнер вооружен достаточно, чтобы вписаться в "новый век". Пришло время промышленным дизайнерам переосмыслить свою профессию, и для этого есть десять возможных путей:

Создавайте "прекрасные впечатления", а не красивые вещи

История полна вещей красивых, но, в то же время, противоречащих культурным традициям, социально-слабых, безответственных по отношению к окружающей среде, бесполезных или попросту неиспользуемых. Продумайте все аспекты создаваемого изделия. Как оно используется? Где? Кем? Как оно удовлетворяет потребностям пользователя? Также продумайте все аспекты, стоящие за изделием, его контекст. Каково его влияние, оказываемое на культурную среду, общество, эмоции, окружающую среду? Просто "изделие" будет банальным без учета этих аспектов и контекста его существования. Включайте в процесс дизайна все, что поможет вам узнать лучше эти тонкости. Работайте над созданием вещей, ориентированных на получение определенного переживания, впечатления, а не просто "результата" в виде некоего объекта.

Перестаньте думать "Что?" - начните размышлять "Почему?"
Зачастую дизайнеру требуется спроектировать нечто в соответствии с жесткими ограничениями брифа. Если промышленный дизайнер задается лишь вопросом, что ему нужно разработать, то он вступает в эту игру вслепую, так что результатом будет изделие, начисто лишенное того, что действительно важно людям. В следующий раз, когда вам придет задание на разработку, спросите "Почему?". Почему кто-то будет заинтересован в использовании именно этого продукта? Почему так важно создать продукт именно для этого круга пользователей? Почему именно эта технология используется при его производстве? Ответы, которые вы получите, выведут вас за рамки физического объекта и укажут на его восприятие; на переживания и впечатления, связанные с использованием этого продукта.

Начинайте с восприятия. Заканчивайте им же
Еще до того, как набросаете первый скетч на бумаге, поймите объект, проникнитесь его восприятием "со стороны". Попытайтесь посмотреть глазами простых людей, пользователей, ничего не понимающих в технологиях. Как это может дать свежее решение? Во-первых, идите в дома и на рабочие места людей для которых вы создаете продукт. Исследуйте, осознайте, что ими движет. Документируйте всё, что они говорят, что они делают. Затем попробуйте воспроизвести это на словах, сделайте подробное изложение, фокусируясь на поведении, привычках и выполняемых функциях. В итоге, создайте некое переживание, способное удовлетворить этих людей, принести им радость и удовольствие. Сделайте несколько прототипов, посмотрите, как люди обращаются с ними, примите их точку зрения и разработайте новое решение, содержащее четкое, осмысленное восприятие.

Гений потерпит неудачу, Мудрец преуспеет. Станьте мудрым
Дитрих Дернер в своей книге "Логика неудачи" пишет: "Гении являются таковыми от рождения, а вот мудрость приходит через опыт. Способность преодолевать трудности с наименьшими потерями является скорее признаком мудрости, нежели гениальности". Попросту невозможно выработать хорошее решение без понимания опыта людей, для которых вы работаете. Хороший дизайн - продукт "мудрый", а не "гениальный". Погрузитесь в переживания ваших пользователей. Делайте то же, что и они. Живите так же, как они. Воспринимайте все их нужды, все их проблемы. Становитесь мудрым.

Упрощайте
Это сложно - создать простой объект или переживание, наполненное при этом смыслом и ценное для пользователя. Для начала выделите сложные моменты в понимании ценности продукта и его контексте. Осознайте, в каких условиях он существует и как используется. Затем упрощайте, убирайте необязательные функции и лишние шаги. Взаимодействуйте со своей командой, обмениваясь соображениями, разработками, специальными знаниями и навыками. Воплотите слова Джона Маеды в жизнь: "Знание делает все проще".

От объемного мышления к динамическому
Физические объекты не застывают во времени. Процесс дизайна не заканчивается в момент, когда проект покидает руки дизайнера или стены производства. Как только изделие приобретается пользователем, оно получает новые характеристики. Это может произойти в явном ("Я написал свое имя на новой бутылке для воды"), пассивном ("моя бутылка с водой падала на пол, отчего получила множество вмятин") или глубоком, принципиальном смысле ("Теперь, когда у меня есть эта бутылка с водой, и я могу пить воду в течение дня, мое поведение изменилось"). Настоящая задача состоит не в том, чтобы создать объект, а в том, чтобы он менялся и "приспосабливался" к условиям с течением времени. Это требует совершенно нового подхода. Делайте эскизы, отражающие использование изделия (в виде "раскадровки"), его поведение, то, как он отвечает контексту пользователя и окружения, как он привлекает и взаимодействует.

Позвольте итерациям направлять вашу работу: делайте быстрее, меняйте чаще
Даже не надейтесь получить правильный дизайн с первого раза. Если хороший дизайн продукта требует многих итераций, то хороший "дизайн впечатления" требует еще большего их числа. Почему? Да просто потому, что это сложно. Проектируемое изделие всегда находится в системе мотиваций и привычек пользователя, ограничений и возможностей, вызванных контекстом. Чтобы справиться с этим, работайте быстрее и чаще меняйте что-то в проекте. Набросайте первые эскизы и покажите их людям. Затем уточните эскиз и снова покажите. И уточните снова... Не бойтесь менять цели по мере продвижения - это нормально.

Веселитесь!
Замечательный продукт доставляет большое удовольствие при использовании, так что повеселитесь как следует при его создании. Моменты радости, увлеченности, игры и награды должны нести не только наши решения, но и сам процесс работы, наши привычки и методы. Сбросьте бремя необходимости следовать утомительной технологии и творчески оцените, как сделать это занятие по-настоящему веселым. Включите ваши дизайн-процессы в игру и вовлеките в нее свою команду.

Приспосабливайте процесс под цель, а не наоборот

Процессы и методы промышленного дизайна развивались и вызревали на протяжении всего последнего столетия. Дизайнер, сосредоточенный на физическом объекте как таковом, будет полагаться на старые-добрые, испытанные временем процессы. Но сейчас люди ожидают от продуктов большего. Мы должны перевернуть привычные процессы с ног на голову и стать более гибкими: приспособить процесс к поставленной задаче; прекратить испытывать терпение пользователей, придерживаясь устаревших методов.

Не отстаивайте свою компетентность любой ценой
При столкновении с незнакомой или неоднозначной проблемой, нам свойственно отстаивать свою компетентность, защищать её. Необходимо противостоять этой склонности и искать новых знаний. Беседуйте с людьми, не похожими на вас, обсуждайте их понимание. Общайтесь с этнографом, у которого есть большой опыт наблюдений за людьми в их реальном окружении. Поработайте со специалистом в области дизайна взаимодействий, который может предсказать, каким будет диалог изделия и человека с течением времени. И как только вы ощутите, что освободились от цепей "компетентности", подумайте о смене названия своей профессии.

Назовитесь Дизайнером впечатлений.

 


* Кен Фрай (Ken Fry), Дизайн-Директор консалтинговой фирмы Artefact, сотрудничающей со многими производителями бытовой электроники, средств связи и программного обеспечения. До присоединения к Artefact Inc. проработал 12 лет в Microsoft, возглавляя различные группы по изучению пользовательского опыта по направлениям ПО и аппаратного обеспечения. Также участвовал в разработке стандартов и правил проектирования других групп Microsoft.

По материалам Core77

Саша Хвост

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  8.2.2010  |  |
Как люди любят давать советы все-таки.. Все эти абзацы похожи на рекламные слоганы какого-нибудь макдака, но наверное по другому сейчас народ и не воспринимает =)
у меня вот один совет - не слушайте чужих советов и думайте сами =)
  • 9.2.2010 |  |
    Да, подача "забугорного" материала частенько выглядит именно так. Пресловутый менталитет, видимо =) А советов слушать не надо. Но стоит прислушиваться ;)
  8.2.2010 |  |
Очередное бла-бла, а главное незабудьте поменять себе название!
Самое смешное - любой вменяемый, (неговоря уже о великих) дизайнер во все времена смотрел на проблему создания вещей шире чем скетч. Только вот свеже-народившееся поколение и всякие впечатлительные дамы (посты на корофлоте) - думают что совершена очередная революция.
  • 9.2.2010 |  |
    А я не вижу здесь какого-то особенного упора на скетч. Имхо, немного о другом статейка-то )
    • 9.2.2010 |  |
      Ой да ладно вам, уважаемый хвост - можноподумать вы не поняли о чем я. Тема уже так стара - что подобные откровения вызывают буэ. Лет так дцать назад уже были подробные научные труды о том как именно делается экспириенс - начиная с исследований - и заканчивая диаграммами сценариев и прототипами.
      Реально было странно читать коменты на корофлоте типа: О Кен! Подписываюсь под каждым словом! Я так и думал/ла уже 5 лет!
      Неужели этот текст действительно кажется вам свежим??
      • 10.2.2010 |  |
        ) Соглашусь отчасти. Не могу, конечно, судить о трудах 30-летней давности, но подобные мысли действительно всплывают сплошь и рядом. Почему именно эта статья? Все просто: она отражает взгляд "оттуда", емко и собирательно что ли. Здесь, в наших с вами краях, на мой взгляд, еще даже не приступили к тому, что там уже - пройденный этап в бо ... показать все
        • 10.2.2010 |  |
          Не, то что вы статью перевели и запостили - это офигительно. А вот в каментах разжигать меж-дизайнерскую рознь - имею права!
          • 10.2.2010 |  |
            =) разумеется. Спор - отличная штука )
  9.2.2010 |  |
В. Папанек 40 лет спустя. Книга "Дизайн для реального мира" 1971 г.
  • 9.2.2010 |  |
    Ну у Папанека на другую тему тема. Так-что вы не в тему. =)
    • 9.2.2010  |  |
      Эта тема для Темы =)
  9.2.2010  |  |
Переводчик статьи не компетентен. Как можно основополагающее слово статьи Experience перевести как Впечатление. Кен специалист по сценариям и изучению опыта (experience), а не впечатлений. Создавайте необходимое, следуя нуждам и персональному опыту человека, а не ради, простигоспди, впечатлений. Впечатляйте барышень госпоин транслейтор.
  • 9.2.2010 |  |
    см. ниже
  • 9.2.2010 |  |
    Ну впринципе опыт и впечатления - это где-то рядом, просто одно описывает технический результат а второе эмоциональный(для дизайна важны оба, имхо). Вообще слово опыт(результат) - это не самое по дходяще слово для обозначения экспириенса(процесс). Наверно проще всего будет адаптировать англ. слово.
    • 10.2.2010 |  |
      Experience в его контекстном звучании - очень емкое, объемное слово. Это и опыт, и переживания, и ощущения, и эксперимент, и попытка - да все, что хотите! Таких слов предостаточно в английском языке. Один только share чего стоит! Так что я, на правах автора перевода и адаптации, стараюсь передать именно ту окраску, то его понимание, которое, на мой взгляд, наиболее полно отражает не столько само слово, сколько его контекст.
  9.2.2010  |  |
Перевод не имеет ничего общего со смыслом и содержанием статьи Кена Сравните для примера:

3. Start with experience, end with experience
Understand and empathize with a person's real experience before a single sketch is put to paper.

3.Начинайте с восприятия. Заканчивайте им же
Еще до того, как набросаете первый скетч на бумаге, поймите объект, проникнитесь его восприятием "со стороны".
  • 9.2.2010 |  |
    Мда? Господин хороший, вы уж коль берете на себя смелость обсуждать мою компетентность, так делали бы это правильно. Предлагаю встретиться в личке. Также неплохо было бы видеть от вас эталонные отрывки. А после и поговорить можно. Но только после. Удач.
  11.2.2010  |  |
статья может и полезная,но честно меня удивило,что на данном ресурсе выкладывается подобное наставление,поскольку мне казалось что это всё давно очевидно и во всех вузах нашей страны учат мыслить так...
  • 12.2.2010 |  |
    Поверьте, автор долго-долго искал место учебы, где преподавали бы не как создаются изображения предметов, а процесс создания изделий. Так вот, в питере и окрестностях таковых университетов не замечено. Разве что политех, как ни странно, предлагает вменяемую программу. Но и там совок, в общем-то.
  11.2.2010  |  |
Это в каких таких "всех вузах" страны? В Мухе, например, вряд ли кто то на кафедре промдизайна подозревает о подобных тезисах.
  • 13.2.2010  |  |
    наверное просто это я так понимаю преподов)))остальные понимают иначе).
    просто тут это всё говорится более детально,разжёванно и очень ясно,а в вузах это преподносится несколько по другому...
    • 14.2.2010  |  |
      Вы наверное умеете читать не то чтобы мысли, а подсознание преподов =) Где учитесь/учились то, интересно же?
  • 13.2.2010  |  |
    наверное просто это я так понимаю преподов)))остальные понимают иначе).
    просто тут это всё говорится более детально,разжёванно и очень ясно,а в вузах это преподносится несколько по другому...
    • 14.2.2010 |  |
      статьи в ИноСМИ как раз и отличаются своей "разжеванностью". Читатель, равно как и любая другая категория потребителя, там является ключевым элементом. То есть, мысль должна дойти до максимально широкого круга лиц. На пост-советском же пространстве даже научно-популярные материалы рассчитаны на людей с развитой базой. При том, зачастую мысли отражают скорее искушенность ученого мужа, нежели стремятся донести. Это так, наблюдение и обобщение... ;)
  14.2.2010  |  |
Просто преподаватели,объясняя материал,стараются дать его не в рзжёванном виде,а как бы наталкнуть студента на правильную мысль.если студент умный,то он поймёт,а не далёкий пусть таким же и остаётся.Это тоже своего рода учёба-учёба улавливать нужное и отсекать лишнее-в жизни это умение очень пригодится.А человек,который не может этого делатьне будет хорошим специалистом.

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |