Создавая эту гигантскую композицию, дизайнеры упивались тем, что занимаются творчеством. Ведь, по сути, дизайнеры - всего-навсего создатели промтоварных оболочек, постоянно ограниченные брифами, сроками и капризами клиента. Здесь же на них давил только груз ответственности. Потому что заказчиком выступил не тракторный завод и не мебельная фабрика, а первый в мире музей дизайна "Новая коллекция", экспонаты которого в 2002 году обрели место для постоянной экспозиции в мюнхенской "Пинакотеке современности". В одном из ее залов и разместили "Искусство автомобильного дизайна", каким его видят в BMW.
Студия DesignworksUSA каждый год создают аксессуары для BMW и MINI. Для MINI - ярко и оригинально, для BMW - лаконично и функционально. Сумки, чашки и, конечно, часы. Для MINI - взбалмошные, для BMW - технологичные, а порой даже - инновационные. Z-часы для BMW стали причиной награждения дизайнеров премией Red Dot.
Любой художник мечтает о том, чтобы хоть одна его работа оказалась в музее. Хотя авторство своих экспонатов "Новая коллекция" идентифицировать не стремится: чайник, стол или мотоцикл ценны здесь сами по себе. Другое дело, когда вопрос касается не товаров народного потребления, а мраморной скульптуры размером десять на четырнадцать метров и весом в двадцать пять тонн. И пусть имена творцов здесь тоже не перечисляются пофамильно, добрый экскурсовод всегда подскажет, что "Искусство автомобильного дизайна" ваяли хдожники-конструкторы из BMW Group, в числе которых - сотрудники дочерней компании DesignworksUSA. Когда твоя работа анонимна, такие ремарки приятны вдвойне. Не говоря уж о признании коллег: Общество американских промышленных дизайнеров наградило авторов этой скульптуры золотой медалью.
Результат партнерства компании Zeydon и DesignworksUSA - яхта длиной 18,3 м Zeydon Z60. При ее создании дизайнеры старались стереть грань между прогулочной яхтой и круизным судом, получилось "фешенебельное спортивное прогулочное судно".
Сделать поезд индивидуальным и придать ему облик компании Siemens - задача не из легких, особенно есть вспомнить, что большинство поездов имеют весьма унылый внешний вид. DesignworksUSA попытались создать единый дизайн для трех разных типов поездов - пригородных, международных и высокоскоростных.
У DesignworksUSA связь с Америкой более прочная, чем признание коллег по цеху и три заглавные буквы в названии. Компания была основана в Малибу в 1972 году. Начинали с тракторов, но с каждым годом заказы становились все более разнообразными: снегоходы, фотоаппараты, садовый инвентарь. Среди прочего были и заказы от BMW. Первый - в 1986 году, сиденье для BMW 850, затем в 1993 - участие в разработке экстерьера BMW третьей серии. Работа калифорнийцев пришлась баварцам по душе, и в 1995 BMW купила компанию. Эпохально - с точки зрения бизнеса. Но в том году для работников DesignworksUSA случилось более интересное событие. Именно в их студии английский художник Дэвид Хокни создавал свой арт-кар на основе BMW 850. Знаменитая коллекция автомобилей BMW, расписанных известными художниками XX века, отчасти - искусство, но в некотором роде - все то же придание оригинальной оболочки товару народного потребления. Другое дело, что имя каждого автора этих "оболочек" всем известно. Имя же дизайнера, что придумал изгиб капота, вызывающий у покупателей восхищение, знают лишь в узких профессиональных кругах.
"Может быть, из-за того, что мы ориентированы на оказание потребительских услуг, у нас и тщеславия поменьше, чем у некоторых звездных дизайнеров", - замечает Лоренц Шаффер, глава мюнхенского отделения DesignworksUSA (всего у компании три студии: в Калифорнии, Мюнхене и Сингапуре). Конечно, он не имел в виду Хокни или других художников, из числа тех, кто работал над арт-карами BMW. Возможно, то была шпилька коллегам по цеху, которые на каждом своем продукте, будь то ботинок или чайник, выводят свой логотип.
В студии DesignworksUSA стараются придавать повседневным товарам народного потребления необычный вид. Плавные линии корпуса кофеварок Saeco символизируют льющийся кофе. Как и у других моделей, основное преимущество Odea - простой в управлении интерфейс.
Детский велосипед BMW Kidsbike, сконструированный DesignworksUSA, учит малышей держать равновесие без дополнительных опорных колес. Его можно использовать для детей в возрасте от 2,5 лет как обычную каталку. Чтобы получить полноценный детский велосипед, достаточно просто установить входящие в комплект цепь и педали.
Даже после приобретения компании концерном BMW "звездности" у работников DesignworksUSA не прибавилось. Зато осталась прежняя свобода в работе. Ограничиваться "автомобильными" заказами от головного офиса студия не стала. Да, дизайнеры DesignworksUSA причастны к внешнему и внутреннему виду Z4, X5, 3-er, X coupe и даже Rolls-Royce. Но для сторонних клиентов студия работает намного больше.
"Поскольку мы являемся внешней студией, - рассуждает Шаффер, - то имеем возможность накапливать опыт, работая с компанией BMW и другими заказчиками, а затем применять этот опыт в своей деятельности, как для родительской компании, так и для своих заказчиков. В общем, обе стороны в выигрыше".
Посмотреть на итог этого выигрыша - а именно, на работы студии, Лоренц Шаффер предложил непосредственно в мюнхенской студии. Неприметный с виду дом, никаких ярких вывесок. Проведя экскурсию по демонстрационным комнатам с показом лишь уже завершенных проектов, нас угостили в комнате для отдыха: в чашки дизайна от DesignworksUSA мы наливали кофе из кофеварки от DesignworksUSA. И задали вертевшийся на языке вопрос: "Возможно ли создать такой дизайн, которым бы все восхищались, пусть даже не зная фамилии его автора?"
Двухэтажный моторхоум команды BMW Sauber F1 был спроектирован DesignworksUSA и появился на европейский этапах "Формулы-1" в 2006 году. Здесь проводятся пресс-конференции, располагаются офисы менеджеров и комнаты отдыха для гонщиков. Когда два европейских этапа разделяет всего неделя, требуется 72 часа на демонтаж, перевозку и монтаж всего сооружения.
Дизайн внутреннего пространства самолета Boeing 787 Dreamliner, на борту которого может находиться 19 человек, был разработан по заказу Boeing Business Jets. Дизайнеры DesignworksUSA поперечное разделение пространства дополнили продольными отсеками. Здесь много прозрачных панелей вплоть до стеклянного пола.
В ответ нам показали мобильный телефон Nokia 2110. "Видите эту область вокруг дисплея в форме эллипса? Это мы придумали, и этот элемент стал базовым - дизайнеры тем или иным образом развивают его и по сей день."
Конечно же, Шаффер гордится этой работой. Просто не выставляет эту гордость на всеобщее обозрение. В прошлом году дизайнеры BMW Group, в число которых входят и работники DesignworksUSA, удостоились престижной мировой премии Red Dot "Дизайнерская группа года". За постоянный поиск новых путей и создание дизайнерских работ, определяющих новые направления дизайнерского искусства. Кто знает, возможно, накануне награждения жюри Red Dot сходило на экскурсию в "Пинакотеку современности".
ТЕКСТ: АННА КИЛИМНИК
ФОТО: BMW AG
Источник: Автопилот №4, 2008.