Большое предисловие
Надеюсь, для всех уже не секрет, что качественные модные шрифты не берутся с дисков на Горбушке и не скачиваются на халяву из сети. Они покупаются. И часто степень крутизны дизайна определяется именно применением новых актуальных фонтов. Чем и отличаются в большинстве свом работы продвинутых дизайн-студий от остальных, использующих базовую библиотеку ПараГрафа (ныне – ParaType), уворованную в лихие постперестроечные времена.
Для нас уже давно стало критерием общей оценки дизайнера отношение его к работе со шрифтом. Берешь какой-нибудь новый журнал в руки и смотришь – чем набран? В лучшем случае прагматикой. Полным или частичным отсутствием шрифтовой культуры часто грешат провинциальные издания, для которых покупка базового набора лицензионных фонтов – что-то просто запредельное. На это не выделят ни копейки. Зачем? На диске за 3$ все есть!
Нашей самой мощной шрифтовой компании ParaType можно даже устраивать «юридический чёс» – за пределами Садового кольца их ждет просто Клондайк! Если начать судиться с издательствами по поводу использования нелицензионных шрифтов, то вскоре можно будет забыть про изготовление новых, а зарабатывать деньги только на этом. Зная конкретно ситуацию в городе Перми, могу сказать, что ведущие издательства до сих пор пользуются ворованными шрифтами, и даже не подозревают, что нарушают чьи-то права. А газеты и журналы выходят каждый день в тысячах экземпляров… Это вам не маленькая дизайн-студия, тихо обслуживающая своих заказчиков, тут – все на потоке!
Не будем говорить об исключениях, типа ведущих глянцевых журналов а-ля Playboy, Officiel и прочих – для них уже давно все шрифты делаются специально.
Хочется упомянуть историю, широко ходящую в узких дизайнерских кругах, услышанную от Владимира Ефимова (одного из лучших шрифтовиков компании Паратайп). Суть в том, что банк России, использовав на своих банкнотах шрифт AdverGothic, русифицированный в свое время еще Параграфом, так и не удосужился купить на него лицензию! Есть, конечно, нюансы, но суть такова. Так что деньги, которые у всех в кармане, набраны такими же ворованными шрифтами, как и многое другое! Если на таком уровне это проходит, что уж говорить про всех остальных!
Кто же их делает?
К настоящему времени на рынке остались 2 основных игрока – живучий Paratype и относительно молодой LetterHead.
Paratype
Занимается только шрифтами. Все уже знают, что большая часть того, что стоит на наших компьютерах сделана именно этой фирмой, а к нам попала практически бес-…. Тихо, ти-хо… Делают они все очень основательно, правильно. Короче, как нужно. Благо, более чем 10-летний опыт (старейшие на рынке!) позволяет отладить все юридические тонкости процесса. Однако, иногда эта основательность переходит в некую неповоротливость. Это, на наш взгляд, относится к негибкой политике продаж и выбору шрифтов для русификации.
Ругать их за это не нужно, лучше воспринимать как особенности. Как и то, что они занимаются многими шрифтовыми проектами, больше культурными, чем коммерческими. Например, оцифровкой российского шрифтового наследия. Эх, да за это бы памятник им поставить…
Letterhead
Это небольшая графическая дизайн-студия, которая делает модные современные шрифты. Просто им это нравится, да и умеют хорошо к тому же. Много интересных собственных разработок. Постоянных авторов трое – Юрий, Валерий Голыженков и Илларион Гордон. Валерий, кстати, еще является куратором рубрики «Портфолио» в журнале Publish.
Делается все достаточно быстро. Как-то после рюмочки коньяку, Юрий заявил – Принесите нам 6 латинских букв из шрифта (не помню каких, правда) который вам нужен – и мы вам его за месяц сделаем! Хотя, наверное, и без коньяку он сказал бы то же самое… А на сайте прямо написано: студия выполняет работы по созданию эксклюзивных (в том числе оригинальных) шрифтов на заказ.
Из самых видных в сети работ – это шрифт Артемиус (а как же по другому) для студии Артемия Лебедева. Методично делаются начертания, и в планах – сделать его самым развитым семейством из Леттерхедовских наборных шрифтов. Сами они про это пишут так: «Проект является уникальным. Впервые в России в пост-советское время сделана оригинальная, не имеющая прототипов, не переводная пара антиква – гротеск.» Для тех, кто понимает… :
Мы и сами как-то прикупали шрифтецов у Буквоголовых. Фарер брали, Hot Sauce и Rough, Две Круглых опять же. Технические проблемы, типа в Word-e буковок не видать, решались в рабочем порядке. В общем, мы остались довольны, а теперь и вам советуем. При покупке вам дается лицензия и веселая наклейка «Head in Order» – Голова в порядке, в отличие от правильной, серьезной и юридически грамотной паратайповской «Пользователь «ParaType» in legal use».
Еще шрифты можно прикупить
у Александра Тарбеева, г. Москва (шрифты нам нравятся)
http://www.plugcom.ru/~atarbeev
в дизайн-студии Василия Шишкина, г. Питер (шрифты нам не нравятся) http://www.shishkin.ru
Что значит не нравятся? На наш взгляд, шрифты не сильно модные (хотя хотят таковыми казаться) а многие графемы спорные и режут глаз… Хотя в частной беседе Юрий Гордон заметил, что начертание определенных русских букв, таких как д, ж, к, л, м, т, э в настоящее время находится на большом перепутье, и появление подобных вариантов – тому свидетельство. Может быть, но я бы такие в работе не стал использовать, мне они кажутся просто неграмотно сделанными.
Впрочем, смотрите сами. Именно поэтому среди основных направлений работы «ПараТайпа» сегодня не только создание новых шрифтов, но и адаптация лучших гарнитур прошлого.
Да… Вроде и повод-то был небольшой, а как рука разошлась
Напоследок
Где почитать про шрифты на русском
www.paratype.ru
Ведущая российская шрифтовая студия.
Можно внимательно изучить все что понравится - качество и упорядоченность информации гарантируем. Хороша коллекция анонсированных ссылок.
Обратите внимание на закопанный в недрах сайта электронный журнал по шрифту, типографике и графическому дизайну Де(-)Фис. К сожалению, последний номер вышел ровно год назад :-(
www.letterhead.ru
Менее ведущая российская шрифтовая (+ графически-дизайнерская) студия. Сайт сделан легко и непринужденно. В разделе «Разное» найдите периодическое издание «Пробел». Тексты спорные и явно субъективные, что как раз характеризует веселый характер и стиль работы студии.
http://typo.mania.ru
Сайт посвящен вопросам теории и истории шрифта, а также практике его применения. Как и многие подобные некоммерческие проекты, обновляется нерегулярно. Из полезной информации – словарь шрифтовых терминов на русском.
http://vedi.d-s.ru/news.htm
Независимый центр по разработке и распространению кириллических шрифтов. За громким названием скрывается по большей части любительский дизайн и такая же идеология. Хотя попадаются вполне качественные работы. Из полезного – неплохая подборка статей и обзоров, а так же коллекция аннотированных ссылок на шрифтовые ресурсы по всему свету.