Когда первоначальный Range Rover запускался в производство в 1970-м, это была всего лишь нацеленнная на чуть более высокий рынок версия неприхотливого Land Rover, любимого в разных странах. За эти годы Range Rover развился в большой роскошный экипаж. Его здоровенная туша, экипированная всевозможными наворотами, прочно обосновалась в высшем сегменте рынка. Ранний Range Rover, рекламировался через «связь с землей», связку куропаток на задней двери и все такое. Но сельскохозяйственное прошлое Land Rover постепенно было задвинуто - запросы высокой моды как-то не сочетались с сельскими вкусами - и было заменено слоганом «Refinement with capability» (что-то типа: «изысканности с возможностями»).
Никто не отрицает право владельца на кожаную обивку салона, держатели для стаканчиков и приличное стерео. Мысль о том, что транспортные средства для бездорожья должны быть по-спартански неудобны - явно неправильна. Но потребность устанавливать восьмидюймовые пороги, широченные диски, ветвистые кенгурятники на радиаторах, опоясывающие молдинги, гигантские обвесы etc представляется ненужной, извращенной и эгоистичной в современной городской среде.
Да, это уже стало клише для горожан: жаловаться на избыток перенавороченных авто, с их выступающими запасными колесами, высокой посадкой и множеством боковых зеркал, позволяющих ориентироваться в стиснутом пространстве. Но, подобно многим клише, оно возникло отнюдь не на пустом месте.
Анти-SUV движение достигло головокружительных высот в США, где продажи увеличиваются год от года. Web-сайты, подобно американским «Друзьям Земли» www.suv.org, показывают отрезвляющие факты и статистику потребительской «гонки вооружений», где выживает сильнейший. Участники дорожного движения имеют серьезные основания быть напуганными: в 1996 году в США произошло 5259 аварий с летальным исходом, где легкий грузовик или SUV ударил автомобиль - 81 процент смертней произошел в обычном автомобиле. Начиная с 1990 года легкие грузовики и SUV съели дополнительно 70 миллиардов литров бензина.
Пародии и статьи на эту тему встречаются в сети повсеместно. Сайты пропагандируют изощренные формы потребительского терроризма, предлагая наклейки на бампер - «я изменяю климат» - их Вы можете тайком прикрепить на агрегат Вашего соседа. Хотя эта кампания в основном инициирована беспокойством об окружающей среде, американские страсти воспламенились еще и недавним скандалом с шинами Firestone. Злополучное соглашение о поставке шин для Ford Explorer закончилось 120-ю летальными исходами, отзывом шести с половиной миллионов шин и убытками в 1,3 миллиона долларов. Специалисты высказывают мнение, что внезапное опрокидывание было вызвано комбинацией дефектных шин и высокого центра тяжести Explorer, предоставляя новое оружие анти-SUV лоббистам.
Даже если игнорировать эти рациональные соображения, найдется еще аргумент против SUV. А именно: это оскорбление здравому смыслу, играющее на детских моделях поведения покупателя, отрицающее взаимосвязь свободы и ответственности, эксплуатирующее ложное чувство превосходства. Появилась даже тенденция к созданию все более габаритных детских колясок, которые могут разместиться только в стероидно накачанных авто!
Потребителю промывают мозги с помощью особо коварной формы маркетинга. «Красивая природа - наше драгоценное свойство» (sic!) - написано на крышке запасной шины среднеразмерного корейского вездехода. Американская реклама 240-сильного Nissan Pathfinder показывает его проносящимся по лыжному склону, с комментарием: «Не обязательно делать так. Но Вы это можете». Фактически, каждая реклама 4WD или SUV демонстрирует транспортное средство, преодолевающее красоту естественного мира: потребитель как завоеватель.
В ближайшие полтора года Mercedes, Lexus и BMW значительно увеличат свое присутствие на SUV-рынке, производя гротескные пародии на собственные автомобили: с большими шинами, увеличенной высотой и топливной прожорливостью. «Дороги соединяют людей» - сообщает BMW, добавляя, что «дороги означают подвижность. Но неожиданные препятствия бросают вызов путешественникам. Идеальное транспортное средство должно достойно встретить эти вызовы, независимо от того, насколько они трудны». Ауди, Renault и Volvo поднимают над дорогой кузова, делают обвесы из черной пластмассы, изобретают жесткие имена для их скромных автомобилей, надеясь удержать клиента, желающего чувствовать себя круче.
Jeep Liberty
SUV - только причуда? Или уже слишком поздно пытаться изменить эту тенденцию? Мы оказались как будто отброшенными на десятилетия назад, когда каждая новая модель становилась больше прошлогодней: шире, длиннее, тяжелее, мощнее. Самая последняя модель Jeep (Liberty) является истинной карикатурой на последние пять десятилетий автомобильного дизайна. Тем более раздражающей, что на 2001 Detroit Motor Show машина была представлена никем иным как Кеном Кизи (Ken Kesey), автором культовых текстов «Пролетая над гнездом кукушки» и «Электропрохладительный кислотный тест». Выбранный, вероятно, как символ возрождения молодежного бунтарского духа, Кизи громко зазывал публику отовариться.
Предшественник Liberty, концепт Willys от DaimlerChrysler, заявлен как «выразительный и свободомыслящий». С добавлением: «Jeep Willys создан, чтобы существовать в экологической гармонии с природой, соответствуя требованиям активного образа жизни. Это чисто по-американски!» Корпорация приватизирует американскую дикую природу, делая из нее очередной собственный брэнд. Возможно, это спасет обремененного долгами гиганта, потерявшего 1,75 миллиарда долларов только во второй половине 2000 г.
Jeep Wrangler, родео-транспорт Второй Мировой (кстати, созданный на базе того же Land Rover), был реанимирован в 1986 году и породил целую волну милитаризованных машин, в которых в равной пропорции смешаны «забава» и «практичность». И вот, сегодня мы имеем Hummer H2, результат ублюдочного желания потребителя прокричать о себе громче всех. Hummer - едва замаскированный гражданский вариант High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (многоцелевое колесное транспортное средство высокой подвижности), выигравшего «Бурю в пустыне». Коммерчески доступным для гражданской публики он стал в 1991 году, стремительно превращаясь в излюбленный транспорт спортивных боссов, кинозвезд и рэперов. H2 (приглаженная и смягченная версия) дает полный комфорт любому уважающему себя «городскому воину», не способному существовать без открывающейся мягкой крыши, управляемых термостатом жалюзи на крышке капота, GPS, DVD, интернет-доступа и системы ночного видения.
Возможно, это все, что Вы должны знать: эти автомобили - игрушки. Разработанные, продвинутые на рынок и проданные почти таким же способом как Barbie или ActionMan. Все более и более затюканный автомобилист, зажатый в ежедневном трэфике, загнанный в угол ценами на бензин, измученный задержками, ищет развлечений и чувства защищенности. И находит - в устрашающем потенциале SUV. Увы, пока 4x4 - наилучший выбор для угнетенного городского «Я»...
© Jonathan Bell
www.newdesignmagazine.com, 2001
Перевод: Александр Матвеев, dn, 2001