DesigNet.RU
Rambler's Top100
Учебные заведения
Защиты и просмотры
Взгляд изнутри
Курсы, тренинги…
Семинары, лекции…
Карьера
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ЗАЩИТЫ И ПРОСМОТРЫ

11 августа 2005

Быть ли Феррари внедорожником или обзоры Degree-Show-2005

Комментариев: 0Добавить свой комментарий

Degree-Show-2005 - IED (Турин), МАМИ, УГАХА, НГАХА

Александр Матвеев: Рад объявить, что у нас в DN произошли очередные приятные изменения. Разрешите представить вам нового автора и будущего редактора: Анна Шевченко, талантливый дизайнер, недавняя выпускница лондонского Saint Martins College, и просто очень симпатичная девушка :-).

Первая тема, которой мы озадачили Анну, – долго откладываемый обзор дипломных проектов разных школ. И так получилось, что доминировала автомобильная тема.

Анна Шевченко: Не буду оригинальной, если скажу, что тема автомобильного дизайна ближе мужскому разуму – каждый мальчик был в детстве дизайнером, рисуя машинки на последней странице тетради. К тому же, мужчины любят копаться в машине, проверять, а примерно 99% женщин выбирают авто по внешнему виду, совершенно не понимая, что там внутри, под капотом. Но я постараюсь рассказать как можно более объективно, что происходит в этой области в разных институтах нашей страны и за рубежом. Ведь летом каждого года студенты представляют свои дипломы-шедевры на суд жюри.

А.М.: Думаю, в этом случае мы сочиним обзор «в четыре руки». И начнем издалека (географически), с итальянского IED.

А.Ш.: Факультет автодизайна IED базируется в индустриальном Турине, где почетное место занимает развитие транспорта и сектор технологий. Само собой, студенты здесь учатся умению генерировать оригинальные идеи и успешно воплощать их в жизнь. Но кроме этого, благодаря месторасположению и широким связям вуза с индустрией, у них есть возможность делать курсовые и дипломы, ориентируясь на работу с реальными брэндами. Студенческие проекты базируются на актуальных трендах в отрасли, современной технологической базе, истории и маркетинговой стратегии клиента. Как правило, это большой плюс – вчерашний выпускник легко вписывается в индустрию.

А.М.: Но иногда, как это мы увидим ниже, ограничения оказываются все-таки слишком тесными.
Безусловной интригой на защите дипломов этого года стал проект Алексея Цаплия – внедорожник Ferrari "Zona Rossa". Славянский экстрим для легендарной итальянской марки объясняется просто: немного у нас найдется дорог, где можно разгуляться на любимом классическом спорткаре. При этом фанатов марки в России или Украине – более чем достаточно.

А.Ш.
: Коммерческий потенциал идеи налицо, она получила добро руководителя проекта (чем Ferrari хуже Porshe?!), Алексей упорно трудился над разработкой концепта и все, казалось, шло успешно. Его проекту заслуженно пророчили место в пятерке лучших, с возможной реализацией на производстве!

А.М
.: Но тут на защите появляется высокое начальство с Ferrari и… проект с треском вылетает из главной обоймы. Слишком смело, оказывается: «Ferrari – внедорожник? Шутите?!! Не бывать этому!» – таково было резюме клиента. Ладно, посмотрим через несколько лет, кто был прав.

А.Ш.: И пожелаем Алексею не падать духом. Отжившие корпоративные ограничения и предрассудки неизбежно падут под его натиском :-).





На фото слева - автор внедорожника Ferrari - Алексей Цаплий.

Вот цитата из его письма:

Наш проект завалили..:-(
За все время подготовки нас очень хвалили преподы - всем нравилась идея - да и Акуяма во время пред-презентации говорил, что все хорошо.... Все считали, что мы в пятерке лучших железно - а это значит, что модель попадет на раскрутку в СМИ, как конкурс Феррари для студентов.
А на диплом приехали совсем другие люди и сказали, что не бывать Феррари внедорожником даже если идея интересная и работа хорошо сделана. В общем, нас не пропустили в топ-5... типа это сейчас не в интересах Феррари давать повод разговорам о внедорожнике ...
В лицо нам правда этого не сказали - это уже наш директор нам передал когда увидел наше разочарование...
Если честно - у меня опустились руки....столько сил и времени на это было угрохано и вот результат...
Конечно - есть что положить в портфолио и с чем идти дальше - но как обидно!...
В общем буду пробиваться - я разозлился.....:-)









Так выгдядит финальная презентация проекта. Супер-качественно сделанная модель плюс пара больших рекламно-информационных планшета.





А.Ш.: Кстати, рассматривая этот и другие макеты дипломных работ IED, поражаешься их безупречному качеству. Автомобили выглядят совсем как настоящие. Как им это удается?

А.М.:
Тут все просто: с недавних пор прототипы изготавливаются с привлечением профессиональных макетных мастерских. Студент делает поисковый макет-половинку в пластилине, который затем оцифровывается 3D-сканером, редактируется и доводится в CAD-системах… На выходе получаются идеально точно фрезерованные из жесткого пенополиуретана детали, которые проходят дальнейшую грунтовку, шлифовку, покраску и сборку. 100% реальный процесс, недешевый к тому же. Только зачем делать его по-другому?

А.Ш.:
Верно. На первых курсах необходимо научиться делать все своими руками. А вот мучиться с дипломным макетом, обрабатывая его «на коленке» – вчерашний день. Ведь в грамотно организованной реальной работе будет именно так: дизайнер делает свое, а макетчик свое. Как и должно быть.

А.М.:
Из Италии мы совершаем большой (на 3,5 часа полета) прыжок на Восток, в Москву. Здесь тоже учат автомобильному дизайну. Это кажется странным при фактической агонии соответствующей отрасли промышленности, но, тем не менее, желающих учиться хватает. Похоже, талант и энергия здесь тоже бьют через край. Но результат здесь уже совсем другой, что мы и можем наблюдать на примере дипломов МАМИ.

А.Ш.:
Проекты грамотные, не лишенные находок, но, в большинстве своем, не цепляют за живое, не запоминаются.








Представительский автомобиль - работа Рябова Дмитрия.







Демидов Денис, тема диплома - стилевое решение интерьера автомобиля предстваительского класса.








А.М.: Феерическое исключение из унылого ландшафта – аэродромный тягач, спроектированный Иваном Бабичем.

А.Ш.: Концепция, графическая подача, макет – все на таком уровне, который не стыдно сравнить с европейскими и американскими дипломами. И, главное, – уместно и вовремя использованный образ солдата из «Звездных войн». Вот образец того, как надо действовать, чтобы привлечь внимание к своему проекту!



Экстерьер тяжелого аэродромного тягача с симметричной динамикой движения.









Проект - мотоцикл в классе 400СС. Автор - Ермаков Юрий.



А.М.: Впрочем, успех Ивана неудивителен. Он, несмотря на свою молодость, – один из немногих отечественных дизайнеров, занимающихся реальным проектированием транспортных средств. Остальных худо-бедно выручает лишь столичное расположение вуза, благодаря которому у студентов все-таки больше возможностей для самообразования и надежд на будущее, чем у коллег, заброшенных волею судьбы за МКАД, куда мы и продолжим наш воображаемый маршрут.

А.Ш.: Следующая остановка – через полторы тысячи километров. Екатеринбург, Уральская Архитектурно-художественная академия.

А.М.: Транспортный дизайн здесь не основная тема. Школа традиционно тяготеет к product design.

А.Ш.: И это явно чувствуется. Особенно в темах, где на первом плане не модные стайлинговые «навороты», а тщательно проработанная функциональность: искусственный вентилятор легких, детская мебель, защитный шлем, самокат и т.д. Нормальный такой список проектов для среднеевропейского дизайн-бюро.









А.М.: У меня есть ощущение, что дизайнеры, умеющие качественно проектировать именно такие (повседневные, неброские, но нужные) вещи, могут стать наиболее востребованными в условиях формирующегося рынка промышленного дизайна.

А.Ш.: И пусть из-за отсутствия пояснений к некоторым фото, их рассмотрение превратилось в увлекательную игру типа «угадай, что это?», все равно стоит отметить, что немалая часть из представленных проектов вполне пригодна для дальнейшей проработки и реализации. Ау, клиенты?!

А.М.: Впрочем, и транспортные средства здесь тоже были. Что можно сказать об увиденном? Констатировать парадокс: чем «завернутее» проект, тем он скучнее и бесперспективнее, несмотря на явные старания авторов. Несколько авто разной степени концептуальности никак не перетягивают на чаше весов один универсальный транспортный модуль для МЧС.



В этом году Академия снова устроила полноценное DegreeShow с приглашением публики и прессы. Представительский лимузин Артема Неретина, с чьей-то легкой руки окрещенный «Путинмобилем», прогремел аж в федеральных газетах, местном ТВ и в сети (http://www.sostav.ru/news/2005/07/06/1/#). Правда, на Составе размещены совсем не те иллюстрации. Те, что надо, показаны здесь.









А.Ш.: Увы, даже этот удачный (если не сказать «коньюнктурный») проект, сделанный для реального заказчика, лишний раз проявляет очевидное: нет на Урале традиций проектирования и постройки спортивных авто и лимузинов, нет соответствующей школы. И не наблюдается никаких предпосылок к тому, что ситуация может измениться. Если, конечно, в Екатеринбурге не добьются приезда на защиты представителей мировых автомобильных брэндов. Было бы здорово, но такое предположение пока звучит как фантастика.

А.М.: Остается лишь развести руками: зачем дипломники из года в год берутся за заведомо провальную, никому не нужную тему, на что надеются? Исключения (позапрошлогодние проекты братьев Басмановых, того же Артема Неретина) лишь усиливают впечатление. Может быть, руководителям дипломов стоит жестче привязывать темы к реальности, либо задавать корректные брифы для «экзотических» тем? В противном случае, и в следующем году экзаменационная комиссия, в которой опять не окажется ни одного автодизайнера, будет глубокомысленно обсуждать очередной «городской молодежный автомобиль» непонятно для какого города, какой молодежи и какого производителя. Для ведущей промдизайнерской школы как-то несолидно получается.

А.Ш.: Из Екатеринбурга наш путь ведет… Куда бы вы думали? Обратно в Москву, в Питер? Нет, еще дальше на Восток, в Новосибирск. Здесь парадоксы, в разной степени проявленные в столице и на Урале, достигают предельного контраста. В городе, где, по мнению самих дизайнеров, промышленного дизайна просто не существует, где ни в одном институте нет факультета, в котором готовят специалистов в этой области, вдруг возникает нечто… Смотрите сами. Это проекты студентов НГАХА (Новосибирск).

Дипломный проект Шумайлова Дениса: "Дизайн-проект колёсного транспортного средства повышенной проходимости с высокими скоростными характеристиками".







Дипломный проект Михаила Лупарева: "Дизайн-проект транспортного средства для экстремальных путешествий двух человек".









Дипломный проект Татьяны Доценко: "Женский городской универсальный автомобиль для первозки 1-3 человек и груза"



А.М.: Автомобильная тема в сибирском архитектурном вузе – столь же невероятное явление, как ромашки на Луне. Поэтому обойдемся без разбора полетов, вычленения недостатков (где ж без них), повторения тезисов о необходимости вписывать проектные фантазии в контекст (потому что и так ясно, что это чистая фантазия). Более подробно про учебу дизайнеров в НГАХА читайте здесь .

Для чуда не может быть рамок и заранее определенных критериев. Удаленность от источников информации, отсутствие благоприятной среды – все отступает перед творческим потенциалом сибирских дизайнеров. IMHO теперь главное для них – быстрее добраться до тех мест на земном шаре, где их потенциалу найдется адекватное применение.

А.Ш.: На этом наше виртуальное путешествие закончено. Спасибо всем, кто прислал информацию из своих школ: Алексею Цаплию (IED, Турин), Максиму Пирязеву (МАМИ), Виктору Брагину (УГАХА), Шумайлову Денису (НГАХА). Надеемся на активность представителей остальных дизайнерских вузов :-)

Итоги

Сравнение дипломных проектов четырех школ получилось очень показательным. На одном полюсе наблюдается теснейшая интеграция школы с индустрией, движение учебного процесса в ногу с развитием технологий и маркетинга. На другом – отрыв космических масштабов, который в прагматичном западном мире давно привел бы к поголовному вымиранию популяции студентов-дизайнеров.

А у нас в России то ли остатки идеалистического воспитания сказываются, то ли врожденный пофигизм и надежда на «авось», то ли неумение обуздать и структурировать собственную творческую натуру, или все вместе взятое образует гремучую смесь. Но вдруг оказывается, что некоторым за счет одних лишь внутренних резервов удается получать результаты так или иначе сопоставимые с теми, что созданы в несопоставимо более благоприятных условиях. Можно себе представить, чего эти люди смогут добиться, если вовремя получат доступ к полноценной инфраструктуре.

Этого и пожелаем им от всей души.

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

17 июля 2014

Защиты-2014. Кафедра "Дизайн мебели" МГХПА им. С.Г. Строганова

Кафедра мебели в Строгановке в этом году приятно поразила резко выросшим уровнем как проектов так и прототипов, большинство из которых были вполне рабочими. Действительно, институт серьезно обновил станочный парк, ну а качество проектов - заслуга завкафедрой Кирилла Чебурашкина и сильного коллектива преподавателей. Впервые вместо разрозненных дипломных проектов была предложена единая концепция LOVE.WORK.HOME под общим девизом «мебель с человеческим лицом». Всего было 8 дипломников. Удивило качество графического оформления как проектов так и экспозиции и всего зала для защиты. ГЭК тоже пригласили под стать: Вадим Кибардин, Ольга Косырева, Митя Харшак, Сергей Хельмянов, и от Designet – Владимир Самойлов. В общем, это была образцовая защита. Лучшая из тех, что я когда-либо видел. Все было сделано правильно, как надо. Наверное, я бы сам лучше не сделал. Так держать!  далее

Образование » Защиты и просмотры

22 июля 2013

Защиты-2013. Дипломы промдизайнеров в Тульском Государственном Университете, часть 2 | 3

Продолжение репортажа с защиты дипломов на кафедре "Дизайн" Тульского государственного университета. Во второй части - пять девичьих проектов по промдизайну. С комментарием Designet.  далее

Образование » Защиты и просмотры

17 июля 2013

Защиты-2013. Дипломы промдизайнеров в Тульском Государственном Университете, часть 1 | 2

19 июня 2013 года состоялась очередная защита дипломов на кафедре "Дизайн" Тульского государственного университета. В первой части представляем пять проектов по транспортному дизайну. Текст: Кирилл Гаврилин, фото: Андрей Сабинин.  далее

Образование » Защиты и просмотры

03 июня 2013

Ежегодная выставка студентов и выпускников Британки: с 15 по 18 июня, ARTPLAY

С 15 по 18 июня в Центре дизайна ARTPLAY пройдет ежегодная выставка студентов и выпускников Британской высшей школы дизайна. Свободное посещение. Время работы – с 11.00 до 20.00  далее

Образование » Защиты и просмотры

14 июля 2012

Защиты-2012. Дипломы промдизайнеров в Тульском Государственном Университете, часть 1

20 июня 2012 года состоялась защита дипломных проектов в Тульском Государственном Университете по специальности 070601 промышленный дизайн на кафедре "Дизайн" (12 уч. корпус, 4 эт. Каф. "Дизайн"). Ставим как есть, материал предоставлен кафедрой, в лице Кирилла Гаврилина, за что ему большое спасибо. Хоть будем знать, что за МКАДом происходит в дизайне :)  далее

Образование » Защиты и просмотры

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |