
Мила-ано Чентра-але-е. «Антикварная» вывеска центрального вокзала на подъезде к Милану. Сразу веет чем-то родным и знакомым...
Милан – крупнейший промышленный город Италии. Ненамного чище Москвы, говорили мне в России. Хотя особой грязи я там не заметил. Милан – город контрастов. Милая русскому взгляду разруха нет-нет да и вылезет где-нибудь. То под мостом коробки навалены и стол для бомжей (с креслами!) стоит, то во рву крепости – архитектурного памятника какой-то мусор навален, то стены пооблезали.. Вообще-то вся Италия этим отличается от других европейских стран, например Германии и Франции. Там-то все намного правильней. А уж Швейцария – там все просто по линейке.
Эх, батенька! Да вас бы в Китай! – скажет мне путешественник со стажем. Настоящие контрасты – именно там. Да, теперь я сам это понял, поездив осенью по Пекину, Шанхаю и некоторым другим городам этой великой страны. До сих пор пребываю в культурном шоке. Надеюсь скоро выложить новые впечатления.




Как любой нормальный город, Милан имеет свой знак – я долго пытался понять, что это такое, откуда он взялся. Походив по городу, сообразил: да это же сильно застилизованный готический собор в центре города плюс его отражение! Хвала мастерству дизайнера, сумевшего так круто его обыграть! Интересно, кто автор?
У города есть и свои фирменные цвета – зеленый и белый. В него окрашена городская техника, в том числе и такая маленькая и забавная.
А знак наносят везде – от мусорных урн до транспорта. Например, Миланская автоколонна №5.

Центральный собор Милана Duomo, кстати, говорят, еще Микеланджело строил. Действительно, крут! Он поражает своим величием и проработкой (хм, какая-то очень пафосная фраза, но ощущение на месте именно такое). Немного странно, но даже в яркий день внутри очень темно – сквозь витражи свет практически не проникает. Поэтому для освещения там горят яркие прожектора, направленные в потолок. А днем можно с экскурсией пройти по части крыши собора!
Округлые штучки приятной формы на переднем плане вверху – стационарно установленные препятствия для машин. Качественно отлиты из какого-то белого металла. Вот бы заводу в Каслях предложить для производства!


Милан дополнительно имеет еще пару знаков – уже в геральдической манере. Полный и упрощенный герб, с его нормальной современной дизайнерской стилизацией.
Змей с герба был замечен еще вот в таком виде в центре города на стене старого здания. Скорее всего (судя по местонахождению на стене) к этому кольцу привязывали лошадей.


На историческом гербе изображен змей, то ли глотающий, то ли выплевывающий маленького ребенка – доподлинно выяснить не удалось. Если кто в курсе – присылайте, сделаю маленькую дописку в этом материале.
Самая распространенная его стилизация – на эмблеме Alfa Romeo.


Фирменным явлением для города являются многочисленные неубираемые железные трупики мертвых велосипедов. Они, как каторжники, навсегда прикованы к столбам. И еще – обилие скутеров-мотороллеров. Там на них можно ездить практически круглый год. И для небогатого, но горячего итальянского народа это как раз то, что нужно. Тем более, что прав на управление мотороллером не требуется.
Piaggio, ItalJet, Malaguti, Aprilla, Benelli – хорошо известные итальянские марки производителей скутеров. Немало для такой маленькой страны. Добавьте к этому еще крутые мотоциклы Ducati, MotoGuzzi и Cagiva – и станет совсем понятно, как они любят двухколесные средства передвижения.

Как-то гуляя в центре, мне удалось найти магазин с хорошо знакомым символом Москвы – Святым Георгием. Вот такая его итальянская интерпретация.


А вот стена вокруг очень большой крепости в центре города – посмотрите на нее повнимательней – снова что-то до боли родное и знакомое. «Зубчики»! Вот и прямое подтверждение знаниям истории, что почти весь Кремль итальянцы построили. О назначении многочисленных квадратных дырок в стене можно только догадываться – у нас таких нет.



Во всей Италии действительны единые телефонные карточки с магнитной полосой и с чипами. И по тем и по другим можно звониь куда хочешь. Италия – явно не страна крутого графического дизайна, поэтому отстойной графики на карточках, как и у нас, хватает.
Различаются только конструкции телефонов-автоматов. Я их даже стал специально фотографировать – настолько они интересны. От почти антикварных, до суперсовременных. И всем есть место, и все работают (по крайней мере, в Милане :-)
Часть 1. Записки дизайнера: Поездка в Италию 2001