Милан – один из немногих европейских городов, где трамваи еще ездят по улицам, невытесненные другими средствами транспорта. Необычное для нашего глаза сочленение, без пустоты между вагонами, позволяет делать суперскую рекламу.
Их несколько видов, от очень старых, деревянных, года выпуска этак 65 (хотя вся механика там как новая), чуть поновее, самые распространенные, как на снимке выше, и суперсовременные – в этом году в количестве нескольких штук выпущенные в опытную эксплуатацию лишь в нескольких городах Европы, втом числе и в Милане.
Дизайн не помню, то ли Пининфарина, то ли Джуджаро. Удалось прокатиться, а фотографию предоставил наш друг Гаррисон. Плоский пол, никаких ступенек, абсолютная тишина, низкие стекла, большое пространство салона, бегущая информационная строка – просто идеальный трамвай. Короче то, что мы привыкли лишь видеть на красивых рисунках дизайнеров.
Для туристов есть экскурсионный трамвай, несколько раз в день объезжающий почти весь город с голосовым гидом на нескольких языках. Платишь небольшую денежку, садишься в центре, и час ездишь, смотря на город и стуча зубами – трамвай-то настоящий исторический. Первый Миланский.
Город (и страна) удивляет несоразмерными или наоборот, очень классно (не по-советски) и неожиданно вписанными рекламами.
А дизайнерские стулья Филлипа Старка тут вовсе не «статусная» вещь, как в России, а обычная утилитарная. Вот они, стоят под дождем в летнем кафе, обмотанные цепью, чтоб не сперли...
Обращают на себя внимание множество симпатичных женщин-полицейских, одетых в очень элегантную униформу. Как я наблюдал со стороны, весьма строгих правил. А также полицейские на служебных велосипедах – Policia Munucipale.
Прочитав в программе сопутствующих выставке мероприятий про какую-то электронную гадалку прорицательницу, однажды вечером я столкнулся с ней. Точнее не с ней, а с ее явлением народу. Выглядело это как большая оживленная толпа людей, стоящая перед витриной бутика Fiorucci на одной из центральных торговых улиц и с кем-то беседующая. Подойдя ближе, я увидел в витрине монитор с компьютерной лысой говорящей женской головой, отвечающей на вопросы зрителей. Вверху был приделан микрофон и колонки. Всем было весело – диалоги были очень оживленные, но по-итальянски ничего не понятно. Видимо, лысиной управляла простая программа искусственного интеллекта. Все очень просто и известно, но итальянцы взяли и поставили ее в витрину для всеобщего доступа и развлечения на выставочную неделю.
Из удивительного еще можно вспомнить ухоженную буйную растительность на балконах и деревья на крышах домов, что в России редко встречается даже на юге.
Вандализм видимо, издревле заложен в природу человека, только везде проявления его разные. В России нередко можно встретить телефон с оторванной трубкой и сломанные качели и скамейки, не говоря уже про разбитые стекла. На западе все это практически не встречается – хотя может быстро восстанавливают. Зато там это полностью скомпенсировано заразой Граффити. Она очень качественная, даже можно сказать профессиональная и встречается повсеместно.
Особенно поражают расписанные ж/д вагоны – некоторые покрыты рисунком просто с ног до головы, то есть с колес до крыши. Лишь стекла чистые, да и те отмыты растворителем. Да что вагоны! Даже многие локомотивы спереди тоже все изрисованы! Но порядок есть порядок, и всякие отражатели, фонари и другие служебные номера и обозначения аккуратно поверх обновлены. Отчего в Италии на железной дороге водится такая терпимость к спонтанной графике, мне выяснить не удалось.
А представляете, какой кайф – расписать дорогущие деревянные двери! Надо только вовремя убежать, чтобы морду не набили.
Текст и фото: Владимир Самойлов
Продолжение:
Часть 2. Записки дизайнера: Поездка в Италию 2001