К проходящему конкурсу "DIA. Design Innovation Awards. Премия инновационного дизайна" мы решили выложить большую коллекцию объектов (инновационных и не очень), скопившихся за время наших поездок на запад (и немного - на восток :-). У дизайнеров, желающих участовать в конкурсе, возникает вопрос - что можно отнести к объектам городской среды и как широко трактовать это понятие?
Чтобы далеко не отсылать вас, процитируем условия конкурса: "Дизайн городской среды включает в себя "временную архитектуру" ≈ объекты некапитального строительства, благоустройства, землеустройства, элементы оформления городского пространства (предметные и визуальные), элементы урбанистической коммуникации. В области рекламы могут быть представлены исключительно принципы и способы презентации, использование в работах конкретных марок или брендов не допускается".
Немного расплывчато... Попытаемся на живых примерах показать, что же это за объекты... Картинок было очень много, мы разделили их на 11 частей, не претендующих на полноту и систематичность охвата темы:
1. Коммуникации и вывески (часть 1, часть 2)
Скоро:
2. Люки, деревья, покрытия улиц
3. Ограждения, сидения, велосипедные стоянки
4. Почтовые ящики и часы
5. Светильники
6. Фонтаны
7. Скульптуры, клумбы
8. Телефонные будки и информационные терминалы
9. Урны и мусорные контейнеры
10. Разное
11. Российские объекты
Последняя часть представляет сборник интересных российских средовых объектов, со всей вытекающей спецификой :-)
Приступим к рассмотрению. Жанр - картинки с подписями :-)
Табличка из Милана и уличный указатель из Лондона. Италия и Англия. Что где, думаю, пояснять не надо. Прямая иллюстрация к культуре страны. При этом - классика в обоих случаях.
Иллюстрация итальянского подхода к табличкам - вырезать на камне. Просто и культурно. А шрифт срисовать с ближайшего римского памятника - он с тех пор практически не изменился.. :-)
В Венеции никаких табличек на домах нет, а повсеместно применяется еще один старый как мир прием - надпись наносится прямо на стену. Фрески. И несмотря на трафаретное нанесение, и здесь видны исторические культурные корни - шрифт, композиция, сочетание цветов...
Вроде бы такой же прием - надпись на стене, но сразу видно - мы в Англии. И не надо никакого натяжного винила с коробом.
Переносимся в другое место - Чехия, Прага. И тоже видим - уличная табличка - выражение культурных традиций народа. Справа - тот же объект в Милане. Я был очень удивлен, когда в первый раз их увидел - они все в городе сделаны из мрамора! А надписи на них - вырезаны глубоко резцом и зачернены. Дороговато однако... И тем удивительнее видеть неуважение к такой ценной уличной вещи - на многих табличках, находящихся в пределах человеческой досягаемости, одна графическая культура оказывается погребенной под другой. Интересен принцип обозначения улиц - таблички висят только на их пересечениях друг с другом. Если квартал длинный, то в середине его, не зная принципа, начинаешь немного теряться...
Вот еще проявление двух культур - Китай и Япония. Указатель улицы в одном из провинциальных городов Китая. Как и все там - с налетом бедности и разрухи. Япония - деликатность сочетания цветов и подбор мозаики даже для указателя движения, вделанного прямо в тротуар.
Италия, Милан. Centro/Чентро - центр, понятно без перевода. Мишень - простая, функциональная графика.Интересная вывеска справа - указатель центральной улицы в миланском квартале моды - Montenapoleone. И фирменный знак самого квартала.
Простые объекты. Штендер в одном из германских городков. Элементарная конструкция из труб, качественно окрашенна порошковой эмалью будет служить долго и счастливо :-) В центре - штендер из Лондона, указатель на павильон выставки 100%Design 2002. Gramma - ничего выдающегося. Просто пример культурного объекта, хорошо вписанного в окружающий контекст, чего у нас нечасто встретишь.
Лондонское метро - классика жанра средового дизайна. И даже ремонт не мешает.
Металлические знаки, вмурованные в тротуар - популярные в Европе объекты. Этот - с одной из набережных Лондона. Их размещают на самых интересных городских маршрутах - чтобы туристам легче было ориентироваться. Идешь "по справочнику", смотришь по сторонам, и иногда - под ноги... А в Праге есть "золотой" и "серябрянный" маршрут. И знаки на нем соответствующих цветов - из желтого и белого металла.
Италия. Если знак отлит из металла, и красив сам по себе - почему бы его с любовью не раскрасить? Наш аналог - гербы советского союза на ж.д. вагонах.
Лондон. Заблудиться в этом городе - нереальная задача. Система коммуникаций пронизывает собой всю городскую ткань. Объект слева - подробный указатель всех значимых объектов в квартале. С подсветкой изнутри в ночное время.
Не все деревянное должно быть примитивным и кондовым. Справа пример качественной информационной конструкции из дерева. Этот явно старый объект морфологически ничем не отличается от современных аналогов, выполненных из анодированного алюминия.
Система визуальной коммуникации Венецианских биеннале. Простая графика, простая форма. В центре - указатель миланского метро. Справа - информационные конструкции на одной из остановок в Штутгарте.
Почта Италии. Жизнерадостный желтый. В центре - Дойче Телеком. Розовая Т и серые квадратики - вот и весь фирменный стиль. Остальное - только компоновочные решения. У нас бы заказчик сказал, взглянув на стиль, что дизайна нет совсем. А там ничего, работает.. Знаки аптек, оказывается, разные в разных странах. Вот пример из Испании - стилизованный мальтийский крест. Во Франции - как и во многих других странах - он обычный, прямой, как швейцарский. Но цвет зеленый...
Штуттгарт. Информационно-рекламные конструкции в центре города. Часы, рекламные модули, указатель входа в метро - все в одном флаконе. Немецкая правильность. Справа - эмоциональный подход. Франция, Лазурный берег, курортный город Ницца. Оформление входа на один из городских пляжей. Ар-Деко, романтика прошлых лет...
Продолжение - Коммуникации и вывески. Часть 2.