В этом году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время он из проекта «музея на колесах» превратился в известную институцию: организовал 5 выставок, которые посетили почти полмиллиона человек, снял цикл документальных фильмов о дизайне, и, в конце концов, остался без постоянной площадки. Вопреки всему музей дизайна продолжает делать одни из самых громких проектов в сфере культуры и не намерен останавливаться.
Чем нового у Московского музея дизайна, какие ближайшие планы?
Мы продолжаем собирать коллекцию и ищем здание, где сможем разместить постоянную экспозицию, проводить выставки отечественного и зарубежного дизайна, вести образовательные программы. 1 мая открыли выставку для российского павильона на ЭКСПО 2015 в Милане, готовим проект, посвященный датскому дизайну в ГМИИ им. А.С. Пушкина, специально для него снимаем документальный фильм о датском дизайне. Впервые покажем выставку «Советский дизайн» в Европе – в конце сентября в Роттердаме.
Что за проект вы делали для ЭКСПО?
Для нашего павильона на ЭКСПО мы подготовили выставку, посвященную авангарду. Поскольку тема ЭКСПО в этом году – продовольственная безопасность, экспонаты выставки связаны с трудом и сельским хозяйством. В первые десятилетия XX века бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, романтика труда вдохновили художников авангарда на создание предметов дизайна – фарфора, тканей – в рисунках для которых появились изображения колосьев, снопов, серпов, тракторов. Сегодня эти предметы стали раритетными музейными экспонатами. Для нас также было важно показать влияние авангарда на дизайн, то, как его идеи переосмысляются современными художниками. Специально для нашего проекта Елена Китаева, известный дизайнер и художник, сделала скульптуры – собирательный образ амазонок русского авангарда и одновременно женщины-труженицы, чьими руками выращивался хлеб. Русский авангард хорошо известен на западе и вызывает неизменный интерес – наша выставка стала достойной частью павильона, который был разработан бюро SPEECH (архитекторы Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая).
В конце 2014 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина прошла выставка «Британский дизайн. От Уильяма Морриса к Цифровой революции». Почему проект был посвящен именно британскому дизайну?
Мы подготовили выставку «Британский дизайн. От Уильяма Морриса к Цифровой революции» специально для перекрестного года культуры Великобритании и России 2014. Московский музей дизайна популяризирует не только историю и культурное наследие русского дизайна, но и тех стран, которые внесли важный вклад в историю мирового дизайна вообще. А дизайн как проектно-художественная деятельность зародился именно в Великобритании, во время Промышленной революции XIX века.
В чем главная особенность британского дизайна?
Пожалуй, основная характеристика — это бережное отношение к традициям прошлого, преемственность и интерес к истории, свойственная как дизайнерам XIX века, так и нашим современникам. Эти связи четко прослеживаются на нашей выставке: она показывает два основных периода в развитии британского дизайна. Это Индустриальная революция конца XIX века и новая Цифровая революция века XXI. Сегодня, как и в конце XIX столетия, общество находится на пороге больших перемен, способных радикально изменить жизнь людей и ее предметное окружение. Сочетание методов компьютерного моделирования с новыми технологиями производства, такими как 3D-печать и лазерная резка, получило название «Цифровой или новой индустриальной революции».
Концепция выставки отражает главную особенность дизайна Великобритании, она построена на диалоге двух веков, двух технологий, двух предметов: каждый исторический экспонат из XIX века имеет пару из XXI века. Например, рядом с образцами тканей Уильяма Морриса находится их цифровая интерпретация, выполненная Кристофером Пирсоном (2006). Он взял за основу знаменитый рисунок Морриса «Ветви ивы» (1887) и с помощью современных технологий создал анимированные обои. Изображение плавно изменяется на поверхности стены, наполняя традиционный сюжет движением: распускающиеся бутоны цветов, растущие ветви, опадающие на ветру листья.
Каким образом вы отбирали работы для выставки?
Концепцию выставки мы разработали самостоятельно. Куратор выставки Алена Сокольникова провела колоссальную работу, из большого числа кандидатов она отобрала 15 современных дизайнеров, чьи работы, на наш взгляд, отражают тенденции развития современного британского дизайна. Еще большее число работ и дизайнеров будет представлено в каталоге. Несмотря на камерный размер выставки, для ее организации была проведена действительно фундаментальная подготовка и исследование.
Некоторые экспонаты нам предоставил крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна — лондонский Музей Виктории и Альберта. Для нас было большой честью работать с ними. Мы встретились с директором Мартином Ротом, после чего из нескольких концепций выбрали ту, что продолжает тематику прерафаэлитов (нашумевшая выставка 2013 года), ведь именно они вдохновили мир на создание модерна и арт-деко. Музей Виктория и Альберт обладает богатейшей коллекцией декоративного искусства и дизайна и постоянно пополняет свои фонды, в том числе и современными образцами. Вот, например, ткани Уильяма Морриса, которые мы показываем в Пушкинском музее, были закуплены в V&A после Всемирной выставки 1888 года, ещё при жизни автора. Это действительно высокая оценка работы современника и важный вклад с сохранение материальной культуры своей страны.
Московский музей дизайна стал первой частной некоммерческой организаций в России, с которой музей Виктории и Альберта принял решение о сотрудничестве. Это большая честь и ответственность, но мы бы не справились без помощи наших партнеров — РОСИЗО и его директора Зельфиры Тригуловой. Мы оказались в центре идеального треугольника: два крупных государственных музея и РОСИЗО, одна из основных задач которого — помогать в организации международных проектов в России.
На выставке были экспонаты и из коллекции Московского музея дизайна. Когда музей начал собирать работы британцев и существует ли у вас коллекция работ современных русских дизайнеров?
Действительно, на выставке были работы из нашей коллекции, во время подготовки выставки эти предметы подарили в коллекцию музея британские дизайнеры Джулиан Мэйор и Лиам Хопкинс. После такого поворота мы поняли, что просто необходимо обратиться к нашим соотечественникам для создания коллекции современного дизайна. Эта идея нашла отклик: например, Ольга Черникова, жена Станислава Черменского, участника художественной группы «Сенеж», передала макеты выставок, Ирина Костенко, руководитель Центра технической эстетики, подарила материалы своего личного архива, Владимир Рунге, главный дизайнер завода «Зенит», передал свои архивы, в том числе и прототипы фотоаппаратов. Наша коллекция растет, в связи с этим остро встает вопрос о постоянном помещении, которое просто необходимо, чтобы осуществить нашу мечту — сделать экспозицию по истории русского дизайна! Параллельно с постоянной экспозицией мы хотим делать три-четыре выставки в год, чередуя проекты по международному и русскому дизайну. Планируем вести просветительскую деятельность не только для профессионалов, но и для широкой аудитории, детей и их родителей, организовать открытую библиотеку, проводить мастер-классы. В общем, планы у нас грандиозные, мы открыты, все, у кого есть идеи и желание сотрудничать с нами могут писать напрямую мне: sankova@moscowdesignmuseum.ru
Ваш музей частный, основан группой молодых специалистов, на какие средства вы создаёте свои проекты?
Наш проект по британскому дизайну поддержал банк ВТБ, благодаря ему он и был осуществлён. Обычные сферы поддержки у государственных организаций — это балет, театр, опера или классическое искусство, но в последнее время все больше внимания уделяется дизайну и медиаискусству. На западе крупные компании, для которых важен имидж современной и прогрессивной, поддерживают проекты в сфере дизайна, современного танца и театра. В России же это пока в новинку. Наша команда работает на энтузиазме, но мы с каждым проектом чувствуем все острее необходимость иметь государственную поддержку. Возможно, это будет частно-государственное партнерство, или мы сможем найти другие формы сотрудничества. Мы готовы работать, мы знаем, как сделать интересный и качественный продукт, и верим, что наши интересы рано или поздно совпадут с планами московского правительства.
В чем перспектива русского дизайна с учетом нынешней ситуации? Что делать молодым профессионалам?
Правительство Российской Федерации утвердило «дорожную карту» развития промышленного дизайна в стране. Московский музей дизайна совместно с Министерством промышленности и торговли - ответственным за реализацию этой «дорожной карты», и Госкорпорацией «Ростех» планирует ряд мероприятий: выставки, рассказывающие о достижениях в области дизайна в советское время и новейших разработках, проведение международных форумов промышленных дизайнеров, выпуск профессионального издания. По объективным причинам все происходит небыстро, медленнее, чем планировалось.
Мы хотим сделать программу для молодых промышленных дизайнеров – учащихся старших курсов и выпускников специальных ВУЗов. Одно из направлений программы – организация стажировок на предприятиях с возможностью остаться там работать. Для начинающих специалистов важно ездить на международные профессиональные мероприятия, участвовать в конкурсах, делать проекты в партнерстве с другими дизайнерами, в том числе, западными, не бояться начинать свои собственные проекты – главное ведь моментальный успех, а наработанный опыт.
Проекты музея 2012–2014:
5 экспозиций. 440 500 тысяч посетителей
Советский дизайн 1950-80-е / ЦВЗ «Манеж» (29 ноября 2012 – 20 января 2013)
О советском дизайне впервые заговорили серьезно благодаря выставке «Советский дизайн 1950-80-е». То, о чем никто до этого не пытался говорить и то, что никто не пытался осмыслить, сделала команда молодых профессионалов музея. Выставка будет путешествовать по площадкам ведущих музеев дизайна.
Дизайн упаковки. Сделано в России/ ЦВЗ «Манеж» и выставочный зал «Рабочий и колхозница» (18 апреля – 18 августа 2013)
Выставка о истории отечественной упаковочной индустрии от оригинальных народных решений до последних инновационных разработок в области технологий и дизайна. Редкие образцы дореволюционных торговых марок и проекты упаковки русского конструктивизма, история знаменитых советских брендов, первые коммерческие эксперименты 90-х и образцы ультрасовременной упаковки.
Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма/ЦВЗ «Манеж» (12 ноября 2013 – 12 января 2014)
Всемирно известная голландская компания Droog впервые представила в России свою новую выставку. Тренд будущего — дизайн предметов роскоши в новом контексте с присущей голландскому дизайну иронией.
Спорткульт/ ЦСИ Винзавод (6 января – 15 апреля 2014)
Экспонаты выставки демонстрировали различные сферы советского искусства, дизайна и культуры: спортивная форма и ткани, плакаты, фотографии, кинохроника.
Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции/ ГМИИ имени А.С. Пушкина (3 октября – 30 ноября 2014)
Выставка представила два ключевых периода британского дизайна: Индустриальную революцию XIX века, с которой начались массовое производство и дизайн в современном его понимании, и цифровую революцию XXI века. Выставка была подготовлена ММД в рамках перекрестного года культуры Великобритания — Россия 2014 в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музеем Виктории и Альберта. Партнером образовательной программы стала Школа дизайна НИУ ВШЭ.