Часть 1: В редакцию пришло письмо... 
В  средине ноября раздался… имейл. Британский совет деликатно спрашивал,  не будет ли у Дизайнета возможности представлять Москву как Design City  на каком-то мероприятии в Лондонском Музе Дизайна. Организатор оплачивал  перелет и проживание, так что отказаться было сложно. Вскоре  выяснилось, что этим мероприятием будет встреча, на которой будет  решено, какой город дополнит выставку "Design Cities", постоянно  расквартированную в Музее Дизайна. 
У меня в рукаве было два туза:  открытая виза (я тогда как раз вернулся с Альбиона) и знание языка. Так  что вопрос «кто полетит?» стоял недолго. С другой стороны, организаторы  жаждали видеть Володю или Сашу, и уж никак не ожидали, что им предъявят  меня. Они для начала предложили выслать резюме, потом долго мялись,  мотивируя необходимостью обсудить с коллегами. Нам все это надоело и мы  подключили тяжелую артилерию в лице журналистки Киоко из японского Axis,  которой мы помогли со статьей про российских дизайнеров в октябре (см  сканы тут). Один ее звонок в Бритсовет - и меня признали за своего.
 
 Времени на презентацию оставалось меньше месяца, и вся команда Designet  с ходу села за поиск материала. Задача стояла такая: раз музею нужно  дополнить существующую экспозицию, в которую включены самые значимые  объекты дизайна за последние лет 140, то, по идее, суть представления  должна сводиться к показу best of из России. Промышленный дизайн,  графика, мода, архитектура – все это должно было войти в итоговую  подборку. Джордж из Британского совета тут же поправил: их интересуют  также политическая составляющая, экономическая ситуация и социальный  расклад. Картинками не отделаешься. =) Поскольку речь шла о Design City,  тот тут же встала проблема выбора кандидата от нас. И выбор пал на  нерезиновую: ну где еще в России найдешь много всякого приличного  дизайна сразу?

Тем временем, детали уточнялись. Кроме  России на место в залах претендовали соседи по БРИК: Бразилия с  Сан-Пауло, Китай с Пекином и Индия с Бангалором.
 
От Сан-Пауло  выступал «второй человек после Оскара Нимайера», Руй Отаке (Ruy Othake) -  уважаемый архитектор, светило бразильского зодчества.
 От  Пекина – Оуи Нинг (Ou Ning), графический дизайнер, журналист и куратор,  под чьим началом пройдет Шеньженьская биеннале архитектуры и средового  дизайна.  
От Бангалора – профессор Эмпи Раджан (MP Rajan). Юрий Долматовский, Вера Мухина и всё ВНИИТЭ индийского дизайна в одном лице.
 Так что кандидатура 24-летнего-непонятно-кого из Москвы смотрелась в таком ряду весьма, гхм, необычно.
 
 Кстати, на вопрос, почему выбор в подготовке презентации пал на  Designet (наверняка, есть не менее подходящие организации!), сотрудник  БритСовета ответил просто - Вас нам посоветовали такие-то люди. Из  которых мы лично не знаем ни-ко-го. Страно, но тем не менее, мы все  ощутили, как на наши плечи мягко опустился груз ответствености.  Отступать некуда.
 
 Часть 2. Подготовка
 
 Первым делом мы стали искать тех, кто мог бы нам помочь с подбором  материала. Так что, пользуясь случаем, хочется еще раз поблагодарить  редакцию журнала Интерьер+Дизайн, взявших на себя груз проблем,  связанных с поиском архитекторов, портал Lookatme, помогавший с модой, и, конечно, дизайн бюро Proekt,  не только поддержавших нас с составлением презентации, но и взявших на  себя верстку материала в условиях сверхжесткого тайминга – почти 100  листов были подготовлены и отредактированы меньше чем за неделю! Тут  нельзя не упомянуть Юру Гордона, предоставившего для проекта бесплатно под лицензию типа "честное слово" разработаную им гарнитуру Antiquasi.
В результате внутреннего отбора и  внешних консультаций на руках у нас оказалась база из нескольких  десятков студий и персон - жесткий диск распухал от поступающих  изображений. Кому-то позвонили, с кем-то встретились, кому-то отписали.  Оказалось, не все были готовы к такому развитию событий: кто-то не  ответил, кто-то дотянул с высылкой картинок до дня презентации. Но, в  большинстве своем, пиарщики оказались людьми приятными и адекватными.  Так что где-то за неделю до показа материал был на 90% в сборе -  остальное донесли по ходу верстки.
 
 В итоге, за день до вылета, у  меня на флешке материализовался 100 мегабайтный пауэрпоинтовский файл.  Оставалось найти приличные вещи (кто меня знает, тот поймет, каких  трудов это стоило =) и немного выспаться.  На этом суета закончилась, и,  в принципе, можно было расслабиться и получать удовольствие.
 
 
 Часть 3. Битва слонов и китов
 
 По прилету меня ждал водитель с чеком на карманные расходы, так что  настроение мое незамедлительно улучшилось. От отеля я заблаговременно  отказался, в Лондоне мне есть у кого жить.   
День начался с ланча, где все и перезнакомились. Все было довольно неофициально: сидели, если, общались. Неприятно уколол один из первых же вопросов от организаторов: спрашивали по поводу летних событий в Грузии. Приехали, блин, о дизайне поговорить... Потом, уже, на разборе полетов, решили, что надо было тогда в ответ про Ольстер что-нибудь спросить. =)
Организаторы вменили всем в обязанность предварительный прогон презентаций. Во-первых, нужно было , отработать тайминг – не более десяти минут на человека, во-вторых, убедиться в том, что все докладчики в состоянии выступить. Живьем-то никто друг друга до того не видел! Бразилец Руй Отаке с негодованием отверг эту затею, мотивировав чем-то вроде: "нашли мальчика!". Мне крыть было нечем, пришлось прогонять презентацию, что оказалось полезным – посмотрев на содержание двух других, и почуствовав, что не укладываюсь, решил порезать выступление.
И вот началось.
 Зал был наполнен творческим и околотворческим людом в количестве  примерно 100-150 человек, как казалось и оказалось - наполовину  случайным. Они-то и решили нашу судьбу. 
Бразилия
Первым  выступал Руй Отаке. Его выступление длилось без малого 40 минут, вместо  положенных десяти: почтенный архитектор отказался от услуг переводчика и  самостоятельно представлял материал на суд зрителей. Естественно,  презентация, в первую очередь, опиралась на архитектурную составляющую.  Он рассказал про рост Сан-Пауло, про инфраструктуру, про бразильскую  архитектурную школу, в конце затронул два социальных проекта: жилья для  бедных из тростника и дерева и воплощенную работу своего бюро –  благоустройство и перекраска фавел (трущоб). После трущоб у директора  музея лопнуло терпение, и он попросил маэстро заканчивать с  выступлением, что тот и сделал минут через пять. В презентации то и дело  звучала фраза - это я построил... и это я построил... Впечатляет!
 
 Индия
 Вторым был Раджан. Начав с довольно пространного рассказа о том, какой  рай представляет из себя Бангалор, подкрепленного фотографиями  улыбающихся торговцев специями и нахальных обезъян, он перешел к  экономическим и политическим делам. Честно скажу, для меня было  открытием, что то, что в Гугл Мэпс выглядит как большая деревня в  джунглях, на деле является компьютерной столицей Индии. Другое дело, что  по сравнению с другими кандидатами, приведенные примеры дизайна  выглядели... несколько нетрадиционно.
 Под конец выступления  прозвучал выстрел из главного орудия: рассказ о программе,  поддерживаемой Раджаном, в которой неквалифицированные сельские жители  делают вещи из подручных материалов. Там фигурировали и мебель из  бамбука, и коврики из травы.  Ключевым словом его речи было басурманское  Sustainable, звучавшее едва ли не каждые несколько секунд. 
 
 Китай
 Третим, поскольку англоговорящих и неанглоговорящих решено было  чередовать, шел Оуи Нинг. Его презентация была построена вокруг недавно  прошедших в Пекине олимпийских игр. Там было все: и стадион-гнездо, и здание CCTV и недавно сгоревший небоскреб китайского тв.
Завершалось  слайд-шоу поэмой, написанной одим из рабочих на стене здания CCTV, суть  которой сводилась к тому, что они, строители, собрались тут, в столице  великого Китая по зову сердца и компартии, чтобы строить такое вот  светлое будущее. Не забыв сказать пару слов во славу компартии, Ои Нинг  поспешно ретировался. Все это звучало довольно забавно, ведь каких-то 3  часа назад, во время ланча он о деятельности той же партии хорошего  вспомнил мало. 
 
 Россия
 Я замыкал. Рассказал про город, про  околодизайнерскую жизнь, про ВУЗы. Показал примеры работ, обмолвился о  светлом будущем. Краем глаза заметил, что презентацию смотрят с  интересом. Уложился в отведенный тайминг. Сел, выдохнул. Посмотрел на  себя – разводов от помидоров не было. На самом деле, своим выступление  остался вполне доволен.
После завершения выступлений пришла  пора вопросов от директора музея. Мне достались два довольно странных.  Во-первых, он поинтересовался проблемами с транспортом, мол, как с  пробками бороться собираемся, ведь в городе жопа, а не движение.  Во-вторых, хотел знать, почему так много исторических зданий сносят, это  ж не дело. А что ему ответить?.. Только на Лужка переадресовать...
 
 Финал
От  голосования директор музея Деян Суджич уклонился, предоставив это право  зрителям. Путем простого поднятия рук определили победителя: им, с  большим перевесом, стал Бангалор в лице MP Ranjan’а. 
 
 Причина  поражения всех остальных городов одна. Она кроется в том самом слове  sustainability. Это то, чем в наших краях пока не пахнет. Кому в России  нужен социально направленный дизайн, основанные на возобновляемых  ресурсах? Даже не сейчас, а вообще? Ну вот. Тема састейнбл дизайна  сейчас сильна в мире как никогда, люди стали, наконец, задумываться над  чем-то кроме внешнего вида изделия. Мы до этого не доросли, и вряд ли  дорастем в ближайшие годы (если промдизайн вообще жив останется)...
 Кстати, напрягло общее отношение к России. Мы для них страна тупой  агрессии, нефтяных магнатов и тоталитарной власти. Отличный повод для  новых знакомств, ага.
 
 После голосования ко мне подошла Киоко из  AXIS, и радостно сообщила: «Знаешь, ты не обижайся, но по-моему, места в  выставке не достоин ни один город. Ну сам посуди, есть сейчас величины,  сравнимые с Миланом пятидесятых или Токио восьмидесятых? То-то же.»
И, да, наша презентация была объективно лучшая по подаче. Еще раз спасибо Проекту и Гордону!
 

Часть последняя. Сухой остаток
 
 Что нам дала эта работа? Месяц работы над презентацией помог нам  почуствовать что-то малоосязаемое, что сейчас кристаллизуется как новый  русский дизайн (во всех областях) - мы стали практически экспертами по  Русскости =)
 Обновились старые связи и завелись новые. Сделана  хорошая работа, которую не стыдно показать где угодно. Проект завершен,  как говорил в прошлом веке известный персонаж - "с чувством глубокого  удовлетворения".
 Думаем год актуальности ей обеспечен - а там посмотрим...
 
 
Над проектом работала вся команда Designet 
 Владимир Самойлов
 Александр Матвеев
 Денис Черданцев






