
Властелин округлых форм
Имя Колани стало синонимом искусства дизайна в Германии. Сам мастер ничуть не жалеет о том, что далеко не все его проекты были реализованы.
Своему многолетнему творчеству посвятил известный немецкий дизайнер выставку в Карлсруэ. Более тысячи крупных проектов, моделей, набросков и чертежей представляют удивительный мир Луиджи Колани. На 4 тысячах квадратных метров экспозиции, открытой до конца 2005 года, выставлены наиболее интересные экспонаты всемирно известного дизайнера - от телефона, элегантных оправ для очков и образцов мебели до огромного парка автомобилей, самолетов и даже стратостата.
Углам и кантам нет места в его жизни
То, к чему прикасается его рука, приобретает округлые очертания и формы. В Японии и Китае высоко ценят его талант. Коллеги на Западе расходятся во мнениях: одни считают его идеи гениальными, другие - безумными.
Луиджи Колани (Luigi Colani) родился 2 августа 1928 года в Берлине в обеспеченной семье. Отец (итало-швейцарского происхождения) работал художником кино. Мать родом из Польши. Но история рода Колани уходит своими корнями в далекий Курдистан.
Окончив берлинскую академию художеств по классу скульптуры и живописи, Колани в 1947 году изучал аэродинамику в Сорбонне. В 1952 году на авиационном предприятии Douglas в Калифорнии он проводил исследования в области сверхвысоких скоростей. Затем во Франции конструировал автомобили спортивного класса, в 1954 году был награжден "Золотой розой" на женевском автосалоне за дизайн модели автомобиля Fiat 1100. Позже участвовал в проектах по внешнему оформлению Alfa Romeo, Lancia, VW, BMW. Сейчас дизайнер живет в Карлсруэ. В апреле 2002 года здесь был открыт его Дизайнерский исследовательский центр.
Не от мира сего...
В Западной Европе его считают чудаком, человеком не от мира сего, который непонятно зачем решил превратить рабочий грузовик в предмет чистого искусства. Однако имя в мире дизайна Колани завоевал именно благодаря этим безумным идеям.
Его работы вызывают целый поток ассоциаций и различных эмоций, порой совершенно противоречивых. Каждый видит в необычных формах что-то свое: стулья словно скульптуры, машины похожие не то на насекомых, не то на дельфинов. Даже старый гэдээровский "Траби" в фирменном стиле дизайнера выглядит ничуть не хуже Porsche.
Всегда полон идей
В свои 77 лет он не выглядит усталым. Вот и сейчас он работает над созданием автомобиля с расходом топлива 1,7 л на 100 км, проектирует дом-ротор, на маленьком пространстве которого будет обеспечен максимум удобств для жильцов. Его проект "Жилье будущего" готовы закупить в перенаселенном Китае. 30 лет назад Колани использовал эту идею при создании кухни-шара, в которой "женщина-хозяйка завтрашнего дня", не вставая со стула, расположенного в центре сферического пространства, без усилий могла дотянуться и до плиты, и до холодильника, и до посудомоечной машины.
Самоуверенный авангардист
Колани не смущает, что многие его футуристические идеи пока не нашли своего воплощения. В апреле 2002 года в Карлсруэ он открыл Дизайнерский исследовательский центр. "Мы - исследовательская лаборатория, - говорит мастер округлых форм, - мы призваны создавать образцы, в которых будут черпать свое вдохновение конструкторы будущего. То, над чем мы работаем сегодня, будет построено через 10-15 лет".
Колани обещает превратить Карлсруэ в настоящую "Мекку дизайна". Выставочный зал, предназначенный под снос, Колани хочет переоборудовать в "футураму" (панораму будущего), где будут систематически проводиться выставки современного дизайна.
Самоуверенности у маститого дизайнера хоть отбавляй: такие выражения, как "мировая сенсация", "мировой рекорд" легко срываются с его уст, когда он рассказывает о своих работах. Это, правда, не мешает журналистам неустанно критиковать Колани за излишнее хвастовство и "неповседневность" его работ. "Еще не было интервью, в котором дизайнер не "изобретал бы колесо" или не указывал бы с огромным самомнением, что в Азии он почитаем, как божество",- пишет Süddeutsche Zeitung. А газета Handelsblatt добавляет, что после "сенсационных премьер большинство его моделей исчезает в безвестности и не запускается в серийное производство". Те из критиков, кто относится к его творчеству беспристрастно, согласны с маэстро: "Даже если только 10 процентов проектов Колани можно считать удавшимися, этого достаточно для того, чтобы остаться великим мастером в истории дизайна".
Галина Мавричева, Ирина Фролова
Источник: Deutsche Welle, русская редакция
Луиджи Колани (Luigi Colani)
Родился в 1928 году в Берлине.
1946: изучение живописи и скульптуры в Берлинском колледже визуальных искусств.
1948: изучение аэродинамики в Париже; работа для авто- и мотожурналов.
1952-1953: исследования в области высоких скоростей и материалов для авиастроительной компании «Дуглас» (Douglas Aircraft company) в Калифорнии.
1954: возвращение в Европу; приз «Золотая роза» за разработку корпуса автомобиля «Фиат»; сотрудничество с «Альфа Ромео», «Лянчией», «Фольксвагеном» и «БМВ».
1972: экспериментальный дизайн для «Тиссена», «Боинга», «Розенталя», «Роквелла» (НАСА), «Виллерой энд Бош».
1973: открытие Центра дизайна в Японии.
1983: переезд в Японию.
1988: с этого времени является заслуженным профессором Бременского университета.
1990: архитектурные проекты в Японии и на Таиланде.
1992: первая полномасштабная ретроспектива работ Колани в Дортмунде (ранее - выставки в Японии и Швейцарии).
1993: создание дизайна компьютера для компании «Вобис».
1995: открытие дизайнерского центра «Колани» в Люнене.
1997: создание знаменитого рояля для компании «Шиммель».
1998: проект нового микроскопа и фотокамеры; разрабатка бутыли для воды для компании «Каролинен Бруннен».
1999: представление новой душевой кабины для немецкой компании «Дусар»; проект мебели для компании «Куш+».
2000: первые показы коллекции оправ «Colani» на оптических выставках в Милане, Париже и Лас-Вегасе.
2001: проект нового микроскопа и фотокамеры для компании «Сегул» (Seagull).
2002: новый проект бутылки Колани для швейцарской компании «Вальсер» [VALSER (aquired Coca-Cola)].
2003: разработка униформы для полиции Гамбурга; разработка реактивного самолета TT-62; футуристический автомобильный проект Speedster.
2004: специальный гость на Мировом экономическом форуме в Давосе.
2007: выставка Translating Nature в Лондонском музее дизайна.

















А это - абсолютно уникальный кадр из архива Designet - Сергей Стрельцов и Владимир Пирожков работают макетчиками на практике у Луиджи Колани в мастерской в Берне, Швейцария. За окном - 1990 год...