DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ПЕРСОНАЛИИ

25 февраля 2014

In Memoriam: Dr. Yuri Soloviev

Комментариев: 0Добавить свой комментарий
images: image_1


08 октября 2013 года

В память о Юрии Борисовиче Соловьеве

С большой грустью сообщаем, что Dr. Юрий Соловьев скончался 7 октября 2013 года в возрасте 93 лет.

Одна из ведущих фигур в области дизайна, доктор Соловьев работал во многих проектных дисциплинах, среди которых мебель, предметы интерьера, промышленный и транспортный дизайн. Он занимал посты в различных государственных организациях, в числе которых – Бюро по Архитектуре и Искусству, Министерство Транспортной Промышленности, Центральное конструкторскоге бюро Министерства Судостроительной промышленности и Государственная комиссия по Науке и Технике.

В 1962 году в рамках расширения проектной деятельности в СССР он был назначен директором Научно-Исследовательского института Промышленного Дизайна – ВНИИТЭ, где занимал эту должность до 1987 года.

Работая с дизайнерами в Великобритании и Соединенных Штатах, доктор Соловьев помог ВНИИТЭ вырасти в размерах и значимости, создав филиалы во всех республиках СССР. Ставя приоритетом расширение международных отношений, ВНИИТЭ стал членом ICSID в 1969 году, и Юрий был избран вице-президентом в течение двух сроков подряд, с 1969 по 1973 г., во время которых он сыграл ключевую роль в создании первого международного проектного семинара ICSID "Интердизайн" в 1971 году с темой "Производство и распространение хлеба" в Минске (СССР).

С тех пор его участие в ICSID было постоянно. На прошедшем в 1975 году в Москве биеннале Конгресса ICSID по теме "Человек, Дизайн и Общество" Юрий Соловьев был вновь избран в качестве вице-президента с 1975 до 1977 и, наконец, как президент с 1977 по 1980.

Д-р Соловьев также расширял роль дизайна как воспитателя, публикуя свои идеи в качестве редактора журнала ВНИИТЭ о дизайне "Техническая Эстетика", а также во многих книгах и статьях о дизайне.

Его вклад в дизайн был отмечен получением нескольких международных наград, в частности, наиболее ценная – the International World Design Priz, врученная Японским сообществом дизайнеров на четвертой Osaka International Design Award, и из самых последних - в 2001 году - Sir Misha Black Medal.

ISCID


Юрию Борисовичу Соловьеву
1920 – 2013

Скончался Юрий Борисович Соловьев – основоположник отечественного промышленного дизайна, основатель уникальной в мировой практике системы ВНИИТЭ с филиалами во всех крупных индустриальных центрах страны.

Институциализация дизайна и признание его важности в СССР были личной заслугой Юрия Борисовича, его подвигом.
Он сломал бюрократическую стену непонимания и пренебрежения и это стало первым, его собственным, разрушением мировоззренческой берлинской стены за тридцать лет до того, как это сделали Горбачев и Рейган в отношении ее бетонного прототипа.
Он заставил многих в стране понять в каком уродливом мире они живут и каким бы он мог стать, если бы...
Он придумал и издавал журнал «Техническая Эстетика». Он, в который раз, снова прошел все круги борьбы с партийной бюрократией, создав Союз Дизайнеров СССР.

Его знали и любили дизайнеры во всем цивилизованном мире. Он блестяще провел Конгресс ИКСИД в Москве, несмотря на титаническое сопротивление «партии и правительства» и был единогласно избран Президентом этой международной дизайнерской организации.

.... Он ушел, когда в стране в силу сложного комплекса причин снова нет промышленного дизайна. К наследию Юрия Борисовича Соловьева и достойной оценке его цивилизационного вклада непременно обратятся уже другие поколения. Время как всегда сделает свое дело...
Он многим казался Дон Кихотом, а на самом деле был Гераклом.
ЗАПОМНИМ ЕГО НАВСЕГДА.

Дмитрий Азрикан
Чикаго, 8 октября 2013 года


СЕКРЕТ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА:
1945 – 1991 гг.
Было ли послевоенное время благоприятным для появления дизайна в СССР?
Нет, не было.
Изменила ли хрущевская оттепель ситуацию настолько, чтобы дизайн стал востребованным властью и обществом?
Нет, не изменила.
Существовали ли в СССР экономические предпосылки для развития дизайна?
Нет, не существовали.
Был ли дизайн в СССР с 1945-го по 1991 годы?
Да, был и он стал уникальным явлением в истории мирового дизайна.

Да, потому что появился единственный фактор, который вопреки категорически негативной атмосфере сделал советский дизайн возможным, серьезным и ярким. В России все настоящее всегда делалось вопреки. ... Этим фактором стал человек по имени Юрий Соловьев.
В 1960-е годы, в атмосфере абсолютного непонимания и отторжения молодой художник Юрий Соловьев, благодаря замечательной способности убеждать людей, находит поддержку в некоторых всесильных кабинетах на самом верху советского руководства. Это дает ему возможность впервые продемонстрировать свои творческие способности и потенциал дизайна в целом. Так создаются первые образцы советского дизайна: пассажирский вагон, атомный ледокол, атомная подводная лодка, морская яхта для Президента США Эйзенхауэра. В этих проектах Соловьев выступил как дизайнер; а в случае с морской яхтой – как главный конструктор. Яхта строилась специально к приезду Президента США в Россию. Как известно, в Россию Эйзенхауэр не приехал, но сама яхта получила высокую оценку Хрущева, который, посмотрев ее, сказал: «Яхта прекрасная, но выглядит слишком по-буржуазному».

Тогда же становится ясным, что Соловьев – человек, которому лучше всего удаются казалось бы невыполнимые, невероятные вещи. Например, он создал уникальную, единственную в мире, охватывающую всю страну систему ВНИИТЭ – Института технической эстетики с десятью филиалами в крупнейших городах страны и 400 дизайнерскими бюро в различных отраслях промышленности, работавшими под методическим руководством ВНИИТЭ. Техническая эстетика – термин, заменявший слово «дизайн», потому что слова «дизайн» в русском языке не существовало.
Интегрирующая природа дизайна определила и характер Института, объединившего в одну команду дизайнеров, художников, инженеров, эргономистов, психологов, социологов, историков и теоретиков дизайна. Институт также готовил и специалистов высшей квалификации. Не менее примечательно и то, что Институт, будучи советским учреждением, тем не менее парадоксальным образом представлял собой остров интеллектуальной и творческой свободы даже в самые тоскливые брежневские времена.

Юрий Соловью включил советский дизайн в орбиту мирового дизайна, проведя в Москве Конгресс ИКСИД (Международного совета обществ промышленного дизайна), после которого он был избран Президентом этой организации. По его инициативе по всему миру, включая СССР, проводились проектные семинары Интердизайн, на которых в интернациональных творческих командах работали дизайнеры, архитекторы, художники, представлявшие разные континенты, политические системы, культуры и традиции. И все это – в разгар холодной войны между Западом и СССР.

... Масштаб персонажей, мощь таланта и противостоящих ему сил...
Из всех чудес, которые удалось создать Юрию Соловьеву, самым невероятным феноменом стал он сам: человек, опередивший свое время и ставший контрастом к среде, в которой он сформировался. Дизайнер мирового масштаба, блестящий русский аристократ, светский лев с безупречным английским, – он сам и составлял главный секрет советского дизайна.

Дизайн, являющийся на Западе рядовым ремеслом, стал в России миссией, крестом, который Юрий Соловьев нес всю жизнь, но нес его с радостью, которой заражал окружающих. А сейчас нас вдохновляет память о великой душевной силе, жившей в нем.

Дмитрий Азрикан
Профессор
Чикаго, октябрь 2011– октябрь 2013 гг.

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

17 декабря 2012

Джонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.
внешняя ссылка, откроется в новом окнеДжонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.

Рекомендуем к просмотру. 40 минутный документальный фильм про главного дизайнера Apple. Тем, кто читал книгу про Джобса, многое будет знакомо, но встречаются и интересные открытия.

Контекст » Персоналии

27 сентября 2012

Dzmitry Samal
Дмитрий Самаль представляет свою марку модных аксесуаров

Дмитрий Самаль, дизайнер работающий в Париже, представляет одноименную марку модных аксесуаров (Dzmitry Samal), произведенных во Франции и Швейцарии. В настоящее время под ней производятся очки и часы.   далее

Контекст » Проекты

14 августа 2012

Эркен Кагаров покидает ПЦРД

Художественный руководитель Пермского центра развития дизайна Эркен Кагаров объявил о своем уходе.  далее

Контекст » Персоналии

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |