Около трех лет назад, совершенно неизвестная американская компания, попросила меня создать стул из алюминия. Обычно, когда я начинаю работать с компанией, я не просматриваю, что они делают. Я встречаюсь с главой компании, с человеком ответственным за научные разработки, и, если у меня появляется ощущение, что у них правильная мотивация и мы работаем на одной волне - я соглашаюсь работать.
Если посмотреть на людей, которые хорошо рисуют, мы можем заметить связь: как работает их рука, когда они рисуют с тем, что у них получается в конечном итоге. Посмотрите на то, как работает скульптор Генри Мур: даже если бы он делал только рисунки и не занимался скульптурой - это само по себе было бы потрясающе. Но его органичные скульптуры еще более потрясающи. А если объединить его рисунки и скульптуры - это вообще нечто с другой планеты.
Я пришел к выводу, что людям действительно нравится органичный дизайн. По сути своей мы примитивные животные. Мы не столь сложны, и не так давно мы жили довольно в органичном пространстве природы. Глубоко в нас заложено удовольствие от формы. Посмотрите на тело человека: оно не минималистически построено. Но ничего нельзя ни отнять, ни прибавить. У меня нет второй головы. И этой совершенной формы мы достигли благодаря эволюции. Этого я и пытался добиться, работая над моей бутылкой или камерой. То есть я эту работу рассматривал не просто как дизайнерскую, а как эволюционную связь между развитием технологий и развитием человека.
Посмотрите на дерево или на скелет динозавра. Природа избавляется от того, что лишнее. Она создает логичные органичные существа. Когда я работаю, я пытаюсь понять, что как устроено в природе. Так вот, этот стул я изготовил вместе одним из моих помощников в Японии, который работает в моей мастерской. Мы изготовили с ним три модели. Первая модель была изготовлена с использованием минимального количества материалов, но когда ее увидел заказчик, он сказал, что это очень узкий стул. Поэтому нам пришлось его разрезать пополам, и добавить материала. Но у этой новой формы теперь как будто чего-то не хватало. Стул получился словно очень "тонкий". И тогда я сделал третью модель, которая оказалось совершенной.
Но когда мы дошли до конечного варианта, который был сделан из алюминия (этим занималась одна немецкая компания), то оказалось, что этот стул слишком тяжелый. И тогда я предложил сделать этот стул из магния, чтобы уменьшить вес. Магний на 33% легче, чем алюминий и добывается он из морской воды, так что его можно рассматривать как перспективный материал на будущее. Но получилось, что хотя он на 33% легче, он на 20% дороже при разработке. И нам пришлось обратиться к 18 компаниям, с предложением заняться этим проектом. Сам по себе это - взрывоопасный материал. Если вы его будете долго полировать, он может взорваться, я это знаю, потому что когда был маленьким мальчиком, я ходил в гараж отца и поджигал магний, так что из-за гаража летели белые искры...
И вот я, наконец, нашел компанию, которая согласилась изготовлять этот стул. Это были не Капеллини, и не какая-нибудь известная компания, но они мне поверили. И уже позднее, я узнал, что у этой компании капитал 200 миллионов долларов и что вообще-то они специализируются на довольно старомодных кроватях из дерева. И так получилось в итоге, что я сменил имидж этой компании.
Многие великие модернисты вышли из Америки, и все они в основу своих работ брали человеческое тело и основы психологии. Но сейчас там ужас что творится, не считая Дэвида. У штатов есть огромный потенциал в области промышленности, но они сами еще не знают, как его использовать.
Сколько стоит этот стул? 600 долларов. Но в США вы можете выложить за фанерный стул намного больше. На этой неделе в Чикаго я выставлю новый стул из фанеры, который стоит 250 $, его толщина 55 мм, будем надеяться, он будет хорошо продаваться. Когда мои студенты меня спрашивают: мистер Лавгроув, вы сделали столько всего потрясающего, как нам стать такими же, как вы? Я им отвечаю: в 6 часов купите пива, идите домой, поставьте хорошую музыку, поработайте ночку, а к утру вы, может быть, создадите и стул, и лампу, которые никогда еще до этого не существовали. Делайте так хотя бы раз в недельку целый семестр, и у вас будет целый портфель работ.
Начало:
Часть 1. Немного о себе. Фотокамеры.
Часть 2. Бутылка для воды.
Продолжение:
Часть 4. Кресло для авиапутешественников. Концепции транспорта.
Часть 5. Трубки. Собственные проекты. Про неудачи. Напоследок.