Лекция состоялась 6 июня 2003 года в рамках конкурса DIA-2003 в Москве, в "Клубе на Брестской".
" Когда я работаю, я пытаюсь понять, как что устроено в природе..."
"Очень важно проявлять уважение к материалу, с которым вы работаете... "
Росс Лавгроув (Ross Lovegrove)
У нас сегодня здесь разные люди, работающие в разных направлениях, и я очень рад этому. В своей работе я так же соприкасаюсь с разными направлениями. Я проектирую промышленные продукты, средства передвижения, сейчас работаю с самолетами, дизайном интерьеров, и все это я объединяю в свою органическую архитектуру.
Немного о себе
Начну с того, что расскажу небольшую предысторию о себе. Я нахожусь в середине своей карьеры. Я уже многое сделал: первую свою вещь я спроектировал, когда мне было 17, и вот уже 20 лет я думаю о дизайне каждый день. Моя жена может подтвердить, что я довольно скучный тип, потому что говорю о дизайне каждый день.
Я думаю для того, чтобы быть дизайнером, вы должны быть открытым человеком, и вам должно немного везти.
Я родился в небольшом местечке в Уэльсе около моря. Когда я был подростком, в нашем городе не было дизайна. Когда я учился в школе, нам говорили, что мы можем стать полицейскими или пожарниками... У нас не было культуры дизайна. К тому же я не из семьи людей, которые занимаются искусством. Мой отец - офицер авиационных сил. Так я и познакомился с различными предметами с разных частей света: мой отец привозил их.
Мой отец жив и сейчас. У него много достоинств, его характерных особенностей: как он стоит, как себя ведет. И для меня все это очень много значит. Во время войны мой отец сопровождал российский конвой в Мурманск. Большинство моряков не переживают более трех таких путешествий. Он пережил девять таких рейдов.
А лет пять назад я был дома в Уэльсе, и он пришел домой с еще одной медалью - это была русская медаль. Ему ее дали за то, что он выжил больше трех таких рейдов. Он весь в медалях. И это намного важнее, чем дизайн. Это гуманистическая позиция. Нам очень повезло, что у нас сейчас нет таких проблем, и мы можем сконцентрироваться на том, чтобы создавать чувство прекрасного в нашем обществе. Я бы мог последовать по стопам моего отца, но я пошел по другой стезе. Я не люблю агрессию. То, что в наших силах - это привнести чувство ценности. Мой отец всегда говорил мне, когда у меня были какие-то несущественные проблемы: сын, моря выходит из берегов, море возвращается. И это говорит не только о том, что природа живет своей жизнью и цикл повторяется, но и о том, что мы часть природы, и мы можем или привнести свой вклад в природу, а можем не сделать ничего.
Изготовляя промышленные продукты и работая с ними, вы можете убить планету. Работать с промышленностью - это вызов. Это моя позиция сегодня. Я занимаюсь профессией, которая нравится мне. Меня воспитывали так, чтобы ничего не терять, и поэтому я минималист. Не потому, что это модно, а потому что я не люблю ничего выбрасывать.
Так вот в школе мне говорили, что я могу быть полицейским или пожарным, но я не хотел быть ни тем, ни другим. Единственное, что мне нравилось делать в школе - это рисовать. Но так сложилось, что если единственная вещь, которую ты можешь делать - это рисование, все думают, что ты ненормальный. Так что с тех пор для меня было большой борьбой доказать то, что иметь склонность к искусству - ценно. Я лучше всех рисовал в школе, но я не знал, что с этим делать.
Что я сделал? Я начал изучать искусство приготовления пищи. Кстати, обучаясь этому, я общался с большим количеством красивых девушек :-). Вообще я могу сказать, что приготовление еды - это 67 процентов моей работы сегодня. Ведь готовка - это то, что связано с материалом. Вы можете сделать пену из белка, слоеное печенье, и если вы это же сделаете с алюминием - вы откроете для себя совершенно новый материал. Я выдумывал креативное приготовление пищи. Я соединял желе и пюре. Возможно, это было следствие воздействия марихуаны... Короче говоря, начав так, единственное место, куда мне оставалось пойти - это колледж искусств.
В Великобритании обучение проходит так: один год вы изучаете разные аспекты искусства, графику, керамику и т.д. И в конце вам говорят, в чем вы хороши, чем вы должны заниматься. Моя проблема заключалась в том, что мне сказали, что я хорош во всем. Но это самое трудное - выбрать. Хорошо, когда тебе говорят, что ты хорош в чем-то одном. Я уже делал мотоциклы для мужчин женщин и для детей, когда мне было 17.
Меня всегда очень интересовала экология, окружающая среда. А когда я переехал в Манчестер, я стал изучать другие вещи и я стал открытым для многого. Я был панкрокером, мы делали свою собственную одежду из прозрачного пластика, мы посещали концерты, разные мероприятия в очках со свалки: ничего не видно, но выглядит круто. Это было время экспериментов. И некоторые мои друзья делали действительно удивительные вещи, они работали в очень органичной интересной манере.
Потом мне очень повезло, потому что меня приняли в королевский колледж искусств в Лондоне. Это было время движения Мемфис в Милане. Все мои друзья шли в мастерскую, делали коробку и говорили - это факс! Но мне казалось, что это такой своего рода обман. Это слишком легко. И я делал противоположное, я обычно делал противоположное тому, что модно.
Фотокамеры
Я спроектировал вот эту камеру (левое фото внизу), и это была первая камера в мире с пленкой наружу. Я использовал диск, который перематывал эту пленку. То, что вы видите, я называю "FatFree" - обезжиренный дизайн.
Это было в середине 80-х, но я до сих пор это показываю, потому что это стоит того. Это был ответ технологии. И это то, что нужно знать: по мере изменения технологии, дизайнеры имеют возможность делать абсолютно новые вещи. И мы можем брать уже существующий объект и заново его проектировать с новыми материалами.
А вот это было спроектировано десять лет позже (правое фото вверху, вместе с автором). Это тоже камера, сделанная уже из резины. И это одна из моих самых ярких работ. Если эта камера упадет, она не разобьется. И мне это нравится. Я стараюсь сделать проще жизнь людям, используя новые технологии. Этот объект полностью спроектирован с целью использования - он абсолютно не спроектирован. Вы делаете форму сами и кладете туда очень тонкий пласт резины. И вы кладете в эту форму те части, которые требуются. И резина формирует очень натуральные естественные формы между объектами.
Это цифровое соединение, эта линза (вы протираете ее своей рубашкой), и вы можете повесить все это на дерево. Это известная камера в Японии. Но они сказали, что не будут продавать ее, так как в таком случае не будут продаваться остальные камеры!
Посмотрите на отдельные детали. Люди сразу даже не верят, что это промышленный предмет. (это про камеру) Мне как-то сказали: слушай да ты же потрясающий инженер! Но я говорю: нет, у меня просто присутствует внутренний инстинкт. Но он присутствует в каждом. Если снять внешний налет модности, этот жир (fat), как я это называю, то остается инстинкт. Посмотрите: (на камеру) ведь очевидно, если вот это убрать, будет как-то тяжело. А вот это отверстие напоминает скелет динозавра, и за него, опять же, камеру можно повесить на дерево. На дерево вообще можно повесить все, что угодно :-)
Чтобы спроектировать эту камеру, мы очень много экспериментировали в своей студии в Лондоне, что довольно дорого стоит, так как занимает много времени. Клиент же всегда не хочет оплачивать это, а хочет быстрый результат, и это иногда очень раздражает.
Продолжение:
Часть 2. Бутылка для воды.
Часть 3. Стул из алюминия.
Часть 4. Кресло для авиапутешественников. Концепции транспорта.
Часть 5. Трубки. Собственные проекты. Про неудачи. Напоследок.