Объект: кресло «Саранча». Автор: Вадим Кибардин, г. Омск.
Для начала из истории (отрывки из писем автора другу). Саранча - это такое степное стайное насекомое, которое в третьем колене (т.е. внуки) при благоприятный условиях "встаёт на крыло" и летит, куда ветер дует. На просторах бывшей Казахской Республики, в бытность СССР, водилось небольшое количество этого насекомого, потому как его травили и гнобили всеми возможными способами. И никто не знал, что такое стаи саранчи, перелетающие за сутки на десятки километров.
С развалом Союза у казахов исчезла потребность в возделывании степей (т.е. в поднятии целины) - целину реально опустили. И, следовательно, никто не следил за поколениями саранчи, которая уже подняла голову. Для того, чтобы оценить надвигающуюся опасность, понадобилось около пяти лет. За этот период под жаркими лучами летнего солнца в степях созрело крепкое, способное встать на крыло поколение тварей.
И вот настал тот день, когда первые полчища взлетели в небо и двинулись в сторону Омской области (по всем понятиям это территория России). Ну так вот, сотни тысяч половозрелых особей, набрав приличную высоту, двинулись в сторону ничего не подозревающих жителей южных районов Омской области. Первыми жертвами были хлеборобы, практически полностью потерявшие урожай. Потом были грибники и ягодники. Затем автомобилисты. Тревогу забили когда было поздно. Урожай погиб, машины на трассе скользили и скатывались в кюветы, бились друг о друга. Картинки как из фильмов ужасов (сам видел).
Когда налетает стая, становится темно и ничего не видно, моментально радиатор забивается шевелящейся массой, а сбитая саранча слоем 10-15 см возится на дороге. Всё оставшееся лето и осень авиаторы распыляли яды на стаи насекомых, но тщетно. Оказывается, яд на них действует только ночью, когда падает температура, и они спят. А когда эти твари находятся в активном состоянии, их не берёт ни одна зараза. К осени полчища плотно захватили юг области и умудрились отложить личинки.
Существут ещё один способ предотвратить появление на свет молодняка по весне. Это осенью и ранней весной перекопать, а точнее перевернуть слой земли 40 см кверх ногами, чтобы личинки оказались под толстым слоем грунта.Однако для этого нужны трактора, а им нужно горючее, а за него надо платить. В общем, прошлый год закончился с железным прогнозом на этот...
В июле, в один из жарких дней я вышел с работы прогуляться в сторону дома (в центре полуторамиллионного города). И что я вижу? На горячем асфальте сидит толстый до боли знакомый на вид "кузнечик", и греется на солнышке. Внимательно приглядевшись, я обнаружил что их, саранчов, уже много, и они встречались мне по дороге до самого дома. Это был первый день (в город влетела крупная стая).
Вернувшись домой, я обнаружил открытые для проветривания окна, и сотню веселящихся вредителей. Можешь себе представить картину отлова одним человеком ста прыгающих, летающих, до смерти перепуганых тварей? Зрелище безумное. Через час адского труда, я, обессиленный, но победивший, сидел в кресле и думал, что будет дальше. А дальше был цирк.
На следующий день уличное полчище удвоилось и как-то даже активизировалось. Эти звери начали пугать прохожих, залетать под юбки, сбивать ударами в лоб бабушек. Если бы мы издалека смотрели на панораму, взору открывался бы такой вид: дёргающиеся мужчины, повизгивающие и подпрыгивающие девушки, женщины, бабушки занимаются повседневными делами: идут по делам, стоят в очереди за мороженым, и т.д. Полный дурдом - потные от жары, но плотно покрытые одеждами тела, думавшие когда закончится этот ад. Жуть.
Но были у насекомых и естественные враги, всеми силами, с радостью и азартом уничтожавшие гадов. Это воробьи и голуби. Они разжирели на такой пище, наверное, за неделю. Пацаны - они с саранчой делали всё: жгли, калечили, эксперементировали (я видел жирный образец прыгающий на ниточке, привязанной а-ля ошейник), мучили девчонок, сбивали на лету ракетками для бадминтона, ну и так далее.
И ещё один злейший враг саранчи образовался сам собой. О нем подробнее. Это моя красноухая земноводная черепаха, животное по природе своей суперпрожорливое и бесцеремонное в общении с двигающимися предметами. В тот день, когда я бился в собственной квартире с отрядом гадов и победил их, на ужин Тортилле достались два десятка жирняков из побеждённой сотни. И каждый день я приоткрывал окно для отлова попавших в ловушку. На ужин мой питомец получал порцию сытной здоровой пищи.
И самое главное: это совершенно чёткий и очень красивый образ, в прямом смысле слова ворвавшийся из диких степей, со своими правилами игры и отношением к нам (людям). В общем, мистика какая-то. Я должен был ЭТО зафиксировать. Вот первая (на уровне ощущений) причина появления кресла.
Причина вторая - выставка "Мебель-2000".
Омская фирма "Мишлинг" (производитель мягкой мебели), размышляя о предстоящей выставке и возможном резонансе от неё, обратилась ко мне с заказом. Суть поставленной задачи заключалась в создании некоего яркого и запоминающегося объекта, скорее образа, чем предмета с проработанной функцией. В общем, нужен был маяк на просторах выставочных залов.
Я решил воспользоваться возможностью и воплотить в жизнь эскизы на насекомую тематику. Достаточно яркие и нестандартные образы, сложное формообразование, демонстрация всех технологических возможностей предприятия, сложные сочленения и узлы, разные материалы, работа с фактурой и цветом, понятная функция - вот слагаемые общего решения.
Достаточно подробный анализ насекомого, а так же сформировавшийся стиль мебели "Мишлинга" явились базой в подходе к форме и линиям будующего объекта. В процессе проектирования стало ясно, что вещь станет интересной и, возможно, ликвидной. Так оно и произошло.
Что было на выставке? Это моё субъективное мнение, в котором я отрываюсь от авторства...
Как и предполагалось, на общем достаточно сером (с вкраплениями) фоне российской экспозиции "САРАНЧА" сработала по заданной програме. Она не только привлекла продавцов и потенциальных заказчиков предприятия, но и была продана в первые два дня вся - 5 шт.
Выставка состояла из двух частей: "итальянская" (а также немецкая, польская, финская, французская, английская etc.) и "русская". Европейская понятна с точки зрения качества объектов, но ничего нового - всё это есть в салонах, в журналах.
Русская - я буду груб - но она вообще отстойная. Такое ощущение, что в стране с мировыми технологиями производства культура проектирования вообще отсутствует. И, что самое страшное, у производителей нет желания "искать" эстетику. Я не скажу, что мой проект без изъянов, но он является поисковым, а это движение внутри отдельно взятого производства. Его спорность хороша тем, что можно хоть о чем-то поговорить после выставки...
Пишите письма, задавайте вопросы.
Вадим Кибардин, дизайнер
mail@kibardin.com
http://www.old.designet.ru/context/context-kiba-insect.shtml