Вот что сообщает телеканал "НТВ":
"Одна из премьер МАКСА — новый российский пилотируемый корабль «Русь», который будет на орбите уже в 2015 году. Первый запуск будет беспилотным. Космонавты на борту полетят только в 2018 году. Сам модуль находится сейчас в экспериментальной лаборатории РКК «Энергия». Это только макет. Но даже глядя на него, можно понять, что новый корабль просторнее «Союза», на котором сейчас летают космонавты, и гораздо более продвинутый технически.
Этот корабль нового поколения является будущим нашего космического пилотируемого космоса. Он предназначен как для автономных полетов, так и для транспортных операций — для доставки экипажей на орбитальные станции. Одна из таких станций, по задумке российских конструкторов, станет самым дорогим отелем в мире. В 2016 ее планируют вывести на орбиту и принимать на ней космических туристов".
Теперь немного общей технической информации от Заместителя генерального конструктора РКК "Энергия", главного конструктора пилотируемых комплексов Николая Брюханова:
По итогам открытого конкурса, право разработки эскизного проекта перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) нового поколения получила ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва.
Система состоит из базового пилотируемого космического корабля и нескольких модификаций, построенных на его основе. Базовый вариант - пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) Он предназначен для обслуживания орбитальных станций - доставки на них экипажей и грузов с последующим возвращением на Землю. А также для использования в качестве корабля-спасателя.
Модификации корабля будут решать специализированные задачи, как выполнение полётов к Луне, обслуживание и ремонт спутников на околоземных орбитах, длительные - до месяца - автономные полёты с целью проведения различных исследований и экспериментов. А также доставка и возвращение увеличенного количества грузов в беспилотном грузовозвращающем варианте.
Для ППТС принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов - возвращаемого аппарата (ВА) и двигательного отсека (ДО).
Базовая модификация корабля предназначена для доставки на орбиту и возвращения с нее экипажа из шести человек и не менее 500 кг полезного груза при автономном существовании до пяти суток. На борту лунной модификации должны помещаться четыре космонавта и до 100 кг грузов при автономном полете до 14 суток.
Требованиями Роскосмоса предусмотрено, что управление кораблем осуществляется одним пилотом. При старте экипаж должен испытывать перегрузки не больше 4g (давления четырех масс своего тела), а при посадке в штатном режиме - не более 3g, говорится в требованиях. Корабль рассчитан на многоразовое (до 10 полетов в космос) использование. При этом надежность не должна опускаться ниже 0,995.
Максимальный диаметр ВА равен 4,4 м, что вдвое превосходит диаметр корабля "Союз ТМА". Форма ВА выбрана из условия обеспечения повышенного аэродинамического качества при выполнении маневров, необходимых для приведения аппарата на российские посадочные полигоны.
Использование российских полигонов для посадки корабля требует повышенной точности приземления, поскольку на территории нашей страны не так много открытых пространств южнее широты 51,6 градуса, отвечающих необходимым требованиям (рельеф, характер грунтов, ограничения по силе ветра, отсутствие сооружений и др.). Поэтому наибольшие отличия ПТК НП от "Союза ТМА" заключаются в системе посадки, которую, без преувеличения, можно назвать уникальной.
В целях повышения точности посадки решено отказаться от парашютной системы, подверженной влиянию ветрового сноса. И перейти к полностью реактивной системе. Твердотопливные ракетные двигатели будут "гасить" скорость снижения, начиная с высоты около одного километра. Посадка будет производиться на амортизированные опоры, за счет чего исключается типичное для "Союза" падение ВА на бок после касания грунтовой площадки. Осуществление "мягкой" вертикальной реактивной посадки в запланированном районе ограниченных размеров позволит использовать ВА до 10 раз и, кроме того, применить этот опыт при создании лунных и марсианских посадочных аппаратов.
Новые конструкционные материалы на базе алюминиевых сплавов с улучшенными прочностными характеристиками и углепластики позволят снизить на 20-30% массу конструкции ВА корабля и продлить срок его эксплуатации.
Испытания корабля в беспилотном варианте планируется начать в 2015 г., а в пилотируемом - в 2018 г. С этого момента корабль должен стать ключевым элементом российской пилотируемой космонавтики. Специалисты РКК "Энергия" уверены, что корабль будет достойной заменой его славному предшественнику "Союзу".
Итак, вот что успели разработать в "Энергии" до появления Пирожкова:
Концепция
Общий вид корабля
Компоновочные решения
Новая ракета-носитель
Мы задали Володе несколько вопросов.
Designet: Как и с чего началась работа над проектом?
Владимир Пирожков: Идея постройки концепт-макета перспективного пилотируемого корабля нового поколения уже давно обсуждалась в профессиональных кругах космической отрасли. Не секрет, что корабль «Союз» был спроектирован в конце 50-х и его легендарная эпоха на исходе. Другие времена - другие задачи. Запуски становятся все чаще и нужен новый, более просторный, грузоподъемный и экономичный космический транспорт. В СССР, а позже и в России, пилотируемым космосом занимается, в основном, РКК (ракетно-космическая корпорация) «Энергия». Таких предприятий в мире, по сути, два: РКК и NASA в США. Поэтому, решения из разряда «каким быть новому космическому кораблю?» принимаются не очень часто. Раз в 50 лет, примерно. Наша компания "Астраросса" работает с РКК «Энергия» давно и стабильно. В этот раз, на фоне 50-летия первого полета человека в космос (1961 год), было решено построить концепт-макет нового корабля, поставив его в ряд с прославленным кораблем Юрия Гагарина «Восток» и легендарным «Союз». Такой Concept-Spacecraft, получается.
DN: Какие задачи ставились?
ВП: Задача идеологическая - привлечь внимание к юбилею пилотируемой космонавтики и практическая - отработать посадочный и эргономический макет на базе агрегатных компановок РКК «Энергия».
DN: С кем ты контактировал?
ВП: Со стороны РКК проект был под контролем Департамента стратегии и Отряда космонавтов во главе с героем России, летчиком-космонавтом Юрием Усачевым. Огромную помощь оказал нам летчик-космонавт Марк Серов.
DN: Сколько времени понадобилось на проект? Сколько было предложено вариантов?
ВП: Общее время работы над полноразмерным макетом - 2 месяца. Напряженных, как всегда. ;) Было три варианта дизайна интерьера.
DN: Кто принимал участие в проекте? Делал макет, эскизы, рендеры?
ВП: Эскизы интерьера (экстерьер строго определен заказчиком, без вариантов) делал Владимир Щечкин. Он выпускник Строгановской академии, проработал более 10 лет в Италии в компании Ducati и Malaguti. Опытный промышленный дизайнер-практик. Компьютерную модель строил Ян Бейфус, настоящий профессионал в 3D-проектировании, несмотря на юный возраст, а сам макет строила компания Cardi (МАМИ) под руководством Сергея Алышева.
DN: Насколько удалось получить желаемый результат? Какие трудности возникали в процессе?
ВП: В дизайне, практически всегда, результат не совсем совпадает с замыслом. Мы не очень далеко отошли от задуманной концепции. Сказалась нехватка материалов в столь короткий срок. У нас, ведь практически, ничего нет в стране. Ничего не производим, кроме нефти. А космический корабль из нефти - не очень хорошая идея. Чтобы что-то привезти из-за границы, нужно гораздо больше времени, учитывая небольшое количество ввозимого и «стремительность» таможни. Сами знаете... ;) Тем не менее, чудо произошло. Все успели в срок. В остальном, все работали плотно и по плану. 95% задуманного удалось реализовать. Неплохой результат, признаться.
DN: Что говорят космонавты?
ВП: Макет им понравился. Правда. Теперь есть возможность с ним работать дальше. Конечно, в первой попытке немало эргономических неточностей, вопросов по компоновке, системам кресел, освещением, вентиляцией... Но! Он есть! Теперь можно исправлять и дополнять. Появился материал для дальнейшей работы. Мы готовы продолжать доводку вместе с космонавтами. В конце концов - одно дело делаем! Для своей Родины.
DN: Какие отзывы от заказчика и результаты выставки на МАКСе?
ВП: Отзывы, в основном, положительные. Ведь такой практики строительства концепт-макетов еще не было. Это очень продвинутая схема - начинать с компоновочного макета. Раньше были другие методы. Тоже эффективные, но о людях тогда никто не думал. Задача стояла - быть первыми. В каких условиях и какими средствами - не важно. Теперь практика изменится. О людях на следующие 50 лет мы постараемся позаботиться. Тем более, что они реальные герои нашего времени! В отличии от виртуальных «звезд» шоу-бизнеса. Результатом выставки на аэро-космическом салоне МАКС 2011 считаю внимание руководства страны к теме пилотируемого космоса, с определением ее как абсолютного стратегического приоритета. Теперь посмотрим, насколько слова совпадут с делом. Я - за Российский космос!
DN: Володя, спасибо!
ВП: Обращайтесь :-)...
Вы также можете посмотреть нарезку видео.