Немного истории. В 1950 году Вилли Фельбаум, владелец фирмы по производству торгового оборудования, основал фабрику в немецком городке Вайль-на-Рейне неподалеку от швейцарской границы и вскоре выкупил права на производство мебели, созданной американскими дизайнерами Чарльзом и Рэй Имз и Джорджем Нельсоном. С этих имен началась история «Проекта Витра».
Характерно, что встреча с Нельсоном и четой Имз во время путешествия по Америке в шестидесятых годах ХХ века оказала большое влияние на мировоззрение юного Рольфа Фельбаума, сына Вилли. Правда, на тот момент он не сошелся во взглядах с отцом и серьезно заниматься семейным бизнесом начал только в возрасте 27 лет. Так что когда в 1977 Рольф Фельбаум сменил отца на посту главы компании, он уже успел повидать мир, испытал себя в деле кинодокументалистики и на академическом поприще. Заступив на должность руководителя компании, Рольф Фельбаум расширил пул дизайнеров, с которыми сотрудничала компания, развил направление по исследованию новых материалов и технических возможностей в производстве мебели.
Коллекция стульев, которую в восьмидесятых начал собирать Рольф Фельбаум, положила начало Музею дизайна «Витра», который открылся на площадке в Вайле-на-Рейне в 1989 году. Сейчас Музей дизайна «Витра», ставший независимой от корпорации структурой, является одним из самых крупных институтов в деле исследования и популяризации дизайна. Музей регулярно проводит выставки и мастер-классы как в своих стенах, так и на выставочных площадках по всему миру, выпускает книги и журналы по дизайну и архитектуре. А еще музей производит волшебные миниатюрные копии самых знаменитых экземпляров своей коллекции. Самое удивительное в этих миниатюрах то, что они производятся с соблюдением всех технологических тонкостей и из тех же материалов, что и их полноразмерные прототипы.
Помимо собрания Рольфа Фельбаума в музее демонстрируется обширная коллекция предметов, которая позволяет проследить основные этапы развития дизайна от начала XX века до наших дней. Среди наиболее ценных экспонатов - экспериментальные модели голландского архитектора и дизайнера Геррита Ритвельда, стулья из стальных трубок 1920-1930-х годов, а также ключевые объекты скандинавского дизайна 1930-1960-х годов. В музее колоссальный архив и богатейшая библиотека по дизайну и архитектуре. Электронная база архива содержит документы и книги по истории промышленного дизайна, а также рукописи, наброски и фотоматериалы Джорджа Нельсона, Александра Жирара, Вернера Пантона, Гарри Бертойи и других мастеров.
Vitra Campus
В 1981 году, через три года после того, как Рольф Фельбаум приступил к управлению компанией «Витра», пожар уничтожил все по-стройки на территории фабрики. Страховая компания дала владельцам лишь полгода на восстановление производства. Фельбаум обратился к британскому архитектору Николасу Гримшоу с просьбой построить новое фабричное здание в столь невероятно сжатые сроки. Гримшоу согласился, и через шесть месяцев было готово новое хай-тековское строение. Предполагалось, что Гримшоу разработает и осуществит план застройки всей фабрики, но Фельбаум заводит знакомство с американским дизайнером и архитектором Фрэнком Гери, которому и поручает постройку второго фабричного здания, а также хранилища для своей коллекции мебели. В результате работы Гери на территории фабричного комплекса появились производственное здание-коробка и инновационное, динамичное по форме строение Музея дизайна «Витра», которое стало первой постройкой Гери в Европе.
Так в Вайле-на-Рейне зародился «Кампус Витра» - уникальное собрание архитектурных шедевров на промышленной площадке у подножия Альп. В 1993 году Заха Хадид осуществила на территории кампуса свой первый архитектурный проект - Пожарную станцию. До этого считалось, что ее авангардные рисунки вряд ли возможно воплотить в реальности. В тот же год по проекту Тадао Андо был построен Павильон для конференций. Эта по-восточному четкая, частично утопленная в земле конструкция также стала первой работой мастера за пределами родной страны. Еще одно производственное здание - выполненное из типичного для фабричных строений красного кирпича и предельно лаконичное по форме - было построено португальцем Альваро Сиза. На территории кампуса также разместились геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера, скульпутра «Балансирующие инструменты» Класа Ольденбурга и маленькая заправочная станция Жана Пруве. Даже автобусные остановки здесь - произведение британского дизайнера Джаспера Моррисона. Очевидно, что, развивая «Кампус Витра», Фельбаум преследовал цель собрать работы выдающихся архитекторов из разных уголков планеты.
Vitra Haus
В 2010 году комплекс построек на территории «Кампуса Витра» пополнило новое сооружение, получившее название «Витра Хаус». Впервые со времени основания этой архитектурной коллекции создание нового строения поручили архитекторам из близлежащего Базеля. Над проектом работало архитектурное бюро «Herzog & de Meuron», ранее среди прочего построившее Олимпийский стадион в Пекине и реконструировавшее здание галереи «Тейт Модерн» в Лондоне.
«Витра Хаус» строился специально для демонстрации мебельной коллекции, которую фабрика выпускает с 2004 года, поэтому идея дома легла в основу концепции и была весьма остроумно обыграна архитекторами. Herzog & de Meuron обратились к архетипическому образу дома, взяли за основу абстрактное строение с остроконечной крышей, контур которого обычно выводят на бумаге дети, когда их просят нарисовать домик. В контексте всей постройки эту единичную конструкцию можно назвать элементарным домом. «Витра Хаус» представляет собой пятиуровневое здание, которое выглядит так, будто двенадцать таких элементарных угольно-черных домов свалены в кучу друг на друга, образуя, по выражению архитектора Жака Герцога, «нагромождение домов». Дома пересекаются, создавая эффектные углы, а местами угрожающе нависают над землей на высоте, достигающей пятнадцати метров.
Матовый черный цвет, который преобладает в оформлении здания (исключение составляют только застекленные фасады домов), создает ощущение монолитности, визуально объединяет элементы здания, помогает ему органично вписаться в окружающий ландшафт по сосед-ству с Музеем дизайна «Витра» и Павильоном для конференций. В отличие от большинства сооружений кампуса «Витра Хаус» - вертикально ориентированная структура, поэтому она заметно возвышается над окружающими постройками.
Внутренне пространство «Витра Хаус» представляет собой комплекс шоурумов, идеально отвечающих цели демонстрации домашней мебели, поскольку каждый элементарный дом создает камерное домашнее пространство. Все лестницы «Витра Хаус» объединены в извилистую сеть, которая, подобно червяку, словно проедает разные уровни здания. Это рождает серию пространственных сюрпризов в интерьере - некий тайный мир, похожий на лабиринт, как говорят о нем сами архитекторы. Одна из неожиданностей этого тайного мира открывается посетителям на нижнем этаже здания, где выставлена часть музейной коллекции мебели - стены самого нижнего дома вогнуты внутрь, как будто не выдержав тяжести навалившегося на них сверху груза.
Через застекленные фасады посетителям открываются виды на близлежащие холмы и индустриальную панораму Базеля. И если снаружи может показаться, что простран-ственная ориентация домов, составляющих «Витра Хаус», произвольна, то после экскурсии по внутреннему пространству становится очевидно, что на самом деле она согласуется с видами на окружающие пейзажи. Днем посетители любуются попеременно предметами дизайна и красотами природы за окном, а с наступлением темноты «Витра Хаус» раскрывается с внешней стороны. В то время как черная физическая структура здания сливается с фоном и как будто исчезает, освещенные интерьеры начинают блистать, а застекленные фасады превращаются в витрину, которая ярко освещает кампус и его окрестности.
Коллекция мебели, представленная в своем новом доме, включает в себя классические предметы дизайна таких мастеров, как Чарльз и Рэй Имз, Джордж Нельсон, Исаму Ногучи, Жан Пруве и Вернер Пантон, и работы современных дизайнеров - Мартена ван Северена, Ронана и Эрвана Буруллеков, Антонио Читтерио, Хеллы Йонгериус, Джаспера Моррисона и других авторов.
Так остроумные и яркие архитекторы создали удивительный дом для выдающихся произведений самых заметных дизайнеров ХХ и XXI веков. Надо ехать смотреть живьем!
Текст: Анна Кожара Иллюстрации: Айвен Баан, © Vitra