Придумав новый продукт, можно нарисовать убедительный макет, а можно найти заказчика и запустить концепт в серию. Авторы гаджетов и трансформеров соперничают между собой в фантазии и маркетинговой смекалке.
«Мой квадроцикл можно в два счета превратить в рыночный продукт, который решит проблему пробок в мегаполисах»,— говорит Эмануэль Абба, создатель концепта The Urban Quad Bike. Разработанное им транспортное средство отвечает всем современным трендам: оно экологично, компактно, приводится в действие электричеством и выглядит настолько дружелюбно, что вполне сойдет за героя пиксаровского мультика «Тачки». Однако Quad Bike не просто потакает трендам, но и вполне готов к производству. И хотя на улицах родного Буэнос-Айреса новинка пока не появилась, Абба уверен, что это дело недалекого будущего. «Я не собираюсь играть в футуриста. Аргентина — небогатая страна и не сможет содержать мечтателя»,— говорит 24-летний дизайнер.
Абба не единственный мастер виртуального моделирования, который, несмотря на молодость, следит за экономической конъюнктурой внимательнее, чем за восторженными отзывами на страницах своих онлайн-портфолио. Для таких, как он,— тех, кому придумывать «завиральные» образы новых вещей интереснее, чем проектировать для конвейера,— три года назад на самом престижном смотре промышленных дизайнеров Red Dot Design Awards была введена номинация «дизайн-концепт». Как оказалось, «завиральность» тоже может быть товаром. Так рынок дизайнерских идей получил официальное признание, а производственники — мир товаров будущего, для доступа к которому достаточно дать свой e-mail.
Ежегодно 200 отфильтрованных жюри Red Dot концептов формируют книгу готовых предложений для охотников за идеями из компаний. В прошлом году на участие в номинации поступило около 2 тыс. заявок. Но альбом победителей Red Dot - только вершина горы концептов, рассеянных по дизайнерским интернет-площадкам в ожидании заказчика. СФ побеседовал с дизайнерами различных школ, играющими на рынке концептов.
Настенный дизайн
В конкурсе дизайна, который организовал производитель офисной мебели «Наяда», Карина Еганян со своей системой офисных перегородок ALLinWALL не победила. «Но мне был нужен заказчик работы — таковы условия защиты диплома у нас в Строгановке»,— вспоминает Карина. Тогда она написала письмо в компанию с просьбой пойти на формальный шаг и разрешить указать название фирмы на титуле диплома. Спустя два года, в ноябре 2008-го, проект ALLinWALL — модульные конструкции, служащие одновременно и стенами, и системами хранения,— стал одним из лауреатов премии Red Dot. Тогда «Наяда» снова вернулась к концепту, но теперь уже для доведения его до ума — то есть до рынка. К лету будет готов опытный промышленный образец. «Обычно студенты выбирают для курсовых и дипломных работ звездолеты и другие далекие от жизни вещи,— говорит Карина.— Я же сразу поставила себе целью сделать продукт». Продав лицензию «Наяде», она говорит, что уже окупила расходы на создание концепта и теперь рассчитывает на роялти с продаж.
Убийца ноутбуков
«На самом деле я просто ловлю кайф от своей творческой мощи»,— признается Мак Фунамизу, токийский дизайнер, всемирно известный благодаря концептам мобильника-раскладушки из двух прозрачных пластин, а также поискового гаджета «Четкое видение» в виде стеклянной линзы, отображающей данные об объекте, на который смотрят сквозь нее. Скетч-бук Фунамизу полон футурологических упражнений. «Для корпораций я слишком революционен, но несколько небольших компаний-стартапов заинтересовались моими идеями, отыскав их в интернете»,— продолжает он. Среди «везунчиков» — то самое «Четкое видение», а также целая линейка гаджетов, эксплуатирующих идею прозрачности.
«Когда я вожусь с новым концептом, то всегда думаю, что его время настанет через лет 30–50,— рассуждает Фунамизу.— Но каждый раз после его демонстрации в интернете я обнаруживаю, что кто-то параллельно разрабатывал похожую вещь». По мнению Фунамизу, это явный знак того, что большинство придуманных им вещей поступят на прилавки в ближайшие пять лет. Он и сам приближает этот момент, став партнером в калифорнийской компании Lifenote, работающей над созданием цифровой записной книжки по концепту Мака. «Мы заменим ноутбуки лайфноутами»,— утверждает он.
Автомобиль с перезаписью
«Мои концепты вряд ли принесут мне богатство, потому что Хорватия — маленькая страна, и здесь нет заказчиков на мои работы. А для поиска спонсоров за рубежом у меня плоховат английский»,— говорит студент Загребской школы дизайна и владелец 3D-студии Элвис Томленович. Два года он зарабатывал деньги 3D-моделированием, и победу своего концепта — электромобиля MOY в нескольких дизайнерских конкурсах (в том числе на престижнейшем Auto) называет «возвращением в мир конструктов»". MOY — интерактивный автомобиль, который с помощью светодиодов и жидкокристаллических элементов меняет внешний вид прямо на ходу, скачивая файлы с новым оформлением из интернета. Причем изображение может быть не только статичным, но и представлять собой клип или мультфильм. «Целиком концепцию в опытном образце сохранить вряд ли удастся,— считает Элвис,— но отдельные составляющие проекта можно внедрять в производство уже сегодня». Сейчас, по словам Томленовича, в Хорватии нет ни одного дизайнера, живущего за счет продажи концептов. «Моя мечта стать первым таким везунчиком»,— смеется он.
Граммофонная фабрика
«Новейшее мое создание Neo Gramophone будет выпущено ограниченным тиражом для элиты»,— делится информацией Ларс Амхофф, основатель немецкой дизайн-студии Kinkyform, демонстрируя слайды с натуральным граммофоном ослепительно белого цвета и, пожалуй, немного резковатыми формами. Трансформация олд-фэшн прототипа в современный музыкальный центр, совместимый с iTunes, требует технологий, которыми обладают лишь несколько мировых компаний, с ними Амхофф и ведет переговоры о партнерстве. «Кроме того, я ищу инвесторов и для воплощения других своих идей»,— продолжает он. Но порой искать деньги не приходится: в портфолио Амхоффа есть часы и ювелирные украшения, которые были задуманы как концепты, но вдохновили производителей самих обратиться к дизайнеру.
Для некоторых конструктов Ларса, таких как Bath Vader (ванна в полу гостиной), инженерия и вовсе пока не доросла. Но дистанцируясь от фантазеров, он снисходительно отмечает: «Множество концептов, выставляемых в Сети, делаются студентами дизайнерских школ как дипломные работы, поэтому дороги в изготовлении или откровенно футуристичны». Свои же идеи Амхоффу удается превращать в реальные продукты за счет ограниченного тиража. «За эксклюзив клиенты платят бонус, это позволяет экспериментировать: все окупается»,— говорит он.
Конструктор запахов
«Дизайнерам нужно потом и кровью создавать коммерческую индустрию концептов»,— считает Нуно Тейксейра. Его концепт MyBus — футуристичный мини-вэн — победил в конкурсе Michelin. Вообще-то Нуно не на что жаловаться: большинство его концептов либо уже нашли инвесторов, либо стали предметами переговоров. «Иногда я сам предлагаю компаниям свои идеи. Но чаще они находят меня через интернет»,— объясняет он. Так на дизайнера вышли с предложением купить концепт Smellit — «принтер запахов», которые испускаются сменными 118 картриджами. Похожая история произошла с ультраминималистским телефоном, которым заинтересовалась Turk Telecom. Модель VFV («очень смешная машина») была куплена компанией Delirious Games для игры Matchup (Playstation-3). «Некоторые концепты выглядят как вещи из далекого будущего,— говорит Нуно.— Но, например, панорамный монитор iView можно запускать в производство уже сейчас».
Источник: журнал «Секрет фирмы» №5 (286) от 04.05.2009
Издательский дом «Коммерсантъ»