Когда на прилавках электронных супермаркетов до самого горизонта простираются стройные ряды однотипных товаров — утюгов, микроволновок, чайников, телевизоров и пр., отличающихся порой только логотипами да стилистикой корпусов — нелегкая задача стоит перед дизайнером, которому предстоит спроектировать еще один чертов электрический чайник! Да еще и в самом дешевом массовом сегменте рынка! Мало кто удержится от искушения поиграть с потребителем в «новые» попсовые формы, да еще и сможет не пойти на поводу у маркетологов, не навесить рюшечек, не покрасить коллекцию в «веселенькие» цвета...
Однако есть еще в родном отечестве дизайнеры, способные думать глубже, чем расположена бренная пластмассовая оболочка потребительских товаров. И в обыкновенном электрическом чайнике они видят, например, не просто устройство объемом 1,7 л для кипячения воды, а целую производственно-логистическую цепочку, которую необходимо до предела оптимизировать (что весьма и весьма актуально в нынешние времена).
Именно такой подход применен в проекте Qp Андрея Вострикова. По его словам, именно в логистике таится главный резерв (до 30%) экономии. И он поставил себе цель использовать этот резерв, чтобы разработать максимально дешевый чайник, имеющий при этом отличный (от других) дизайн. Правильно сформулированная задача — считай, полдела уже сделано. Как можно с помощью дизайна оптимизировать логистику? Правильно, надо убрать весь лишний объем. А поскольку чайники упаковываются в квадратные коробки, то и сами чайники надо сделать квадратными. Дальше ручка чайника была убрана внутрь корпуса (это позволило уменьшить объем упаковки на треть). Отказ от стандартной круглой формы самого чайника дал прирост в рабочем объеме воды. Выключатель чайника и механизм поднятия крышки были объединены в один блок, что обеспечило дополнительную экономию в производстве. И это еще не все из описанных автором конструктивных ухищрений.
Обычно проекты, во главу угла которых поставлена столь жесткая и бескомпромиссная экономия, не публикуются на дизайнерских сайтах да еще и с хвалебными эпитетами. Потому что почти всегда в них вместе с водой выплескивают и ребенка. Здесь же мы видим редкое и приятное исключение. Андрею Вострикову удалось совместить, казалось бы, несовместимое: экономичность (здесь мы поверим на слово) и небанальный, современный дизайн. При должном качестве изготовления этот чайник не стыдно было бы поставить в любой приличный интерьер. Есть, правда, некоторые вопросы по эргономике, в частности по сливу, но не будем сейчас придираться — это все-таки отрендеренный проект, а не не прототип и не серийный продукт. Увы, декларируемая суперпрактичность не помогла Qp выстоять под ударом экономического кризиса, и на данный момент он пополнил не ряды товаров на прилавках магазинов, а список нереализованных (пока?) проектов российских дизайнеров.