Прошлой зимой в нашу студию пришел интересный заказ - разработать новый дизайн карт IP-телефонии
для крупного российского оператора - Tario.
Старая карта Tario.net, что существовала уже более двух лет, морально устарела еще в момент ее создания.
Ее графическое и цветовое решение не выдерживало никакой критики: слабая идентификация, странные цвета, неструктурированность информации - все требовало радикальных изменений.
Заказчик вроде бы хотел чего-то нового (причем сразу всего), но так и не смог сформулировать мало-мальски
внятное техническое задание. Проанализировав ситуацию на рынке, высказанные и невысказанные желания
клиента (вытащенные из него в ходе дизайнерско-психотерапевтических сеансов), мы составили для себя краткое и непротиворечивое ТЗ.
Говоря простым дизайнерским языком, требовалось создать новый дизайн карточки, с новым логотипом, который
мог бы стать основой корпоративного стиля этой крупной, солидной телекоммуникационной компании.
Название компании в данном случае оказалось тождественно ее массовому продукту. И, разумеется, клиент
настаивал скрестить ужа с ежом - сделать стиль телефонных карточек, на основе которого может быть
разработан фирменный стиль самой компании, что по-правильному представляет из себя две совершенно разные задачи.
Первый этап: Логотип
Работа началась с логотипа. Первым делом мы отрезали несущественный хвост в виде .net - потребителю
IP-телефонии абсолютно все равно, что там за домен - .net или .com или .ru
Стиль для себя мы определили как дружественный, легкий, чистый, открытый и современный. Отправной точкой
для разработки логотипа (и цифр номиналов) стал шрифт BetaSans (начертание Bold), изменившийся в итоге
практически до неузнаваемости. Была увеличена жирность, уравновесившая читаемость и массу логотипа.
Многократно менялись пропорции букв и сопряжения их элементов. Логотип получился уверенным, гармоничным
и уравновешенным. Но чего-то все-таки не хватало.
Небольшой мозговой штурм на тему "а что здесь не так?" привел к однозначному выводу: все слишком правильно,
поэтому скучно. Чтобы логотип "цеплял" глаз, в ударную гласную "а" была внесена легкая графическая
дисгармония - наклонный срез, поддержанный наклонами в других элементах. Наконец-то результат нас
полностью устроил. Однако чтобы отстоять эту "фишку" нам пришлось выдержать целую битву
с клиентом - букву "а" выпрямляли, потом снова наклоняли, но в итоге приняли именно в нашем варианте.
По ходу работы клиент неоднократно настойчиво пытался внести в логотип черты некой "телекоммуникационности"
в виде то ли морзянки, то ли растровых линеек, то ли еще каких-то радиоволн. Мотивация была традиционна
для отечественного заказчика: "иначе не поймут" и "вот посмотрите, у всех так".
Удалось отбиться и сохранить лого в задуманном виде, мотивировав это тем, что искомая
"телекоммуникационность" будет отражена не в логотипе, а в других графических элементах.
Чтобы продемонстрировать, как это может быть, мы предложили вариант корпоративного стиля Tario.
Однако он был спущен на тормозах - в итоге мы так и не услышали от заказчика ни "да", ни "нет".
Второй этап - концепция карты
Проанализировав карты IP-телефонии, существующие на российском рынке, как хороший дизайн
на тот момент мы выделили только карточки и лого рекламного интернет-сервиса begun, которые
сделало дизайн-бюро Calaber.
В остальном царил кромешный ужас: запутанные провода, номеронабиратели, изображения архаичных т
елефонов, надписи типа "звони по всему миру", и прочие телекоммуникационные штампы - вот графические
темы большинства карт, продававшихся в киосках. Хаос, агрессия, визуальный мусор, дикие цветовые сочетания.
Простых человеческих IP-карт не наблюдалось.
Идея сделать "чистую", лаконичную, интуитивно понятную простому потребителю карту напрашивалась
сама собой. Такой продукт автоматически бы отстраивался от всех существующих аналогов. Для ее воплощения
мы стали искать знаковый, эмоционально позитивный, нетехногенный объект, который мог разместиться
на карте в натуральную величину.
Выбор пал на лист дерева, который, к тому же, меняет цвет естественным образом - это было использовано
для цветового кодирования различных номиналов карты. Вначале было предложено сделать для каждого номинала
свой лист, но потом, чтобы улучшить узнаваемость, остановились на одном листе, меняющем только цвет
(строго в рамках природных цветов).
Результат - лаконичная модная графика, яркая, но гармоничная цветовая гамма, ясно видимый брэнд и
хорошо читаемый номинал. Ничего лишнего. Активная диагональная композиция, минимум надписей
на лицевой стороне.
Реклама
Поскольку карту планировалось распространять в Москве, была предложена идея ироничных
рекламных стикеров, эксплуатирующих особенности "масковского" произношения.
Смелости заказчика на них не хватило. Карточки - это вам не пиво Сокол :-) В итоге мы остановились
на традиционных инфо-стикерах, выполненных в той же стилистике "визуальной чистоты".
Их можно видеть сейчас в точках продаж.
Не обошлось и без сюрпризов. Недавно мы с удивлением обнаружили, что помимо согласованных логичных
номиналов в 5-10-20 единиц вдруг появилась ярко-синяя (!), выпадающая из всей цветовой концепции
карта в 3 единицы, сделанная, видимо, силами рекламного отдела клиента. Вот что случается,
когда продукт попадает в чужие неумелые руки.
Итоги
Уже после сдачи проекта у заказчика случились какие-то перетасовки в руководстве, и контакт с ним
был потерян. Несмотря на то, что проект был сдан еще в мае, из-за задержки со стороны клиента
(печать тиража, рекламных материалов и подготовка дистрибуции), карточки появились в продаже только осенью.
Сейчас их можно купить во многих местах, например в киосках "Allo Card".
Владимир Самойлов,
Александр Матвеев,
Studio.Designet
Официальная информация - на новом сайте студии Designet - www.studio.designet.ru
Сайт компании Тарио - www.tario.ru