17 июня 2010 года состоялась защита дипломных проектов в Тульском Государственном Университете по специальности 070601 промышленный дизайн на кафедре "Дизайн" (12 уч. корпус, 4 эт. Каф. "Дизайн").
Государственную экзаменационную комиссию возглавил Бандорин Валерий Георгиевич - доктор искусствоведения, декан факультета "Дизайн" Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица.
В качестве почетного гостя выступал вице-президент Союза дизайнеров России Санжаров Владимир Борисович.
Все руководители проектов – это работающие промышленные дизайнеры, возглавляющие дизайн-подразделения предприятий или собственные дизайн-студии.
Кафедра "Дизайн" www.tsu.tula.ru/hum/depts/design/ создана на базе технического вуза и как следствие все проекты разрабатываются на основе реальных прототипов с детальной проработкой конструкции и эргономики. Важной составляющей является потенциальная возможность реализации проектов с учетом существующей технологии производства.
По рейтингу Министерства образования России кафедра занимает одно из ведущих мест по подготовке специалистов по дизайну и изобразительному искусству среди университетов России.
На суд ГЭКа в этот раз было предложено 15 дипломных проектов на тему транспорта и промизделий, среди которых особого внимания заслуживают следующие работы:
Руслан Куличенко
проект аэросаней «HALO»
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – отлично с одобрением ГЭКа
Руслан за весь период обучения выдавал один за другим весьма зрелые, конструктивно проработанные проекты: на 4 курсе это были велотренажер ТРЕК и фуникулер Лавина; на 5 курсе – проект мебельного оборудования для яхты и ванной в стилистике языка дизайна BMW GINA ; и вот, наконец, дипломный проект.
Источником вдохновения для создания внешности машины дизайнеру послужили новейшие истребители пятого поколения Сухой Т- 50 ПАК ФА на которых применен весь арсенал последних достижений аэродинамики и динамики полета с непревзойденной маневренностью. Нечто ультрасовременное и перспективное.
Амфибия HALO на воздушной тяге. Однако дизайнер постарался придать ей качества, которые всегда притягивают взгляд: обтекаемый силуэт, динамичные пропорции, пластика суперкара. По задумке Руслана, такая машина будет уместно смотреться в снегах северного полюса на бескрайних просторах Арктики, не затеряется на воде, не ударит в грязь лицом и на бездорожье.
HALO предназначен для полярных экспедиций и экскурсий. Северный полюс, как ни странно, собирает в туристические группы каждый год порядка пяти тысяч туристов. Несмотря на всю экстремальность таких туров люди по-прежнему хотят передвигаться в тепле и комфорте, чего не хватает в устаревших моделях аэросаней.
Назван проект HALO в честь впечатляющего оптические явления, «гало» (halos), которое наблюдаются по всему земному шару. На Крайнем Севере существуют особые разновидности, именуемые pillar... Мельчайшие частички льда, имеющие плоскую форму, при падении занимают горизонтальное положение. Проходя через них, свет преломляется, и можно наблюдать потрясающие по своей красоте и необычности «колонны», уходящие вертикально вверх. Обычно это явление наблюдается во время восходов и закатов (sun pillar) - огненные столбы посреди ночной снежной пустыни производят неизгладимое впечатление. Даже зная физику процесса, в реальность происходящего веришь с трудом.
Проект основан на прототипе АС-2 c одним воздушным винтом, выпускаемом ОАО «Туполев».
При содействии главного конструктора, отвечающего в данном конструкторском бюро за проекты аэросаней, была спроектирована усовершенствованная конструкция на базе существующей.
Для того, чтобы повысить тяговооруженность и избавиться от негативного момента вращения традиционной схемы вместо одного воздушного винта в конструкцию заложено два и вращаются они в противоположные стороны. Такая схема делает поведение машины гораздо более уравновешенным. Расчетная мощность двигателя – 400-500 л.с.
Защитные кольца вокруг пропеллеров и крепление их к раме выполнены из сверхлегкого и прочного карбонового волокна.
Эскизный поиск хвостовой части
Эскизный поиск системы воздухозаборников
Эскизы головной части
Эргономические характеристики HALO в значительной степени превосходят характеристики всех существующих аналогов. Комфорт передвижения пассажиров в первую очередь обусловлен просторной кабиной, подразумевающей возможность трансформирования салона. Благодаря заниженному уровню пола передвигаться по салону возможно почти в полный рост. Также комфорт передвижения обеспечивает подвеска кабины на амортизирующих элементах. Как и в большинстве аналогов предусмотрена система отопления и кондиционирования воздуха.
Несколько обособленно от общего салона находится рабочее место пилота, которое оборудовано навигационной системой и имеет полное дублирование в трехмерном формате всего происходящего за бортом. Обзор осуществляется через обширный купол, своей формой и назначением отсылающий к военной авиации.
Размещение пассажиров возможно на разной высоте от уровня основного пола в зависимости от потребностей пассажиров. Во время посадки и стоянки высота кресел минимально возможная, ограниченная нижней границей корпуса. В этом положении возможно перемещаться по салону почти в полный рост. Расположившись и приготовившись к поездке пассажиры могут оставаться в прежнем положении и путешествовать погруженными в глубину кокпита. А также могут поднять свои кресла до необходимого уровня и наслаждаться видами из боковых окон. В обоих случаях остается свободный обзор через потолочное стекло. Стекло выполняет функцию приемника солнечной энергии и пополняет накопители электричества на борту лодки для последующего использования. Стекла имеют функцию затенения, управляемую электроникой.
Для посадки на аэросани используются откидные ступени по обеим сторонам лодки. Высота борта над поверхностью снега равна 700мм (а воды ещё меньше). Откидная ступень разбивает эту высоту на две почти равные величины и облегчает процесс посадки-высадки.
Главная аэродинамическая особенность аэросаней в том, что необходимо сужать кормовую часть корпуса для свободного потока воздуха к воздушному винту. В традиционных схемах форма кузова к кормовой части становится каплеобразной, то есть собирается в одну точку-центр, в котором как правило располагается и центр воздушного винта. У разработанного проекта таких центра по сути два, как и два воздушных винта. Это отразилось и на формообразовании кузова.
Компоновка аэросаней HALO берет начало у прототипа АС-2. Две крупных взаимодействующих части аэросаней – это лодка-лыжа и прикрепленная к ней через подвеску кабина. Данная схема, разработанная и запатентованная конструкторским бюро имени Туполева, очень эффективно гасит вибрации и удары, передаваемые при движении через лодку.
Как и в прототипе лодка имеет силовую структуру и обшивку. Но в отличие от прототипа корпус лодки HALO не металлический, а пластиковый, что значительно снижает массу. Кабина также выполнена из пластика и базируется на алюминиевой лёгкой раме. Материал корпуса аналогичен тому, который применяют в постройке яхт.
Макет из ПВХ в масштабе 1:10.
Видео презентация HALO
Аваева Анна
Проект мобильного информационного киоска ROLLbot
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – отлично
Узнавая о передовых разработках в той или иной отрасли, даже если те находятся на стадии прототипа, а то и неподкрепленных практикой теорий, у дизайнера-проектировщика возникает вполне естественное желание как можно скорее дать новому материалу или механизму практическую реализацию – разработать агрегат бытового или промышленного назначения, облегчающий нам жизнь и труд.
Данный аппарат предназначен для работы на выставках и способен автономно передвигаться в помещении по заданному маршруту и объезжать препятствия в пределах отведенного для него “коридора”, а при низком заряде батарей самостоятельно вернуться на “базу” – станцию подзарядки, рассчитанную на 6 таких роботов.
Во время движения на двух противоположно направленных дисплеях отображаются рекламные ролики, объявления и полезная информация. Все это происходит со звуковым сопровождением.
Каждый дисплей обладает сенсорными датчиками, что позволяет работать с аппаратом как с обычным информационным терминалом. При нажатии на экран активируется пользовательское меню, интерфейс которого может быть изменен в зависимости от места использования робота.
Экраны воплощают в себе передовые разработки прозрачных гибких дисплеев и способны сворачиваться. За счет этого аппарат значительно уменьшается в габаритных размерах (по высоте), что облегчает его транспортировку и хранение. Также гибкий дисплей обладает большей ударопрочностью и меньшим весом, в отличие от плазменные и ЖК-панелей, использование которых было бы нецелесообразно, поскольку они тяжелы, относительно хрупки – их можно разбить, велики по габаритным размерам и эти размеры постоянны, из чего следовало, что аппарат получился бы громоздким и тяжелым как визуально, так и по существу. А хотелось бы получить вещь легкую и мобильную, к чему стремятся производители телефонов, ноутбуков, мониторов, телевизоров и прочих технологических гаджетов.
Интерфейс дисплея
Для робота-терминала также было разработано оформление интерфейса. В представленном варианте меню сделано с учетом использования аппарата в выставочном павильоне. На первой картинке отображено заглавное меню, которое появляется при нажатии на экран, на второй – список, раскрывающийся при выборе в предыдущем меню пункта “Посетителю”.
Ребенок или человек небольшого роста может “подвинуть” дисплей на удобную для него высоту. При этом реклама распределится по свободной области экрана.
Конструкция аппарата состоит из цилиндрического корпуса (с торцевых сторон закрытого сферически выпуклыми крышками-дисплеями), телескопической стойки (автоматически поднимает и опускает экраны) и подножки-ограничителя (не позволяющие аппарату опрокинуться). Робот снабжен датчиками расстояния и диодной подсветкой. Шасси у робота-терминала аналогично Segway.
Анна предлагает использовать 4-ёх цветную подсветку, выполняющую, кроме декоративной, информативную функцию:
- Ярко-голубой цвет означает, что аппарат исправен и активен. (Сопровождается символом на OLED-дисплее.)
- Оранжевый – заряд батарей на исходе, робот следует на станцию подзарядки. (Сопровождается символом на OLED-дисплее.)
- Зеленый – робот находится на станции, идет процесс зарядки аккумуляторов.
- Красный – произошла поломка аппарата. В зависимости от характера неисправности, робот остается на месте либо отправляется на закрепленную за ним позицию на станции.
Станция бесконтактной подзарядки
Станция бесконтактной подзарядки визуально может ассоциироваться с “деревом”, под которым расположена круглая площадка, имеющая 6 позиций для заряда аккумуляторов 6-ти роботов-терминалов. Разветвляющийся “ствол” венчает конструкция из 2-х усеченных перевернутых конусов. Внутренний – лишь подложка, фон. А внешний – представляет собой замкнутый в кольцо экран, в котором применяется та же, что и в роботе, технология прозрачного гибкого дисплея.
Униформа и набор гаджетов для оператора
Кроме описанных выше аппаратов, была разработана униформа для оператора робота, выполненная в общей стилистике всех объектов, а также 3 устройства, предназначенные помочь оператору в обслуживании робота.
В комплект униформы входит:
- “козырек от солнца”
- жилетка
- набедренная сумка с двумя карманами
В отличие от “козырька” и сумки, где используются обычные ткани, вставки на жилетке, как на наиболее крупном предмете одежды из комплекта, выполнены из светящейся материи.
Объекты для работы оператора
Загрузочная флешка имеет цилиндрическую форму и предназначена для диагностики неполадок и исправления программных ошибок посредством загрузки на аппарат записанной в ее памяти операционной системы и ряда специализированных утилит.
Планшетный компьютер имеет складывающийся корпус и предназначен для загрузки роликов, которые будут транслироваться на экранах, изменения информации, связанной с дислокацией аппаратов и т.д.
Компьютер подключается к разъемам, находящимся на платформе, которая расположена в корпусе робота. Хранится в кармане набедренной сумки оператора.
Планшетный компьютер оператора состоит из корпуса, который складывается пополам. Крепятся части друг к другу петлями, которые, при полном раскрытии, сдвигаются. Таким образом, из 2-х частей получается одна единая плоскость, на которую вытягивается гибкий дисплей. Ролик со свернутым экраном находится в утолщении корпуса. Один конец дисплея крепится к оси ролика, а второй – к противоположному краю корпуса. В этой же секции располагается электроника.
Часы-браслет предназначены для информирования оператора о состоянии роботов. Информирование происходит как визуально при помощи символов (дисплей), так и тактильно (миниатюрный электромотор). Вибро-оповещение нужно в ситуации, когда браслет находится вне зоны видимости оператора. Если один или несколько аппаратов вышли из строя по той или иной причине, на браслет посылается сигнал, порядковый номер неисправного робота начнет мигать, и оператор ощутит вибрацию на запястье.
Макеты
макет жилетки М 1:1
макет киоска М 1:2
макет станции М 1:10
Пульчева Юлия
проект электобагги
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – отлично
Трехместный электробагги автор предлагает использовать для экскурсий по паркам, диким пляжам и т.д.
Специальный верхний багажник позволяет безопасно перевозить доски для серфинга. В багажнике предусмотрено четыре специальных отделения со встроенными креплениями для хранения спортивного инвентаря и оборудования для дайвинга.
Особенность интерьера заключается в деталях выполненых из бамбукового волокна - экологически чистого, натурального материала который хорошо впитывает влагу и обладает антибактериальным эффектом.
Доля Екатерина
проект экскурсионно-прогулочного аппарата «Sink»
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – хорошо
Данный трехместный аппарат используется для отдыха на воде и подводных экскурсий.
Кругликова Екатерина
проект семейного велосипеда
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – хорошо
Белова Екатерина
проект комплекта столовых приборов Excalibur
(руководитель Гуреев В.А.)
Оценка – хорошо
Лукьянчикова Евгения
проект неонатального оборудования Genius
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – хорошо
Щербакова Александра
проект детских музыкальных инструментов «Моцарт»
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – хорошо
Папикян Марина
проект оборудования для салона-парикмахерской Spilka
(руководитель Гуреев В.А.)
Оценка – хорошо
Соколова Александра
проект пляжного оборудования
(руководитель Гуреев В.А.)
Оценка – отлично
Гуреев Кирилл
проект комплекта мебели для гостиной
(руководитель Гуреев В.А.)
Оценка – отлично
Новое поколение дипломированных специалистов.
P.S.
По наказу губернатора ректор пообещал “разработать план мероприятий, которые в конечном итоге приведут к тому, что наш университет не будет звучать как место взяточничества и коррупции”. В "политехе" теперь пообещали поставить видеокамеры в аудиториях, которые будут фиксировать взятки.
Вероятно, как следствие выше сказанного - никто из выпускников даже не произнес слов благодарности своим преподавателям ;( ……….а цветы для ГЭКа от студентов всю защиту так и простояли на полу.
Текст и фото:
Гаврилин Кирилл
доцент кафедры Дизайн, ТулГУ