19 июня 2013 года состоялась очередная защита дипломов на кафедре "Дизайн" Тульского государственного университета.
Председателем Государственной экзаменационной комиссии (ГАК) по специальности 070601 в этом году был Валерий Георгиевич Бандорин, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета "Дизайн" Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.
Все руководители проектов – это работающие промышленные дизайнеры, возглавляющие дизайн-подразделения предприятий или собственные дизайн-студии.
Транспорт
Королев Илья
Проект транспортного средства «ARCHELAUS»
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – отлично с одобрением ГЭКа
ARCHELAUS (лат. "владеющий людьми") - проект дома на колесах с возможностью транспортировки коллекционного легкового автомобиля (например, Bugatti 57SC Atlantic 1938 года выпуска на ежегодный конкурс красоты Concorso d'Eleganza at Italy's Villa d'Este на берегу озера Комо в Италии).
В качестве прототипа дипломник выбрал шасси Mercedes-Benz CapaCity, сочлененный механизм рамы которого позволяет выполнять манёвры разворота по минимальной траектории. Он работает в паре с поворотной передней и задней осью и принудительным гидравлическим механизмом в самом поворотном узле.
К аналоговым транспортным средствам можно отнести сочленённые автобусы и грузовые транспортные средства с полуприцепами.
Дом на колёсах дизайнерской студии A-cero на базе грузовика Mercedes.
Эскизный поиск
Экстерьер
Ключевой эскиз
Детальная разработка элементов
Эскизный поиск прицепа с краном-манипулятором
Интерьер
Панель приборов и руль
Кресло водителя
Компоновка
Шасси состоит из двух частей соединенных сочлененным механизмом и создает две функциональные зоны. В передней части располагается кабина с креслами для водителя и двух пилотов, кухонный узел с лестницей на второй этаж (джакузи) и жилой комплекс с выдвижными боковыми частями для увеличения жилой площади.
В задней части располагается санузел с душевой и бокс для непосредственной транспортировки транспортного средства. Данная часть является двигательной частью всего данного транспортного средства. Рамная часть усилена двойным профилем из-за размещённого в ней двигателя с гибридной установкой которая работает в паре с коробкой передач и ведущим вторым средним мостом, передающим вращение на третью пару колёс.
Перед третьей парой колёс расположено крепление подъёмно-съёмного механизма. Данный механизм позволяем механически, путём гидравлической системы, снимать бокс с автомобилем. В данном механизме сочетаются два вида трансформации.
Первоначально верхняя часть механизма выдвигается телескопически, как стрела у манипулятора, а нижняя, несущая часть, наклоняется назад, что позволяет опустить бокс на грунт.
Бокс для автомобиля выполнен из металлического каркаса. Боковые панели из ударопрочного стекла имеют вентиляционные решётки. Верхняя часть покрыта пластиковыми панелями с источниками освещения. Задняя часть поднимается в верх при помощи двух гидравлических цилиндров. Грузоподъемность данного бокса до 3000 кг.
Аэродинамика
C целью снижения сопротивления воздуха и расхода топлива автор предлагает в дизайне экстерьера применить целый ряд инновационных решений для оптимизации аэродинамики. Например, функциональные воздухозаборники спереди и сзади, боковые панели закрывающие колеса второй и третьей оси, спойлер на крыше и видеокамеры вместо огромных "ушей" зеркал заднего вида.
Кабина пилотов
Передняя часть транспортного средства имеет обратный угол наклона что позволило исключить блики в дневное время, что положительно сказывается на безопасности. Большая часть передней части составляет кабина водителя, имеющая полусферическое остекление, что даёт максимальный обзор и создаёт вид лёгкости и прозрачности. За остеклением скрыт каркас из профильной трубы.
Место водителя расположено по центру. Показания приборов проецируются на лобовое стекло.
Панель приборов оборудована четырьмя мониторами. Два монитора показывают изображение с камер заднего вида, установленные в место зеркал, а два монитора, расположенные в правой и левой частях торпеды относительно водителя, служат для демонстрационный вид для просмотра разного рода видео ряда. Центральная часть руля представляет собой неподвижный конструкцию с установленным в ней монитором для временных параметров транспортного средства.
Руль выполнен из металлической основы и залит в мягкий пористый пластик. В верхней части расположена вставка из перфорированной кожи. Элемент релаксации рук. Подрулевых переключателей не существует. Их заменяют кнопки на центральной консоли руля.
Сиденье выполнены на каркасной основе с применением современных технологий. В центральной части располагаются мягкие вставки для коррекции под индивидуальное строение тела. Из-за раздельной компоновки, обладают выраженной боковой поддержкой и подлокотниками. Подлокотники обладают аудио и флеш выходами и кнопками управления кондиционирования и подогрева. Кресла вращаются относительно друг друга что позволяет максимально удобно подойти и сесть и так же удобно встать.
Tape rendering
Макет
Ключевой этап создания макета - 3D-фрезеровка на высокоточном 4-х координатном станке ЧПУ (залог точного соответствия готового изделия исходной 3D модели проекта на компьютере).
Финальный макет М 1:10
Вид ¾ спереди.
Вид ¾ сзади.
Клюзова Анастасия
проект ATV «Егерь»
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – отлично
Темой дипломной работы является проектирование автомобиля для егеря. Тема актуальна, т.к. в России насчитывается около миллиона охотничьих хозяйств.
Егерь (oт нем. Jäger - охотник) - должностное лицо в охотничьих хозяйствах. Основная функция егеря – мониторинг территории. Автомобиль при этом – неотъемлемая часть. Да и при выполнении других функций егерь нуждается в специальном автомобиле. Для каждой функции егерь имеет конкретный автомобиль. Но в большинстве хозяйств егерь использует не специализированные, а приспособленные для специальных нужд автомобиль.
Дипломница консультировалась с реальным егерем ООО "Озерное" (Тульская область) и четко представляла проектную ситуацию. В итоге ей удалось разработать универсальное транспортное средство для егеря, заменяющее несколько автомобилей и выполняющее множество функций. Cвидетельством стал положительный отзыв директора охотничьего хозяйства.
Данное транспортное средство при своих достаточно компактных размерах позволяет вмещать в 3-4 раза больше груза, чем привычный автомобиль для егеря. При недостаточной вместимости в ход идут выдвижные дуги багажного отделения. Трансформация осуществляется за счёт рельсовой конструкции и фиксаторов. Таким образом, появляется дополнительная крыша, служащая защитой, при использовании транспортного средства при транспортировки охотников. Тем самым, получается 3-4 места, не считая водителя + багажные отсеки.
Для большей вместимости груза используется спинка, находящаяся в багажном отделении. Она раскладывается таким образом, что получается достаточно вместительная площадь, имеющая стенки со всех сторон, что позволяет перевезти груз в комфортных условиях.
Спинка трансформируется за счёт шарнирной конструкции и фиксаторов, располагающихся в каркасе. Делит основную площадь на три зоны, для удобства дополнительных пассажиров.
Благодаря откидному борту и подвижной спинке в багажном отделении осуществляется перевозка дополнительных пассажиров. Таким образом, при максимальной загруженности, получается 5-7 посадочных мест, не считая места для водителя, плюс остаются места для груза (вещей охотников и добычи).
Торпедо представляет собой достаточно большой функциональный отсек. Так же на торпедо крепится держатель ружья. Очень удобно для егеря, так как ружье в некоторых ситуациях является вещью первой необходимости. А такие вещи должны быть всегда под рукой.
Дополнительный поручень для пассажира выдвижной. Удобная простая лаконичная форма, прорезиненная ручка для комфортного держания и лучшего сцепления с ладонью.
Макет М 1: 5
Тимофеева Анастасия
проект прицепа-дачи "ВОЯЖ"
(руководитель Вашкина И.В.)
Оценка – хорошо
ВОЯЖ представляет собой стильный, компактный и комфортный прицеп-дачу.
В основе конструкции лежит аналог рамы прицепа Action 361 LH – силовой прямоугольник из стальных балок П-образного профиля, состоящий из двух лонжеронов и пяти поперечин.
Каркас кузова сварной из алюминиево-магниевых профилей различного сечения.
Эскизный поиск
Увеличение пространства возможно не только благодаря подъемной на 40 см крыше, но и выдвижной боковой стене, что позволяет существенно увеличить количество полноценных спальных мест для пяти человек.
Две опоры, регулируемые по принцыпу домкрата, восстанавливают равновесие прицепа после выдвижения боковой части и принимают на себя часть нагрузки, действующей на телескопические направляющие.
Несмотря на скромные габариты, автоприцеп рассчитан на 5-х человек (c возможностью размещения 6-го, если использовать при этом надувной матрас).
Интерьер укомплектован мягкой мебелью, шкафами, раздвижным столом. Имеется полноценный кухонный блок и туалетная комната (в которой есть биотуалет, раковина, поддон и смеситель для душа.
В прицепе имеется наружный багажник для хранения туристической мебели (складные столы, стулья, зонт).
Видео-презентация пректа.
Макет М 1: 5
Костюкова Дарья
проект скорой помощи на базе снегохода
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – хорошо
Телегина Мария
Проект кухни-прицепа
(руководитель Гаврилин К.В.)
Оценка – удовлетворительно
текст: Кирилл Гаврилин
фото: Андрей Сабинин
Продолжение Защит-2013 дизайнеров в Тульском Государственном Университете - пять девичьих проектов по промдизайну.