Ангелики Авгитиду
Безусловно, защита Санкт-Петербургской Государственной Художественно Промышленной Академии им. Штиглица, факультета «Дизайн» 2008 прошла успешно: в основном, только хорошие оценки и даже несколько «пятерок с одобрением кафедры». Проекты были интересными и более смелыми по темам, чем в предыдущие годы. Кажется, студентам теперь не страшно фантазировать о том, каким может быть жилище, транспорт и сами отношения человека с его рукотворной средой в будущем. Несмотря на то, что присутствовал и ряд «земных» проектов, ориентированных на сегодняшний день, одной из наиболее явных тенденций защиты этого года и стала направленность разработок в будущее.
Мои собственные опасения о том, что «Футур-проект аэромобильного жилого модуля» будет выглядеть слишком смело и концептуально, счастливо не оправдались. Он гармонично вписался в общий ряд с «Экскурсионным подводным аппаратом», «Экзоскелетоном», «Монорельсом», «Дирижаблем для мегаполисов», «Ионолетом» и «Концептом городского транспортного средства». Перечисляя эти проекты, можно обратить внимание на то, что большинство из них направлено на освоение человеком надземного пространства. К примеру, Монорельс и Концепт городского транспортного средства - это технически разные, но похожие по замыслу проекты железной дороги, поднятой на достаточную высоту; Дирижабль для мегаполисов - это новое интересное прочтение известной темы; Ионолет и Футур-проект аэромобильного жилого модуля - это новые способы перемещения и стиля жизни человека в целом.
Что же гонит нас ввысь?! Почему сегодня даже самые инновационные наземные средства транспорта выглядят менее перспективными по сравнению с теми, которые могут обеспечить перемещение по воздуху? Кажется, в наши дни это происходит на подсознательном уровне: «Классная машина? - Хорошо! А вот, если бы еще и летала... над пробками... среди зданий - там ведь намного свободнее!»
И правда. Там, действительно, намного свободнее, в то время как наша несчастная земля отчаянно перегружена. В строительстве своих жилищ, человек давно устремился ввысь. С появлением технологии лифта, ничто больше не сдерживало этого стремления. Сначала пятый, а затем и сто пятый этажи стали доступны. При этом, ездить мы продолжаем по земле на машинах, каждый раз ломая голову о месте для парковки (к сожалению, строительство многоэтажных паркингов проблемы не решает). Сегодня в США разрабатывается проект трехкилометрового здания. И что же, при этом, каждый раз, когда из одного такого здания человеку нужно будет переместиться в другое, ему придется спускаться вниз, садиться в машину и мучиться в удушливых пробках?! Какой-то абсурд получается...
У экологов есть термин - «предел несущей способности». Достаточно длительное время проблему переполненности поверхности земли можно было решать путем строительства различных кольцевых дорог, эстокад и развязок. Но предел несущей способности особо «наразвязываться» не позволит. Резервы не бесконечны. И есть ощущение, что сегодня мы живем в эпоху глобальных структурных перемен. Прежде всего, это перемены ментальные, но поскольку эта статья посвящена всего лишь дипломным проектам 2008 года, такие темы мы поднимать не будем. Хотя, творение рук человеческих непосредственно отражает и ход его мыслей. А это означает, что правильной дорогой идут создатели вышеперечисленных дипломных проектов!
Хочется отметить, что наконец-то среди дипломных работ не было засилия тем автомобилей - этих своеобразных «памятников себе любимому», как со стороны дизайнера, так и со стороны потребителя. К сожалению, сегодня это наиболее распространенное представление о дизайне. Когда в рекламном ролике мы видим новый роскошный автомобиль, несущийся по идеальному шоссе среди бескрайней пустыни... во-первых, думаешь, что здесь забыла эта машина? Во-вторых, что эта стильность здесь просто не имеет никакого значения. А, в-третьих, что подобной ситуации практически быть не может, а вот обратных ситуаций - предостаточно. Поэтому, возможно, следует задуматься над тем, чтобы перестать создавать «красивые игрушки», и начать системными методами решать существующие проблемы, рассматривая ситуацию от целого.
Целостное же представление о проблеме и возможных путях ее решения рождается из глубокого анализа и предпроектного исследования. Студенты-дипломники излагали свои исследования в Теоретических Дипломах. Как и в «большой жизни», дизайнеров здесь подстерегала опасность слишком раздробить проблему. Логический анализ вне системного подхода грозит нахождением локальных, не универсальных решений. Конечно, различные проекты предполагают различный акцент в исследовании. Так, например, проектируя Оборудование для детской площадки (для слепых и слабовидящих детей), двум выпускницам этого года были необходимы постоянные консультации со специалистами и наблюдения за такими детьми.
В то же время, занимаясь своим собственным футур-проектом аэромобильного жилого модуля, я столкнулась с проблемой, что ни один специалист не в состоянии помочь тебе почувствовать характер еще не существующей жилой среды. Анализировать в таких случаях приходится, однако умение синтезировать, пропускать сквозь себя собранную информацию и формировать в итоге целостный образ - намного важнее. В таких случаях, «шестое чувство» для дизайнера играет большую роль в проектировании, а эмпирически, или интуитивно найденное решение оказывается объективным, так как рождается из совокупности объективных фактов и тенденций. Системные решения имеют подсказки со стороны предпосылок, которые обнаруживаются в самых различных областях. И здесь нужно быть просто внимательным и иметь намерение увидеть сложную ситуацию, как единое целое.
То что студенты предлагали подобные решения насущных проблем, и говорит о целостном ходе мышления. До сегодняшнего дня человеку предлагалось большое количество специализированных средств для обеспечения его многочисленных и изменчивых потребностей. Сегодня, в этот структурно-переломный период, человечество выходит на иной уровень - уровень создания универсальных средств для универсального человека. Таким средством, к примеру, является экзоскелетон (exoskeleton - англ. - наружный скелет). В одной из дипломных работ он был спроектирован для спасательных служб МЧС. А, вместе с тем, дух захватывает, когда пытаешься представить себе, чем усовершенствованный и облегченный в будущем экзоскелетон может стать для человека в повседневности, не говоря уже о полном изменении с его помощью жизни людей с ограниченными возможностями передвижения. Это ли не универсальное средство для универсального человека!
Учитывая проект Экскурсионного подводного аппарата, единственное, чего, пожалуй, не хватало среди дипломных проектов этого года - это средства освоения подземного пространства. В сочетании с надземными жилищами и транспортом, это позволило бы полностью освободить поверхность земли, решив многие экологические проблемы.
Конечно, здесь нет ничего нового! Вспомните проекты британской архитектурной группы «Архигрэм» (Archigram - англ. - architecture + telegram). Название группы глубоко отражает содержание ее деятельности: Архигрэм «послали телеграмму во времени», которую мы, современные архитекторы и дизайнеры, получили сегодня. Один из основателей группы, Питер Кук, сказал: «Расфасованный замороженный обед важнее Палладио». Сегодня нам приходится «разогревать бесценный полуфабрикат» от Архигрэм. Их, казалось бы, утопичные проекты мобильной, изменчивой архитектуры, шагающей над поверхностью земли, проходят свой путь от карикатуры или комикса до источника вдохновения.
В наши дни все больше стираются границы между жилищем и транспортом. С одной стороны, человек становится настолько информационно свободен, что может общаться со всем миром, сидя дома; а с другой - он больше не привязан к определенному месту на земле. Это и есть целостная, универсальная жилая среда для универсального человека.
Ксения Якуничева
Промышленный дизайнер Lumiknows
C.-Петербург
Защиты МУХИ-2008 можно посмотреть здесь .
В общем, мне (сомнимус, лично мне!) кажется, что дизайнер должен для начала спроектировать что-то реально нужное в данный момент, а потом уже, вооружившись этим опытом штурмовать границы "нового дизайна". При этом важно не угробить в себе самое важное - чувство новизны, современности и "будущности" формы.  свернуть
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать