Кафедра дизайна в Пермском государственном техническом университете начала готовить специалистов по промышленному дизайну ровно 10 лет назад, первый выпуск состоялся в 2002. Ежегодно диплом защищают около 40 человек. Квалификация «дизайнер» (промышленный дизайн) подразумевает широкую подготовку с основами графического и средового дизайна.
В 2005 году работы студентов университета впервые приняли участие в XIV Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну (в г. Томске) и получили дипломы 1-й (1 шт.) и 2-й (2 шт.) степени. На XV смотре в Казани в 2006 году награды были лучше, а места - выше, а в этом году есть надежда быть отмеченными Союзом дизайнеров.
Некоторые дипломные работы прошлых лет:
2005 год
Универсальный молодежный автомобиль
Дипломник: Логиненко Василий
Руководитель: старший преподаватель Ларкин М. Ю.
Диплом I степени на XIV Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну. Г.Томск, 2005
Транспортное средство повышенной проходимости
Дипломник: Зотин Михаил
Руководитель: доцент Смирнов В.П.
Диплом II степени на XIV Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну. Г.Томск, 2005
2006 год
Вездеход-амфибия
Дипломник: Ксения Баранова
Руководитель: доцент Наместников А. Ю.
Огромные просторы севера России нельзя обживать с помощью только вертолетов и теплоходов. Вездеходы, которые разрабатываются энтузиастами, должны быть не только надежными и проходимыми, но и экологически, эргономически и эстетически совершенными.
Данный эскизный проект - по трехколесной сочлененной схеме - эксперимент по заказу пермского клуба строителей вездеходов «Норд». Трехместная машина на колесах низкого давления и с лыжами может преодолевать расстояния по лесотундре, снегу и воде. Маневренность обеспечивается за счет центрального шарнира с точно выверенным углом наклона оси. Устойчивость на пересеченной местности при трех колесах достигается относительно низким центром тяжести. Прочность - за счет трубчатой рамы, комфорт - благодаря тщательной компоновке пространства внутри стеклопластиковой обшивки в расчете на рост человека от 05-го перцентиля до 95-го. В отличие от аналогов, наш вездеход имеет округлые очертания и легко протискивается сквозь заросли, мало травмируя их. Гармоничная композиция всех функциональных частей порождает образ юркой рыси.
Мотолодка для активного отдыха
Дипломник: Евгения Деменева
Руководитель: ассистент Коротких О. А.
Количество моторных лодок в мире примерно в 5 раз превышает количество судов любого другого типа. Сегодня все больше людей хотят иметь комфортабельный катер. Путешествие на собственном судне - не просто дань моде, это здоровый и познавательный отдых, в том числе и семейный, оставляющий незабываемые впечатления.
Лодка предназначена для рыбной ловли, отдыха и прогулок. Применение корпуса типа "тримаран" обусловлено назначением. Для прогулок или рыбной ловли требуется возможность встать на якорь (для чего необходима хорошая устойчивость лодки), пришвартоваться (тримаран не имеет такой валкости как у типичных V-образных корпусов).
Основной корпус тримарана имеет обводы «глубокое V» (или «изогнуто-килеватые») и два боковых спонсона меньшего объема. Назначение спонсонов - повысить устойчивость катера на ходу и на стоянке, избавить судно от рыскливости на ходу при попутном волнении. В проекте использовано готовое отработанное гидродинамическое решение формы корпуса. Очертания палубы в плане близки к прямоугольнику. В надстройке размещена каюта. При размещении каюты в носовой части место капитана переносится ближе к корме, что увеличивает ходовые качества лодки, не ограничивая возможности капитана. При определении внешних форм судна ставилась задача обеспечить целостное восприятие композиции. Дизайнер так проектировал внешний вид, чтобы взгляд скользил вдоль линий силуэта судна. А также попытался соблюсти нормы площади, ширины и высоты помещений, предусмотрев все возможные положения, в которые может попасть каждый член экипажа, т.е. учитывая эргономику.
Конструкция судна несложная, поэтому проект может быть легко исполнен судостроителем-любителем. В промышленных условиях изготовление такой лодки тоже не вызовет сложностей с реализацией.
Операционный стол для мобильных служб экстренной медицины
Дипломник: Яна Пашкова
Руководитель: старший преподаватель Ларкин М. Ю.
Предпроектное исследование показало, что мобильные службы экстренной медицины нуждаются в компактном универсальном операционном столе для операций на месте бедствия. Цель проекта - создание компактного, легко транспортируемого и удобного операционного стола для использования его в экстренных ситуациях мобильными службами медицины и МЧС. Кроме того, стол должен быть прочным, травмобезопасным, эргономичным и по-своему красивым. Разработанный стол-трансформер позволяет перевозить его в оперативном автомобиле, катере, самолёте, в парашютных укладках мобильного госпиталя МЧС, а при возникшей необходимости использовать на месте в «походных условиях».
Для прочности и компактности операционного стола был спроектирован составной многосекционный каркас, выполненный из кислотоустойчивого нержавеющего стального профиля с эмалевым покрытием, стойким к разрушающему воздействию дезинфицирующих растворов и агрессивных факторов окружающей среды. Жесткость стержневой опоры, решенной по схеме «ножницы», обеспечивается треугольниками, образуемыми ножками и ложем. Ножки-опоры и поручни - телескопические, что значительно уменьшает объем занимаемого пространства, повышает уровень компактности в сложенном состоянии в сравнении со стационарными моделями операционных столов. Благодаря оригинальной конструкции и соединениям возможно применение изделия при различных видах медицинских осмотров и процедур, например, в качестве акушерско-гинекологического, стоматологического кресла. В условиях нехватки времени возможно применение ложа и без ножных опор.
Конструкция операционного стола, обоснованная предъявленными к ней эксплуатационными и эстетическими требованиями, формирует художественный образ доброго насекомого - подвижного, лёгкого, почти невесомого, а при необходимости умеющего расположиться в очень тесном пространстве. При проектировании было продумано взаимодействие готового изделия с врачами и пациентами, его психологическое воздействие на них. Поэтому бесшовные и эргономичные по пластике секции-матрацы, созданные из специального термопласта (снижающего нагрузку на отдельные участки тела пациента при длительных операциях), решены в светлых и теплых цветах.
Грузовой велосипед высокой проходимости
Дипломник: Евгения Вербова
Руководитель: старший преподаватель Ларкин М. Ю.
Современный рынок велосипедов достаточно велик - каждая марка и класс имеют огромный модельный ряд. Однако активным городским жителям, дачникам и велотуристам есть о чем мечтать. Существующие велосипеды не предназначены для транспортировки больших грузов. Цель дизайн-проекта - улучшить художественные и функциональные характеристики велосипеда для свободного передвижения как в городе, так и на местности с умеренно сложным рельефом с возможностью транспортировки грузов до 50 кг.
Для равномерного распределения массы снаряженного велосипеда и увеличения устойчивости было решено оставить неизменным взаимоположение ключевых деталей и устройств на раме, но изменить геометрию последней. Увеличение общей длины рамы за счет трансформации заднего треугольника и выноса колеса дает возможность сместить груз вперёд, ближе к подседельному штырю. Высота рамы от земли соответствует длине ног 5-го перцентиля. Напряженные дугообразные линии рамы не только придают жесткость конструкции, но и, в контрасте с зигзагообразной формой рулевой колонки и переднего амортизатора, создают образ динамичного и в то же время надежного, прочного устройства. Цветовое решение с акцентом на рулевую колонку и на боковины покрышек яркого цвета при монохромной графике на раме выделяет велосипед на фоне любого пейзажа и увеличивает пассивную безопасность транспортного средства.
2007 год
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ТРАМВАЯ
Руководитель: старший преподаватель М. Ю. Ларкин
Дипломник: М. А. Багин
Цель данного проекта - спроектировать трамвайный состав повышенной функциональности, из трех вагонов с шестью осями, с учетом всех современных требований. За прототип принят отечественный проект ПТВ-2000, конструктивная схема которого считается оптимальной.
Решалась задача обеспечить комфорт для людей с физическими ограничениями: садиться и выходить без участия остальных пассажиров и комфортно чувствовать себя в поездке, в том числе и в час пик. В конструкции была предусмотрена передняя широкая дверь с выдвижным пандусом, управляемым кнопкой на двери, специальное место для инвалидной коляски в салоне, оснащенное ремнями безопасности.
Особое внимание было уделено проработке оптимальной схемы салона. Будущее трамвая - это не увеличение габаритных размеров кузова, а рациональная организация пространства. Внутреннее пространство салона трансформируемое. Можно увеличить вместительность с соответственным снижением комфортности в часы пик (больше стоячих мест и меньше сидячих) или уменьшить вместительность и увеличить комфортабельность в спокойное время. То же при выходе состава на маршруты с разными пассажиропотоками.
В проект также было включено создание систем безопасности. Были предусмотрены средства как пассивной защиты пассажиров и водителя (знаки-предупреждения, световые подсказки), так и средства динамической защиты (подушки безопасности, как перегораживающие салон в случае аварийного торможения, так и фиксирующие неосторожного пешехода, оберегая его от травм, деформируемые поручни и т.д.). Также в конструкцию трамвая было внесено несколько технических усовершенствований: информационные экраны, световые датчики помех в дверях, видеокамеры для обзора салона и дверей и т. п.
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОЛЕВЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ
А. С. Гордеева
Руководитель: доц. В.П. Смирнов
Нефтяники, газовики, геологи чаще всего работают вахтовым методом в сложных климатических условиях. Вахтовый сменный персонал должен проживать в специально подготовленных поселках. Существующие комплексы не отвечают требованиям современной жизнедеятельности. Назрела острая необходимость обеспечить работников наилучшими условиями для эффективной работы и отдыха в полевых условиях. Это и есть цель дизайн-проекта.
Основная задача дизайн-проекта - создание среды обитания, обеспечивающей удовлетворение гигиенических и психофизических потребностей человека, а также учет пространственно-антропометрических параметров.
Стационарно спланированные фургоны имеют единые габариты, не всегда удобные при транспортировке и в эксплуатации. Проектом предлагает решение: мобильная жилая ячейка, в которой учтены все основные потребности при эксплуатации в данной ситуации, и пространство которой обладает необходимыми и достаточными габаритами. Вахтовый персонал может не только жить, но и работать в экстремальных условиях, для этого в ячейке создана благоприятная микросреда с защитой от внешних воздействий, а также имеется все необходимое оборудование. Пространство ячейки увеличивается за счет раздвижения стен на шарнирах с помощью гидравлики. Достоинство проекта - в решении структуры трансформируемой жилой ячейки, которая может существовать автономно или служить модулем для строительства целого комплекса.
Габариты ячейки позволяют транспортировать ее по железной дороге, автотранспортом, речным, воздушным путем. Решение внешнего и внутреннего оформления жилой ячейки гармонично, все построено логично. Планировка выбрана с учетом всех функциональных, эргономических, эстетических требований, тем самым решает вопросы организации питания, работы, отдыха, досуга, медицинского, культурного обслуживания проживающих.
При изучении аналогов было обнаружено, что прототипов не имеется, тем самым обеспечены новизна и оригинальность проекта.
Проект предполагает применение современных материалов: в облицовке применен гофрированный прокат, в интерьере - современные отделочные материалы: искусственная кожа, деревянный массив в мебели и т.д.
Комплекс имеет возможность модернизации; представляется возможным использовать комплекс не только на земле, но и на плавучих средствах.
ВЕЛОМОБИЛЬ
Дипломница: А. С. Корякина
Рук. ст. преп. М.Ю. Ларкин
Экологичность, экономичность и удобство - главные требования к автомобилю будущего. В данном проекте исследовались функциональные и культурные возможности веломобиля. Предлагается веломобиль для прогулок по исторической части города или в парке в режиме такси или на прокат. Или для проведения мероприятий, как средство произвести впечатление...
Дизайн велотакси решен в стиле «ретро», но на основе современных технологий, таких как углепластики и видеокамера заднего вида. Для удобства в эксплуатации корпус и крыша сделаны трансформируемыми. Возможность уменьшения длины корпуса почти в 2 раза при отсутствии пассажиров обеспечивает компактность при парковке и сокращение радиуса поворота, чем облегчается движение такси без пассажиров по узким улочкам и тротуарным дорожкам. Цепная передача заменена телескопическим валом и набором конических шестерен.
СНЕГОХОД УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
Дипломник: В. А. Митрошкин,
рук. ст. преп. М. Ю. Ларкин
Заказчик - пермский клуб строителей вездеходов «Норд». Проект создан с учетом конструктивных, функциональных и эстетических требований, предъявляемых при конструировании машин. В данном проекте решены все поставленные задачи, значительно улучшены возможности снегоходной техники.
Для существенного увеличения проходимости и устойчивости при похождении поворотов в основе ходовой части было решено применить две гусеницы с большой опорной площадью и две управляемые лыжи. Конструкция снегохода строится на основе сборной несущей рамы, обладающей пространственной жесткостью. Рама многофункциональна, она несет на себе агрегаты и емкости; защищает двигатель и оборудование, а также водителя и пассажира при ударах и толчках, имеет обтекаемые обводы для преодоления кустарника.
Оболочка корпуса сборно-разборная, из блоков-панелей, позволяет собирать машину необходимой комплектации для конкретных условий и поставленных задач покупателя.
Лаконичный дизайн экстерьера и интерьера машины делает ее удобной в эксплуатации и при ремонте. Панели кузова и защитная рама едины по форме и контрастны по цвету. Линии обводов кузова создают образ машины доброжелательной и надежной в эксплуатации.
МАШИНА ДЛЯ УБОРКИ ТЕРРИТОРИИ
Дипломница: О.С. Одиноких,
рук. доц. А.Ю Наместников
Одной из самых насущных и требующих скорейшего решения проблем является наведение порядка и чистоты на улицах российских городов. Здесь не обойтись без современной коммунальной техники. Проблема в том, что качество нашей техники безнадежно отстает от уровня зарубежной. Импортные же машины не приспособлены для работы на наших улицах и в нашем климате. Оптимальным выходом из ситуации является разработка новой отечественной машины на основе передовых отечественных и зарубежных технологий, адаптированной к российским условиям. Важная дизайнерская задача при этом - создать подходящий образ уборочной машины для работы рядом с пешеходами.
Маневренная, быстрая и надежная машина рассчитана на длительную непрерывную работу летом и зимой, может преодолевать подъемы до 150 и ступени высотой 150 мм.
Положительным качеством разработки является универсальность машины за счет сменности оборудования: летом - подметальные щетки и пылесос, зимой - плуг и навеска для разбрасывания анти-гололедных материалов.
Мощный измельчитель-вентилятор всасывает мусор и дробит крупные предметы (остатки упаковки, банки из-под напитков и т.д.). Измельченный мусор накапливается в бункере, откуда выгружается в стандартные контейнеры или машины для транспортировки мусора. Водяные сопла, распределенные по всей зоне подметания, обеспечивают беспыльный режим работы. Рабочая ширина 1000-1500 мм при небольших габаритах и малом диаметре поворота идеально подходит для городских условий.
Эргономичная кабина с оптимальным расположением элементов управления и контроля защищает водителя от непогоды, шума и холода зимой. C эргономической точки зрения проработаны связи «человек-машина», что обеспечивает максимальное взаимодействие. Предусмотрен легкий доступ к двигателю, рабочим органам и подъемным устройствам.
Объемно-пространственное решение отражает функциональные особенности машины. Закругленные формы кабины контрастируют с геометричными очертаниями мусоросборочного бункера и уборочного оборудования. Созданный дружелюбный образ «городского чистюли» направлен на привлечение внимания к культуре поддержания чистоты и порядка в городе.
ПРИБОР ДЛЯ РИСОВАНИЯ И ПЕЧАТИ
Дипломник: С.А. Пихтовникова
рук. ст. преп. М. Ю. Ларкин
Беспроводной инструмент для свободного рисования в диалоге с компьютером, по виртуальному эскизу, с произвольным синтезированием цвета и возможностью захвата оттенка с образца. Все движения передаются в программу сопровождения и синхронно отображаются в файле. Устройство использует струйную технологию создания цветов на листе с одновременной фиксацией в файле. Переключение цветов, добавление оттенков, а также подача дополнительных чернил может осуществляться и вручную. Предусмотрен режим захвата цвета образца, рабочего листа или специальной палитры. Рабочий цвет отображается индикатором на хвостовике ручки.
Помимо печати, рисования и эскизирования, устройство обладает возможностью сканера с функцией распознавания и перевода текстов.
За счет дополнительных насадок в компактной ручке удалось совместить большое число функций.
Картриджи находятся вне ручки в отдельном модуле: для непродолжительных работ - на предплечье, а для длительных работ - в кейсе на поясе.
Используются дополнительные чернила для расширения функций.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ
Е.А. Уварова, рук. ст. преп. Д.А. Воронов
В возрасте от 3 до 6 лет закладываются фундаментальные основы развития ребенка: знания, умения, навыки, нравственные и социальные нормы, художественный вкус к эстетичному предметно-пространственному окружению.
Цель данного проекта - путем создания комфортного рабочего места содействовать развитию его творческих способностей и дизайнерского вкуса.
Набор состоит из парты, стульчика, стола-приставки. Функциональная организация рабочего места позволяет ребёнку заниматься различными видами изобразительного творчества и познавательной деятельности: рисованием (красками, карандашами, фломастерами), лепкой из пластилина, игрой с магнитными буквами и цифрами, составлением аппликаций, арифметическим счётом. Высота стола и стула регулируются.
Форма столешницы не прямоугольная, как обычно, а усечённая. Направленные к единому центру линии её краёв символизируют стремление к развитию, накоплению знаний, занятию творчеством. Скомпонованные в различных комбинациях парты также вызывают определённые ассоциации (если, к примеру, столы располагаются кругом, то создаётся образ большого яркого солнышка). Съёмный планшет фиксируется в трёх различных положениях, что позволяет расширить диапазон занятий. С одной стороны планшета - магнитная доска, на которой ребёнок может рисовать фломастерами и играть с магнитными буквами и цифрами. С другой его стороны - поверхность с крепежами для бумаги, которая в горизонтальном положении находится вровень со столешницей и может быть использована как поверхность для лепки, рисования, составления аппликаций и других занятий. Съёмные лотки для канцелярских принадлежностей и рабочих материалов можно менять местами для удобной организации занятия. Выдвижные ёмкости для хранения бумаги и утилизации мусора встроены в опоры стола. Круглый стол-приставка служит для демонстрации материалов, детских поделок.
Простота и ясность крепежей и захватов позволяет ребёнку самому регулировать трансформирующиеся части и доставать съёмные детали.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ
Дипломник: В. С. Худяков
Руководитель: Наместников А. Ю.
Целью данного проекта было обеспечить инвалида-колясочника транспортным средством, способным доставить его на расстояние 200 км без помощи других. Главная задача проекта: обеспечить въезд-выезд из салона этого специального автомобиля и нахождение внутри него на коляске, дать возможность управлять машиной или самому инвалиду, или его попутчику. К тому же, необходимо было обеспечить инвалиду удобство обзора и управления, погрузки-выгрузки багажа, заправки горючим. И, конечно, найти для такого автомобиля приличную форму, пригодную для промышленного производства. С учетом прогноза развития автомобильной техники, было решено взять за основу не бензиновый, а электрический привод с зарядкой аккумуляторов в гараже и с электродвигателем при каждом колесе.
Левая половина салона предназначена для инвалида на коляске и имеет одну широкую дверь. Для его въезда и выезда устроена платформа с электроприводом, которая опускается на уровень тротуара. Колеса коляски фиксируются на платформе полуавтоматическими зажимами. Местоположение руля и приборов, функциональные размеры салона рассчитаны на все известные модели колясок и размеры человека от 5-го до 95-го перцентиля. Правая половина салона вмещает два кресла и имеет две двери; сиденья кресел высокие, как сиденье коляски. Предусмотрена возможность, в случае необходимости, быстро переставить рулевое управление слева направо.
Чтобы вместить человека на коляске, автомобиль пришлось сделать весьма высоким при небольшой длине и обычной ширине. Для гармонизации видимых пропорций дизайнер прибегнул к композиционным средствам пластической проработки поверхностей и увязки формообразующих линий стоек, фар, остекления. Проект претендует на конкурентоспособность среди не только российских моделей, но и зарубежных разработок, потому что может доставлять инвалида куда ему нужно вместе с коляской.
Пермский государственный технический университет
Специальность 070601 (052400) «Дизайн»,
квалификация «дизайнер (промышленный дизайн)», дневное отделение
Руководители и темы дипломных проектов 2007 г.
Руководитель Басов А.В., ст. преподаватель:
1. Гагарина О.А. - Катамаран прогулочный;
2. Смородинова Е.Г. - Интерьер и оборудование учреждения дошкольного образования.
Руководитель Воронов Д.А., ст. преподаватель:
1. Бармина Л.Н. - Фирменный стиль кафедры дизайна ПГТУ;
2. Вавщук Я.С. - Интерьер и оборудование дизайн-студии;
3. Уварова Е.А. - Дидактическое оборудование для детей от 3 до 6 лет.
Руководитель Жуковский А.А., канд. арх., доцент:
1. Морозова С.Г. - Интерьер и оборудование спортивного комплекса.
Руководитель Кобелев Г.В., ст. преподаватель:
1. Бражкина Н.Л. - Рабочее место школьника;
2. Коротаева Е.Ю. - Скутер курьерский;
3. Язева К.Э. - Интерьер дома на колёсах.
Руководитель Коротких О.А., ассистент:
1. Воронцов В.А. - Скоростной катер;
2. Кондрашкова И.В. - Территория базы отдыха;
3. Липова В.В. - Игра «Детский конструктор»;
4. Мышкина М.Г. - Интерьер и оборудование квартиры для молодой семьи.
Руководитель Ларкин М.Ю., ст.преподаватель:
1. Багин М.А. - Подвижной состав трамвая;
2. Корякина А.С. - Веломобиль;
3. Митрошкин В.А. - Снегоход универсальный;
4. Пихтовникова С.А. - Прибор для рисования и печати.
Руководитель Юрчатов Ю.М., доцент:
1. Медведевских И.А. - Интерьер фойе Пермского академического театра драмы;
2. Позднякова Н.А. - Выставочное пространство в Пермском театре оперы и балета;
3. Пупырева И.С. - Система остановочных комплексов;
4. Вотякова Е.Д. - Экстерьер коттеджа с разработкой территории.
Руководитель Фатыхов А.Н., ассистент:
1. Буркова Е.В. - Спортивная база;
2. Внутских М.А. - Концептуальное решение эспланады в г. Перми;
3. Редреева О.В. - Интерьер и оборудование коридора ПГТУ.
Руководитель Смирнов В.П., доцент:
1. Гордеева А.С. - Мобильный комплекс для полевых научных работ;
2. Кренева М.К. - Водное такси;
3. Мальцева А.Ю. - Палатка автотуристов;
4. Кузьминых Е.В. - Водный велосипед.
Руководитель Мухайлов Р.Ф., доцент:
1. Долгих К.В. - Двухместный городской электромобиль;
2. Заморина К.В. - Дизайн архитектурной среды кинотеатра «Кристалл».
Руководитель Наместников А.Ю., доцент кафедры ДГНГ (в счёт кафедральной нагрузки):
1. Климова Ю.В. - Фирменный стиль кафедры дизайна ПГТУ;
2. Мельчакова Ю.В. - Снегоход спортивный;
3. Худяков В.С. - Автомобиль для инвалидов-колясочников;
4. Одиноких О.С. - Машина для уборки территории.
Руководитель Лемехов Л.И., доцент кафедры ДГНГ:
1. Бергман К.В. - Интерьер архитектурного бюро;
2. Кузьмин П.А. - Экспозиция «Арт-Пермь 2008»;
3. Райхер И.А. - Фирменный стиль салона-магазина «Смэш»;
4. Шубенцев С.А. - Журнал «Пермский период».
Алексей Юрьевич Наместников
Доцент, Зам. зав. Кафедрой дизайна, графики и начертательной геометрии ПермГТУ
Специально для Designet.ru
Больше информации о университете ПермГТУ можно найти здесь.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать