Мультимедиа-презентации на CD становятся нормой жизни.
Практически везде, даже если что-то сделано вживую, то потом обязательно обработано в «ящике». Или сразу нарисовано с помощью дигитайзера. А после качественно распечатано на широкоформатном струйнике. Стандарт, однако.
Макетная техника тоже продвинулась вперед, хотя разброс по качеству изготовления был очень большой. Методики и технологии есть, но сказывается отсутствие необходимой производственной базы и высокая цена фирменных материалов. Современное прототипирование пока остается только в планах на будущее.
Есть еще одна часть диплома, наименее зрелищная, на которую даже комиссия обращает не очень-то много внимания – лишь бы была в наличии. Речь идет о пояснительных записках. Из чистого любопытства мы решили полистать те из них, что относились к понравившимся проектам. И были приятно удивлены качественным подбором и анализом аналогов по выбранной теме. Представлены десятки концептов и серийных промобразцов, выкопанных из книг, периодики и неизвестных сетевых глубин. То, что раньше делалось больше для протокола, теперь реально заработало благодаря интернету – лучшие студенческие проекты делаются с учетом актуального, самого свежего контекста.
Живые и мертвые
В итоге, после сравнения лидеров с аутсайдерами вывод прост: основной причиной проколов становятся не отсутствие таланта или старания (с этим, похоже, все в порядке), а банальная неинформированность, «ненасмотренность», что в наше время выглядит уже абсурдно. Например, дипломница проектирует домашние светильники и, как выясняется после вопроса председателя комиссии, не владеет полной информацией об ассортименте современных люминисцентных источников света.
Получается, что одни студенты (пока еще меньшинство) активно смотрят и читают правильные книги и журналы, копают каталоги и источники в сети, оттачивают подачу проектов и самих себя, соревнуются друг с другом, участвуют в конкурсах, устраивают собственные выставки… А другие в гордом одиночестве старательно кропают что-то на коленке… И закономерно проигрывают первым.
Импровизированная выставка в холле, на первом этаже института. Работы друзей-старшекурсников, фанатов автомобильного дизайна. Все просто: захотели, собрались вместе – и сделали. Справа – BulletCar Андрея Басманова.
Еще один проект с выставки, сделанный для конкурса Nagoya DesignDo!
Автор – Артем Неретин.
Все течет, все изменяется
Уральская школа дизайна долгое время находилась как бы в тени московской и питерской. А в последние годы почти отсутствовала в информационном пространстве, изредка упоминаясь лишь как alma mater звезд свердловского рока :-). Многие даже не знали о ее существовании. И совершенно напрасно.
Заметно, что школа явно меняется в лучшую сторону. Начать хотя бы с внешних признаков: полным ходом идет ремонт, не делавшийся лет 15. Засиженные мухами планшеты той же давности уходят в запасники. На первом этаже наконец-то появился интернет-салон, активно заселенный студентами… Похоже, что введение частично платного обучения изменило финансовое состояние института в лучшую сторону (на одни лишь бюджетные деньги можно только потихоньку загибаться).
Еще интереснее внутренние изменения. В институт снова пришли и развернули активную преподавательскую и организаторскую деятельность практикующие дизайнеры, которым есть что сказать, чьи проекты востребованы на сегодняшнем рынке. Устанавливаются международные связи, учебные планы приближаются к западным стандартам, организуются филиалы по стране… И главное – здесь чувствуется позитивное настроение.
Сегодня Уральская Архитектурно-художественная академия в Екатеринбурге – одно из лучших в нашей стране мест, где можно получить настоящее дизайнерское образование. Под привычным словом «получить» стоит иметь в виду «взять», потому что учишься все равно сам. Как и везде :-)
материал подготовили:
Владимир Самойлов
Александр Матвеев
P.S. Благодарим Виктора Брагина, доцента Кафедры Индустриального дизайна УралГАХА, за активное содействие появлению на свет этой публикации.
Уральское DegreeShow 2002, часть 1
Уральское DegreeShow 2002, часть 2