«5+» или выставка лучших дипломных проектов факультета «Дизайн» Санкт-Петербургской государственной Художественно-Промышленной Академии.
Good boys go to heaven, bad boys go wherever they want.
Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что хорошие дипломные проекты отправляются куда угодно, а вот самые лучшие попадают на выставки... Первая из них – «Модулор» – довольно серьезная и вышедшая в 2001 году на площадку Центрального Выставочного Зала «Манеж». Вторая выставка – более камерная, что называется «для своих», проходит в залах питерского Союза Дизайнеров на Мойке.
Эти выставки каждый год являются как поощрением лучших дипломных проектов преподавателями Мухи, так и признанием профессионализма выпускников Союзом Дизайнеров. Происходит своеобразный переход из ученичества в цех. С одной стороны, работы выставляются еще студенческие, с другой – выставки уже профессиональные и проходят вне стен «Альма-Матер».
В прошлом году был «Модулор», а в этом году каждая из пяти кафедр факультета «Дизайн» представила лучшие дипломные проекты на выставке «5+». Теперь все по порядку: какие кафедры входят в состав факультета и чем каждая из них занимается.
Кафедра Дизайна
Скорее надо было назвать ее кафедрой «промышленного дизайна» – ей начинается и ей же заканчивается питерское промдизайнерское образование. Помню, когда я решал «куда пойти учиться» (собственно, проблема выбора заключалась в том, в дверь какой из кафедр дизайнерского факультета постучаться), пример экзаменационного задания этой кафедры испугал меня не на шутку. Таким знанием техники, и умением ее рисовать, которое требуется от абитуриентов, я не обладал... не думаю, что обладаю и сейчас...
Собственно, в течение всех шести лет, проведенных в Мухе, меня поражало, как правильно заточены руки у ребят с «Дизайна». Традиционно сильной стороной этой кафедры было и остается макетирование и моделирование. С первого курса они что-то клеили, точили, формовали в гипсе, лепили из пластилина, резали из пластика, гнули на раскаленной струне и делали еще много того, чему и названия я не знаю... Результатом всегда становились совершенные макеты.
Учитывая то, что материально-техническая база как тогда так и сейчас, увы, далека от совершенства, остается только удивляться, как можно выдавать такой качественный результат. Подача проекта всегда состоит из двух частей – макет и планшеты. И, к сожалению, планшеты, за редким исключением, заметно проигрывают. Это и понятно, ведь основное внимание уделяется проектной части, а графическая часть делаются в дополнение и, я подозреваю, в самый последний момент...
Подтверждением этому служит выставленный в залах Союза дипломный проект Дениса Свистулина (руководитель: доцент А. А. Никитин.) Тема проекта: «Робот-диагност». Название мало что говорит даже подготовленному зрителю. И по планшетам с первого взгляда неясно назначение этой машины. На самом деле речь идет о роботе для диагностики состояния зданий и сооружений. Робот, во время проведения работ, «присасывается» к стене двумя «руками».
Мое непосвященное убеждение в том, что это проект совершенно нежизнеспособный, было развеяно Денисом. Он рассказал, что много консультировался со специалистами и что робот вполне может функционировать, как задумывалось... А вообще, Денис Свистулин уже не первый раз выставляется вне стен Академии. В прошлом году, например, его курсовая работа взяла серебро на «Модулоре».
Сейчас Денис работает в отделе дизайна Балтийской Химической Компании. Судя по сайту компании, работать ему приходится, мягко говоря, не над самыми интересными проектами...
Кафедра Графического Дизайна
Также одна из старейших кафедр факультета. У ее истоков стоял Василий Сергеевич Муравьев, до сих пор возглавляющий кафедру. Именно она послужила стартовой площадкой для рекламной группы «GRADI», сейчас одной из самых крупных в Петербурге.
В этом году лучшим дипломом кафедры стал проект с длинным названием: «Графическое обеспечение научно-практической конференции: «Визуализация философско-эстетических понятий дуализма» Светланы Григорьевой (руководитель: ст. преподаватель А. А. Васильев).
Надо обладать достаточной смелостью, чтобы браться на дипломе за такую тему – философская составляющая едва ли не доминирует над графическим воплощением. Сквозной идеей серии графических листов стало развитие человека от рождения к смерти и формирование его материально-духовного окружения. (судя по названию – тоска зеленая! Интересно, а живьем как это? – прим. dn)
Кафедра Программного Дизайна
Она выставила проект Любови Литвиновой «Фирменный стиль временных выставок факультета «Дизайн», выполненный под руководством преподавателя К. В. Ракитина.
Сам проект замечательный – яркий и радостный. Он сразу обращает на себя внимание, и было бы здорово, если бы факультет впоследствии стал его реально использовать. А то сейчас получается сапожник без сапог. Выставок, в которых участвуют работы студентов факультета, множество, а вот единой стилистики презентации до сих пор нет. Из удачного опыта могу припомнить, что в прошлом году к 125-летию Академии был выпущен хороший каталог. Хотя у меня давно была написана статья «Взаимоотношения Мухи и Паутины», где я разводил руками по поводу отсутствия у Мухи своего сайта, но с тех пор так ничего и не изменилось.
Как в отношении сайта, так и в отношении комплексной разработки стиля Академии. А давно пора бы... (Нормального фирменного стиля института, как учебного заведения, нам тоже видеть не приходилось в России ни разу. – прим.designet) Тут даже мой оптимизм приходится поубавить – ну не двигается ничего дальше проектной части. А проектов по разработке стиля Академии, уверен, будет еще множество – благодатная тема и для диплома и для курсовой работы.
А в том, что касается самой кафедры «Программного дизайна», то я так толком и не понимаю на какую сферу дизайна делается акцент в образовательном процессе. Изначально в концепции кафедры, насколько я знаю, была заложена идея подготовки специалистов в области теории и педагогики дизайна. Но воплощение этой идеи так и не видать. Я не раз за время учебы присутствовал на семестровых обходах и всегда кафедра Програмного Дизайна, как мне казалось, находилась в какой-то нерешительности, касательно выбора своего пути.
Задания пересекались то с темами кафедры «Графического Дизайна», то с темами «средовиков», то вообще уходили куда-то в сторону концептуальных выставочных объектов и инсталляций. Семестровые выставки «програмников», когда они работали именно в области арт-дизайна, всегда были интересны – и игра со светом, и занятные творческие идеи, и работа с разными материалами – все это было и есть в работах студентов. Только это идет как-то в разрез с основополагающей идеей Утилитарности (с большой буквы), Практичности дизайна, и уходит в сторону типичного художнического подхода «я так вижу».
Кафедра Коммуникативного Дизайна
Вначале небольшое лирическое отступление. В прошлом году я сам защищался на этой кафедре (тогда она еще называлась «Информационный дизайн»). Мне она действительно дала очень многое и я всегда с удовольствием захожу повидаться с преподавателями.. А вот смена имени кафедры – извините, не согласен!
Название «Информ-дизайн» к ней приросло, хотя тоже было не самым удачным вариантом. При контактах всегда приходилось расшифровывать, чем мы там занимаемся. А иноязычным собеседникам я всегда переводил название, как «Communications Design» – тут вопросов никогда не возникало – это общепринятое название кафедр подобной направленности во всем мире. Кое-где еще прибавляется словечко «Visual», но в большинстве случаев оно выпадает из обихода за очевидностью. Вот бы и переименовать кафедру в «Коммуникационный дизайн» и все стало бы на свои места.
«Коммуникационный» и «коммуникативный» – отнюдь не синонимы, и, если первое идеально отображает специфику образовательного процесса на кафедре, то второе вносит в название неясность... Что этим хотели сказать? «Коммуникативный» предполагает причастность к общению между людьми. Это, безусловно, неплохое качество, но к дизайну имеет весьма посредственное отношение.
Получается, что на вопрос: «Какую кафедру ты закончил?» – я могу спокойно отвечать: «Я защищался на кафедре «Общительного дизайна»... Хороший такой дизайн, общительный... поговорить любит... Я допускаю, что неправ – все-таки язык я знаю не настолько хорошо... Но мне кажется, что дело обстоит именно так.
Но, вернемся к обзору экспозиции. От лица нашей кафедры выставлялся Митя Никифоров. В этом году был сделан большой акцент на грядущее трехсотлетие города, чему и был посвящен этот проект. Тема: «Информационно-рекламное обеспечение концепции светового оформления исторической части города к 300-летию». Руководитель: профессор Владислав Михайлович Федосеев (год назад он и меня вывел на отличную защиту).
В середине девяностых проекты кафедр Информ-дизайна и Графического дизайна часто пересекались по темам и технологиям, но сейчас намечается явное различие. Коммуникативный (экс-информационный) дизайн все больше уходит в сферу мультимедиа. С каждым годом все больше дипломов либо включают в себя, либо целиком строятся на основе динамичного визуального ряда, будь то трехмерная или плоская анимация, видео-клип, или небольшой фильм. Так, по-моему и должно быть.
Эта область дизайна чрезвычайно востребована и востребованность ее будет с каждым годом только расти. Данный дипломный проект включает в себя видео-клип, посмотреть который на выставке было, к сожалению нельзя – ни монитор, ни телевизор оставлять в выставочном зале никто не хотел... Так что представлен проект был только планшетами и раскадровкой клипа.
Кафедра Средового Дизайна
На первом курсе ходила такая хохма: «Эх, хорошо на средовом дизайне – только по средам учиться надо». Но и «средовики» вкалывали денно и нощно, не считаясь с выходными и праздниками. Их семестровые и дипломные работы всегда были довольно масштабны, и унести проект домой было едва ли возможно – так и жили они перед подачей неделями в мухинских мастерских. И еще тащили к себе в мастерские всякие «артефакты» – то, все в паутине трещин, выгнутое стекло телефонной будки, то какая-нибудь ржавая железяка, то старый гвоздь, то еще что-нибудь ценное. Разбор завалов в мастерских средового дизайна всегда напоминал археологические раскопки – чего там только не было! Например, у меня в мастерской отлично прижилась люстра, у которой основной декоративный компонент мы нашли на какой-то помойке. Такого рода «found objects» почти на каждой подаче находили себе место в семестровых проектах «средовиков».
Диплом, представленный на выставке совсем иного рода – это работа Даниила Клечковского, под руководством профессора В. К. Стрельцовой: «Новые технологии и методы в эксподизайне. Автошоу «Концепт-автомобиля».
Хай-тек в полный рост! Макет зрительно эффектен и очень качественно выполнен, вот только не уверен в его практической воплотимости и конструкторской проработке. В отличие от творческой стороны, практическая часть архитектуры – расчеты конструкций, сопромат, технологии материалов никогда не были сильной стороной студентов-средовиков. Может быть, конечно, в этом и есть определенная «правильность» – мол, дизайнер должен заниматься «придумыванием идей», а техническая сторона воплощения не должна его касаться... Вот, я в этом не уверен. Не знаю, не знаю... Хотя, может быть этот проект и просчитан до последнего винтика. Ну, по крайней мере, с точки зрения дизайна тут все в порядке.
Вот так представил себя в этом году наш дизайнерский факультет. Выставка получилась очень камерная и располагающая к разглядыванию. Особенно полезна абитуриентам накануне вступительных экзаменов – все проекты достаточно характерны для своих кафедр и дают возможность представить то, чем предстоит заниматься в случае успешного поступления.
Митя Харшак
http://www.addesign.ru