Как-то так получалось в предыдущие годы, что на защиты дипломов в Строгановке нам попасть не удавалось По простой причине: никто не приглашал. В результате о прошедшем событии мы узнавали постфактум и через третьи руки. Но в этом году дело сдвинулось с мертвой точки: в наш почтовый ящик упало приглашение от Владимира Музыченко - зав. Кафедрой коммуникативного дизайна.
Мы быстро собрались, и следующим утром уже входили в легендарную школу. Горы снега на газонах и "Мерседесы", стоящие прямо в грязных лужах перед входом напомнили нам, что школа находится в России. В холле института стоял качественный плакат с расписанием всех защит. Ага, завтра - промдизайн, а послезавтра - транспорт, идем обязательно! Интерьеры и реставрация мебели нас мало интересовали.
Защиты графиков
Описание проезда и прохода было точным, и вот мы входим в уютный колонный зал, где проходят защиты. Плотные группы тусующегося народа - графика по популярности далеко опережает транспортный, и тем более, промышленный дизайн. Интересно наблюдать за волнениями красивых и ухоженных мам, наблюдающими за защитами своих удачно пристроенных дочек. Чувствуется, что графика нынче в моде.
Проекты приятно порадовали хорошим средним уровнем, и даже выше. За многими из развешенных на стенах работ чувствовался реальный заказчик - крепко и грамотно. Однако, встреченный в метро Андрей Логвин, побывавший на защитах ранее, сказал: "На мой взгляд, проекты скучны - это же школа, когда ж еще отрываться, если не на дипломе?"
Среди сидящих за длинным столом членов ГЭКа мы заметили много известных лиц - Борис Трофимов, Валерий Акопов, Анатолий Гусев. Незаметно подошел Сергей Иванович Серов, и, презентовав пару форм-заявок на "Золотую пчелу", рассказал много интересного про историю кафедры.
На снимке вверху - очередной проект официального сайта Строгановки - реального в сети как не было, так и нет. На реализованный в инициативном порядке дипломный проект предыдущего года вы можете взглянуть по адресу www.stroganovka.ru
Резюме: Строгановка - конечно не ВАШГД с их отвязно-концептуальными проектами, но все же годы за плечами чувствуются - выпускает хороших, крепких и грамотных графиков. Плюс диплом с именем известной и престижной школы.
Защиты промдизайнеров
С особым чувством мы шли на защиты промышленных дизайнеров. Время их проведения каждый год было тайной за семью печатями, и очень хотелось установить контакт. А то как-то почти не слышно строгановских промдизайнеров. Даже странно... Что же происходит за этими пафосными стенами?
Вам хватит смелости посадить ребенка за такой столик?
Картина, представшая нашему взору, сразила наповал. Что-то подобное мы уже видели - да, точно! Во время обучения в Свердловском архитектурном нас водили в метод-кабинет и показывали работы прошлых лет, годов этак конца семидесятых - начала восьмидесятых. На защите в колонном зале Строгановки мы увидели троечный уровень одна тысяча девятьсот... 83-го года. Полный нафталин!
Просмотрев все выставленные работы, мы пришли в ужас: и это - известнейшая российская школа с более чем столетней историей?! Дипломные работы были больше похожи на проекты второго-третьего курса - такие же беспомощные в подаче и несостоятельные в идеях. На общем фоне немного выделялся "Комплект оборудования домашнего кинотеатра "Polar" - в основном качеством макета.
Порадовал единственный проект - "Переносной комплект оборудования для горноспасателей" (автор - Мария Качанова). Рюкзак, надетый на крепкого парня в сапогах и куртке, был в два раза больше хрупкой девушки-дипломницы. При этом проект представлял собой реальный образец и отличался тщательной, детальной проработкой - автор знает тему не понаслышке. Отсюда и результат.
На фото вверху - проект гинекологического кресла. Девушки, вам не страшно?
Итог - полное разочарование в Строгановской кафедре промышленного дизайна. Категорически не советуем идти туда учиться, пока ситуация не изменится в лучшую сторону. В кулуарах нам сказали, что такое плачевное положение дел связано с отсутствием новых, реально практикующих преподавателей, а продвинутые транспортные дизайнеры вообще считают за наказание спускаться на пару этажей ниже (к промникам)...
Находясь в легком шоке, мы зашли на кафедру транспортного дизайна к Никите Розанову, передав ему от Пирожкова большой привет и ценнейший набор эллипсов для рисования колес (эксклюзивный и неоценимый подарок - у нас таких не достать, это даже не маркеры).
Никита Евгеньевич рассказал нам о своих дипломниках, о том, что кафедра принципиально набирает мало студентов (в этом году выпускает 5 человек) и на диплом делает только реальные заказные работы. Особенно подчеркнул, что кафедра не автомобильного, а транспортного (transportation) дизайна, что позволяет шире разрабатывать тему - тут тебе и скутеры, и шахтные грузовики, катера, самолеты, мини-автомобили...
Транспортный дизайн
В начале следующего дня защищались не отстрелявшиеся ранее промдизайнеры (такой же ужас, как и накануне). И лишь после пошли защиты дипломов у транспортников, которые мы с особым интересом наблюдали.
Первое удивление: из пяти дипломников трое - девушки. Непривычно для транспортников. Хотя, по словам Никиты Розанова, дамы на этой кафедре часто занимаются проектами, связанными с одеждой и аксессуарами специально для транспортных средств. Еще один удивительный факт: две дипломницы перевелись когда-то с графики, а один молодой человек - со "стекла".
На этот раз два диплома были по заданию итальянской фирмы Engines Engineering, с которой кафедра сотрудничает уже много лет. Первый - модернизация скутера "Madison" (кстати, предыдущую, первую модель делал тоже выпускник Строгановки, она получила множество международных наград). Непривычная для учебной работы ситуация зажатости в жесткие рамки ТЗ не стала помехой для интересного и очень современного решения. Серьезный уровень проработки, продемонстрированный в этом проекте, позволяет надеяться, что реальный скутер будет бегать по дорогам именно в таком виде. Или очень близком.
Следующий проект - набор аксессуаров для существующего "Madison-1". Как сказал Розанов, впервые в мировой практике стилистический ключ от транспортного средства транслирован на все аксессуары (шлем, набор сумок и пр.) - обычно эти наборы имеют самостоятельную стилистику.
Присутствовал также традиционный для кафедры проект "Универсальное транспортное средство" на базе мотоколяски (интерьер и экстерьер - два диплома). И шахтный самосвал - длинная узкая машина, которую никто не увидит, когда она будет ездить по глубоким тоннелям.
Уровень подачи говорил о том, что студенты не только в курсе принятых в мире стандартов подачи, но и владеют этой культурой - смотреть было приятно и интересно. Людей на защитах присутствовало немного, пафоса тоже не наблюдалось. Все было спокойно и по-деловому, как у настоящих профессионалов.
Хотя, на наш взгляд, событие все-таки заслуживало присутствия хотя бы некоторого количества журналистов и телевизионщиков - налицо заслуженный информационный повод. Западные школы не упускают такого случая, а мы чем хуже?
Резюме для тех, кто хочет научиться проектировать средства транспорта: Строгановка - то, что нужно. К диплому будете работать с реальными клиентами, в том числе зарубежными. Жаль, набор небольшой, но, с другой стороны, это гарантирует качество - обучение практически индивидуальное...
Москва, Строгановка, 24-25-26 марта 2004
На защитах побывали и заглянули правде в глаза:
Владимир Самойлов и Александр Матвеев