Часть 1: В редакцию пришло письмо...
В средине ноября раздался… имейл. Британский совет деликатно спрашивал, не будет ли у Дизайнета возможности представлять Москву как Design City на каком-то мероприятии в Лондонском Музе Дизайна. Организатор оплачивал перелет и проживание, так что отказаться было сложно. Вскоре выяснилось, что этим мероприятием будет встреча, на которой будет решено, какой город дополнит выставку "Design Cities", постоянно расквартированную в Музее Дизайна.
У меня в рукаве было два туза: открытая виза (я тогда как раз вернулся с Альбиона) и знание языка. Так что вопрос «кто полетит?» стоял недолго. С другой стороны, организаторы жаждали видеть Володю или Сашу, и уж никак не ожидали, что им предъявят меня. Они для начала предложили выслать резюме, потом долго мялись, мотивируя необходимостью обсудить с коллегами. Нам все это надоело и мы подключили тяжелую артилерию в лице журналистки Киоко из японского Axis, которой мы помогли со статьей про российских дизайнеров в октябре (см сканы тут). Один ее звонок в Бритсовет - и меня признали за своего.
Времени на презентацию оставалось меньше месяца, и вся команда Designet с ходу села за поиск материала. Задача стояла такая: раз музею нужно дополнить существующую экспозицию, в которую включены самые значимые объекты дизайна за последние лет 140, то, по идее, суть представления должна сводиться к показу best of из России. Промышленный дизайн, графика, мода, архитектура – все это должно было войти в итоговую подборку. Джордж из Британского совета тут же поправил: их интересуют также политическая составляющая, экономическая ситуация и социальный расклад. Картинками не отделаешься. =) Поскольку речь шла о Design City, тот тут же встала проблема выбора кандидата от нас. И выбор пал на нерезиновую: ну где еще в России найдешь много всякого приличного дизайна сразу?
Тем временем, детали уточнялись. Кроме России на место в залах претендовали соседи по БРИК: Бразилия с Сан-Пауло, Китай с Пекином и Индия с Бангалором.
От Сан-Пауло выступал «второй человек после Оскара Нимайера», Руй Отаке (Ruy Othake) - уважаемый архитектор, светило бразильского зодчества.
От Пекина – Оуи Нинг (Ou Ning), графический дизайнер, журналист и куратор, под чьим началом пройдет Шеньженьская биеннале архитектуры и средового дизайна.
От Бангалора – профессор Эмпи Раджан (MP Rajan). Юрий Долматовский, Вера Мухина и всё ВНИИТЭ индийского дизайна в одном лице.
Так что кандидатура 24-летнего-непонятно-кого из Москвы смотрелась в таком ряду весьма, гхм, необычно.
Кстати, на вопрос, почему выбор в подготовке презентации пал на Designet (наверняка, есть не менее подходящие организации!), сотрудник БритСовета ответил просто - Вас нам посоветовали такие-то люди. Из которых мы лично не знаем ни-ко-го. Страно, но тем не менее, мы все ощутили, как на наши плечи мягко опустился груз ответствености. Отступать некуда.
Часть 2. Подготовка
Первым делом мы стали искать тех, кто мог бы нам помочь с подбором материала. Так что, пользуясь случаем, хочется еще раз поблагодарить редакцию журнала Интерьер+Дизайн, взявших на себя груз проблем, связанных с поиском архитекторов, портал Lookatme, помогавший с модой, и, конечно, дизайн бюро Proekt, не только поддержавших нас с составлением презентации, но и взявших на себя верстку материала в условиях сверхжесткого тайминга – почти 100 листов были подготовлены и отредактированы меньше чем за неделю! Тут нельзя не упомянуть Юру Гордона, предоставившего для проекта бесплатно под лицензию типа "честное слово" разработаную им гарнитуру Antiquasi.
В результате внутреннего отбора и внешних консультаций на руках у нас оказалась база из нескольких десятков студий и персон - жесткий диск распухал от поступающих изображений. Кому-то позвонили, с кем-то встретились, кому-то отписали. Оказалось, не все были готовы к такому развитию событий: кто-то не ответил, кто-то дотянул с высылкой картинок до дня презентации. Но, в большинстве своем, пиарщики оказались людьми приятными и адекватными. Так что где-то за неделю до показа материал был на 90% в сборе - остальное донесли по ходу верстки.
В итоге, за день до вылета, у меня на флешке материализовался 100 мегабайтный пауэрпоинтовский файл. Оставалось найти приличные вещи (кто меня знает, тот поймет, каких трудов это стоило =) и немного выспаться. На этом суета закончилась, и, в принципе, можно было расслабиться и получать удовольствие.
Часть 3. Битва слонов и китов
По прилету меня ждал водитель с чеком на карманные расходы, так что настроение мое незамедлительно улучшилось. От отеля я заблаговременно отказался, в Лондоне мне есть у кого жить.
День начался с ланча, где все и перезнакомились. Все было довольно неофициально: сидели, если, общались. Неприятно уколол один из первых же вопросов от организаторов: спрашивали по поводу летних событий в Грузии. Приехали, блин, о дизайне поговорить... Потом, уже, на разборе полетов, решили, что надо было тогда в ответ про Ольстер что-нибудь спросить. =)
Организаторы вменили всем в обязанность предварительный прогон презентаций. Во-первых, нужно было , отработать тайминг – не более десяти минут на человека, во-вторых, убедиться в том, что все докладчики в состоянии выступить. Живьем-то никто друг друга до того не видел! Бразилец Руй Отаке с негодованием отверг эту затею, мотивировав чем-то вроде: "нашли мальчика!". Мне крыть было нечем, пришлось прогонять презентацию, что оказалось полезным – посмотрев на содержание двух других, и почуствовав, что не укладываюсь, решил порезать выступление.
И вот началось.
Зал был наполнен творческим и околотворческим людом в количестве примерно 100-150 человек, как казалось и оказалось - наполовину случайным. Они-то и решили нашу судьбу.
Бразилия
Первым выступал Руй Отаке. Его выступление длилось без малого 40 минут, вместо положенных десяти: почтенный архитектор отказался от услуг переводчика и самостоятельно представлял материал на суд зрителей. Естественно, презентация, в первую очередь, опиралась на архитектурную составляющую. Он рассказал про рост Сан-Пауло, про инфраструктуру, про бразильскую архитектурную школу, в конце затронул два социальных проекта: жилья для бедных из тростника и дерева и воплощенную работу своего бюро – благоустройство и перекраска фавел (трущоб). После трущоб у директора музея лопнуло терпение, и он попросил маэстро заканчивать с выступлением, что тот и сделал минут через пять. В презентации то и дело звучала фраза - это я построил... и это я построил... Впечатляет!
Индия
Вторым был Раджан. Начав с довольно пространного рассказа о том, какой рай представляет из себя Бангалор, подкрепленного фотографиями улыбающихся торговцев специями и нахальных обезъян, он перешел к экономическим и политическим делам. Честно скажу, для меня было открытием, что то, что в Гугл Мэпс выглядит как большая деревня в джунглях, на деле является компьютерной столицей Индии. Другое дело, что по сравнению с другими кандидатами, приведенные примеры дизайна выглядели... несколько нетрадиционно.
Под конец выступления прозвучал выстрел из главного орудия: рассказ о программе, поддерживаемой Раджаном, в которой неквалифицированные сельские жители делают вещи из подручных материалов. Там фигурировали и мебель из бамбука, и коврики из травы. Ключевым словом его речи было басурманское Sustainable, звучавшее едва ли не каждые несколько секунд.
Китай
Третим, поскольку англоговорящих и неанглоговорящих решено было чередовать, шел Оуи Нинг. Его презентация была построена вокруг недавно прошедших в Пекине олимпийских игр. Там было все: и стадион-гнездо, и здание CCTV и недавно сгоревший небоскреб китайского тв.
Завершалось слайд-шоу поэмой, написанной одим из рабочих на стене здания CCTV, суть которой сводилась к тому, что они, строители, собрались тут, в столице великого Китая по зову сердца и компартии, чтобы строить такое вот светлое будущее. Не забыв сказать пару слов во славу компартии, Ои Нинг поспешно ретировался. Все это звучало довольно забавно, ведь каких-то 3 часа назад, во время ланча он о деятельности той же партии хорошего вспомнил мало.
Россия
Я замыкал. Рассказал про город, про околодизайнерскую жизнь, про ВУЗы. Показал примеры работ, обмолвился о светлом будущем. Краем глаза заметил, что презентацию смотрят с интересом. Уложился в отведенный тайминг. Сел, выдохнул. Посмотрел на себя – разводов от помидоров не было. На самом деле, своим выступление остался вполне доволен.
После завершения выступлений пришла пора вопросов от директора музея. Мне достались два довольно странных. Во-первых, он поинтересовался проблемами с транспортом, мол, как с пробками бороться собираемся, ведь в городе жопа, а не движение. Во-вторых, хотел знать, почему так много исторических зданий сносят, это ж не дело. А что ему ответить?.. Только на Лужка переадресовать...
Финал
От голосования директор музея Деян Суджич уклонился, предоставив это право зрителям. Путем простого поднятия рук определили победителя: им, с большим перевесом, стал Бангалор в лице MP Ranjan’а.
Причина поражения всех остальных городов одна. Она кроется в том самом слове sustainability. Это то, чем в наших краях пока не пахнет. Кому в России нужен социально направленный дизайн, основанные на возобновляемых ресурсах? Даже не сейчас, а вообще? Ну вот. Тема састейнбл дизайна сейчас сильна в мире как никогда, люди стали, наконец, задумываться над чем-то кроме внешнего вида изделия. Мы до этого не доросли, и вряд ли дорастем в ближайшие годы (если промдизайн вообще жив останется)...
Кстати, напрягло общее отношение к России. Мы для них страна тупой агрессии, нефтяных магнатов и тоталитарной власти. Отличный повод для новых знакомств, ага.
После голосования ко мне подошла Киоко из AXIS, и радостно сообщила: «Знаешь, ты не обижайся, но по-моему, места в выставке не достоин ни один город. Ну сам посуди, есть сейчас величины, сравнимые с Миланом пятидесятых или Токио восьмидесятых? То-то же.»
И, да, наша презентация была объективно лучшая по подаче. Еще раз спасибо Проекту и Гордону!
Часть последняя. Сухой остаток
Что нам дала эта работа? Месяц работы над презентацией помог нам почуствовать что-то малоосязаемое, что сейчас кристаллизуется как новый русский дизайн (во всех областях) - мы стали практически экспертами по Русскости =)
Обновились старые связи и завелись новые. Сделана хорошая работа, которую не стыдно показать где угодно. Проект завершен, как говорил в прошлом веке известный персонаж - "с чувством глубокого удовлетворения".
Думаем год актуальности ей обеспечен - а там посмотрим...
Над проектом работала вся команда Designet
Владимир Самойлов
Александр Матвеев
Денис Черданцев