ДЕНЬ 5 // 13 апреля
Это мой последний репортаж о Salone del Mobile 2013 в Милане. Всех, кто хочет подробнее узнать о выставке, приглашаю на лекцию, которую я прочту в «Дизайн-лектории» 24 апреля. А теперь о главном.
Пластиковые кресла Mal 1956 во дворе дизайн-галереи Spazio Rossana Orlandi
В пятницу было решено на Фьеру не ехать, а посвятить весь день городу и миру. Надели обувь помягче (хотя к вечеру стало ясно, что и это не помогло — нет такой обуви, в которой можно отшагать столько километров без потери ног) и отправились первым делом в дизайн-галерею Россаны Орланди. Она занимает несколько маленьких зданий (бывшую галстучную фабрику), сгруппированных вокруг чудесного заросшего плющом двора, где раскинулось бескрайнее море инсталляций и предметов самых разных дизайнеров и художников, к тому же там есть кафе с чудеснейшей домашней едой, которую выносят по мере готовности, без определенного меню — так что можно просто ткнуть пальцем и получить кусок лазаньи или ассорти колбас. И, в отличие от Фьеры, в Spazio Rossana Orlandi можно сразу купить практически любую понравившуюся вещь — не только в дни Salone del Mobile, но и в любой другой день года. Вещи здесь на любой вкус и кошелек: есть люстра из 2 500 фарфоровых кусочков, которую три месяца делали во французском ателье Astier de Villatte, — за 16 000 евро; есть розовая проволочная хрюшка за 1 800 евро, а есть жестяная кружка от Seletti с переводной картинкой за 13,80 и ложка с пластмассовой ручкой в горошек — за 8,80.
Внутренний двор в Spazio Rossana Orlandi
Лампа на лестнице в Spazio Rossana Orlandi
Прототип нового секретера дизайна Ники Зупанк в магазине на втором этаже Spazio Rossana Orlandi
Коробка для шампанского Ruinart голландского дизайнера Пита Хайн Еека
Тут же в одном из залов галереи мы обнимаемся наконец со Стефаном Шолтеном, чьи бокалы я купила накануне, с прекрасной Мари Хессинг — главным редактором лучшего голландского журнала с непроизносимым названием, потом здороваемся с Питом Хейн Эком, прославившимся мебелью из старых деревяшек, и Марией Хибри, делающей великолепные обивки для мебели, подушки и панно из самого разного текстиля, большей частью винтажного. И, жалея, что не можем остаться навсегда, отправляемся дальше.
Во дворе миланского Музея науки и технологии
Еще пара кварталов — и мы в миланском Музее науки и технологии, который вот уже второй год подряд в дни мебельного Салона превращается в дизайн-хаб благодаря британскому дизайнеру Тому Диксону. В этом году произведения современного дизайна выставлены среди настоящих старинных кораблей, паровозов и подводных лодок. Не можем удержаться от английского чаепития с новым латунным сервизом от Tom Dixon, а также морковным тортом и сконсами (торт очень даже ничего, а на сконсы мой спутник, фотограф-англичанин Уилл Уэбстер, кривится — говорит, что для полного счастья сливок и джема к ним должно быть раз в сто больше). Потом прицениваемся к разным штукам в pop-up-магазинчике аксессуарной линии Eclectic by Tom Dixon: ароматические свечки в блестящих металлических стаканах — по 75 евро, пижонский ботинок цвета меди — 200. Но вазы, например, уже закончились — нас отсылают на сайт, в интернет-магазин.
Блуждаем среди кораблей и паровозов, разглядываем работы новой датско-японско-китайской компании Stellar Works, других японцев из Karimoki New Standart, третьих японцев из Tokyo Bussanten и, наконец, знакомимся с чудесным японским мастером по имени Сидзи (Shiji), который дает нам понюхать кипарисовую и кедровую стружки, только что срезанные им с кусков дерева старинным рубанком, которым работали еще его отец и дед.
Последнее, что успеваем увидеть здесь, это величественный зал, где под расписными сводами рядами стоят новые работы голландско-бельгийской Studio Job, моих давних друзей и самых великих пересмешников от дизайна. Пару лет назад они сделали для голландской фирмы Lensvelt металлический офисный шкаф с огромным «золотым» ключом, а теперь добавили к нему настольные лампы с таким же «золотым» выключателем и офисные столы, у которых вместо ручек на ящиках — золотые носы. Это чтобы вам не было скучно на работе.
Магазин Eclectic by Tom Dixon в Музее науки и технологии в рамках проекта MOST
Кафе Тома Диксона в MOST
Дальше у нас были большие планы: десяток магазинов на Виа Дурини, целый ряд шоу-румов и выставок на Корсо Венеция и вокруг площади Сан-Бабила. Но случилось чудо: слегка заблудившись, мы вдруг оказались возле знаменитой церкви Санта-Мария-делле-Грацие великого ренессансного зодчего Донато Браманте. Именно в примыкающем к ней монастырском здании находится знаменитая Cenacolo Vinciano — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, записываться на просмотр которой надо за два месяца и увидеть которую мне ни разу не удавалось (при том что в Милане я примерно в тридцатый раз, если не в сороковой). Я тут же вспомнила, как за пару месяцев до Салона эстет и сноб Пьеро Лиссони с не характерным для него жаром говорил мне: «Сходите на выставку, а потом идите гулять. Идите в пинакотеку Брера, там есть работы Мантеньи, Рафаэля, Тинторетто, идите в библиотеку Амброзиана — там тоже Рафаэль, Караваджо, Леонардо да Винчи и бесценные рукописи. И забудьте про магазины! Милан — это город великого искусства». И это искусство меня не только не минуло, но само вышло мне навстречу: без особой надежды спросив у кассирши билетик, мы услышали: «Да, у нас тут отменились пара человек, через час сможете войти». Вспоминаю об этом сейчас — и на глаза наворачиваются слезы счастья. А тогда я лишь в очередной раз подумала, что выиграть в лотерею миллион можно, только хоть иногда покупая лотерейный билетик.
День продолжился прекрасными встречами, открытиями, выставками сразу в нескольких старинных палаццо — но впечатления от встречи с Леонардо затмить уже ничто не смогло.
Ольга Косырева из Милана.
Апрель 2013.
Источник: cntraveller.ru
Моя лекция по итогам Миланского мебельного салона пройдет в «Дизайн-лектории» 24 апреля.
Записывайтесь и приходите!
24 апреля / среда
Миланский мебельный салон-2013: полный отчёт о событиях, людях, тенденциях, успехах, провалах, экспериментах, новинках и коммерческих хитах.
Начало: 20.00.
Продолжительность: 1,5 – 2 часа.
Стоимость лекции – 1500 рублей.