Рассказывает в основном Лев. Он побойчее Тимура, неплохо говорит по-английски и немного по-французски. А Тимур скромно сидит рядом.
— Когда нас первый раз привезли в главный ситроеновский дизайн-центр, целый день ушел только на осмотр. Это огромное здание. Но в штате центра работают от силы 20 дизайнеров! И теперь в их числе оказались и мы...
Освоились Лев и Тимур быстро. Получали две стипендии — одну от фирмы Citroen, вторую — от посольства Франции в России. Не густо, но на жизнь хватало. Выбирать жилье ребятам надо было самим, и они сняли на двоих квартиру в Париже.
Почему не в Велизи, где располагается дизайн-центр?
— Велизи — это деревня, скука там страшная. Поэтому никто из дизайнеров рядом с Центром не живет — все предпочитают тратить время на дорогу, но жить в Париже, где жизнь кипит. Многие из молодых дизайнеров за бесценок покупают старенькие машины вроде «гадких утят» Citroen 2CV и ездят. Но мы от покупки автомобиля отказались — литр бензина здесь стоит больше доллара. Так что ездили на автобусах с несколькими пересадками. А когда засиживались на работе допоздна — несмотря на то, что официально рабочий день заканчивается в четыре часа пополудни, сотрудники часто покидают Центр и в шесть, и в восемь вечера, — нас подбрасывал кто-нибудь из дизайнеров. Иногда это был даже сам Жан-Пьер Плуэ, который сменил Арта Блэксли на посту главного дизайнера фирмы Citroen.
Рассказывая об этих проектах, Лев приводит в пример многофункциональные раскладные ножи Leatherman:
«Мне хотелось, чтобы автомобиль создавал такое же ощущение профессионального инструмента»
Работы было много. Сначала к ребятам приглядывались — например, просили разработать дизайн гипотетического минивэна марки Citroen так, чтобы передать фирменные особенности стиля. Но Лев и Тимур работали так профессионально, что вскоре обитатели дизайн-центра приняли их за своих — включили ребят в работу и даже внесли в рабочие списки дизайнеров, чего со стажерами обычно не случается!
Над чем же работали Лев и Тимур? Конкретных результатов мы увидеть не сможем. По крайней мере, сейчас: ребята подписали документы о «неразглашении». Рисунки, которые мы публикуем, — это всего лишь эскизы, разработки разных стилей. Биодизайн, техно, new edge — поиски идут по всем направлениям. К тому же «для себя» Citroen работает и над внедорожниками, и над спортивными автомобилями, и, что сейчас особенно модно, над мультифункциональными машинами — такими, как внедорожно-спортивные минивэны на рисунках Льва и Тимура. За год в Центре скапливаются многие тысячи эскизов, макетов, компьютерных моделей. Подавляющее большинство этих работ никогда не увидит света и останется в запасниках Центра. И лишь те единичные проекты, что будут одобрены шеф-дизайнером и руководством, попадут на подиумы в качестве концепт-каров.
Бывает, идет презентация дизайнерских работ, — рассказывает Лев. — Все развешивают большие эскизы, любуются тщательно прорисованными деталями. А шеф, лишь скользнув по ним взглядом, вдруг подойдет к какому-нибудь маленькому рисуночку, одному из сотен, ворохом лежащих на столах, внимательно его осмотрит, подзовет всех — вот, мол, полюбуйтесь, интересная идея... А потом бросит нам: «Продолжайте!» — и уходит. И ты сидишь и думаешь — что же ему там понравилось?
А понравиться может самое неожиданное. Например, Лев часто помещал на эскизах посторонние, казалось бы, детали — мимо автомобиля проходит девушка, по передней панели ползет червяк... Французы каждый раз очень удивлялись — населять эскизы живыми существами никто из них не догадался!
Лев: «Главная идея этого эскиза — вписать интерьер двухместного купе в овал»
Кстати, несмотря на то, что компьютеры здесь в ходу, приоритет в ситроеновском дизайн-центре все равно остается за «живыми» рисунками и макетами. Здесь много работают с пластилином, со специальными клейкими лентами, которыми рисуют по пластиковым панелям.
Если бы вы только видели, какие потрясающие автомобили может делать Citroen! — на лицах ребят появляется восторг. — Покажи хоть один из макетов, которые стоят в дизайн-центре, на любом ближайшем автосалоне — и феноменальный успех обеспечен! Но, оказывается, не все так просто. У фирмы есть политика стиля на многие годы вперед. Например, Citroen Xsara Picasso и новый Citroen C5 разрабатывались давно.
Сейчас уже готовы серийные модели ближайшего будущего. Как они выглядят, мы даже рассказывать не вправе. Но, поверьте, они будут здорово отличаться от нынешних Ситроенов...
Лев: «Над этим интерьером я много думал. Поэтому и нарисовал рядом шахматы...»
Кстати, что касается воплощения дизайнерских идей в производство, то, по словам ребят, и на Ситроене с этим непросто. Например, в составе Центра есть специальный отдел «согласования» дизайна с технологией массового производства. И между «соглашателями» и дизайнерами отношения складываются весьма натянутые — иногда дизайн при подготовке к производству видоизменяется настолько, что ничего общего с первоначальной идеей он уже не имеет.
К сожалению, пересказать содержание всей нашей беседы невозможно — ребята делились впечатлениями на протяжении пяти часов! И любопытных подробностей о зарубежной дизайнерской жизни Лев и Тимур поведали немало. Например, каждый день дизайн-центр берет напрокат несколько разных автомобилей последних моделей — это может быть и Smart, и новейший Lexus LS430, и Ford Mondeo.
Их может взять на несколько часов каждый из штатных дизайнеров любого ранга — достаточно мелом вписать свое имя в прокатное расписание, которое ежедневно составляется на доске в фойе. И пожалуйста — катайся, впитывай ощущения от дизайна интересующего тебя автомобиля...
Но самое главное — полугодовая стажировка Льва и Тимура еще раз показала, насколько высок уровень наших дизайнеров. Студент МАМИ и аспирант Строгановки смогли работать наравне со штатными ситроеновскими специалистами!
Судя по этим трем эскизам Тимура, появление однообъемника Renault Avantime будоражит вооброжение ситроеновских дизайнеров
И тем не менее Лев и Тимур вернулись. Не по своей воле. И, кстати, не по воле ситроеновцев — там их отпускали с большой неохотой и удивлением.
— Представляете, до окончания срока стажировки остается пара дней, а нам говорят: «Так, ребята, через неделю вам надо сдать такой-то и такой-то проекты... Как это вы уезжаете? Куда? А работать?»
Увы, для того, чтобы работать за рубежом, нужен не только талант. В этой жизни есть еще масса неприятных мелочей — паспорта, гражданство, визы...
Но талант все же важнее. Не так ли?
Кстати, на Ситроене настолько довольны результатами работы российских ребят, что включили Строгановку в постоянно действующую программу стажировки. Правда, студенты будут ездить во Францию на более короткий срок и не в главный дизайн-центр, а во второстепенные. Но все же для наших будущих стилистов это хоть какой-то шанс сравнить свой уровень с мировым. И выяснить, что подчас он выше. От этого и радостно, и горько...
Л. Голованов
О. Колгина
Источник: Авторевю, 2001, №1