Как работают автомобильный дизайнеры?
Моё мнение о том, что коллектив дизайнеров состоит из отвязных, прикольных ребят еще более укрепилось, когда мы поближе познакомились с обитателями Ситроеновской дизайн-студии. Шутки и веселый настрой помогали справляться с внезапно сваливающейся на тебя непростой работой, которая, кстати, начиналась в 8.30.
К этому времени все боссы уже были на месте и внимательно примечали опоздавших незадачливых дизайнеров – так как проходить в студию приходилось как раз перед их окнами. И хотя учет времени велся автоматически компьютером при считывании информации с пропуска, втык-то за опоздания попадало вполне от конкретных людей… Макетчики приходили раньше всех (до сих пор не могу понять зачем), прилагая героические усилия чтобы попасть на родной Ситроен в 6.30 или 7 утра. Правда, после 12 дня их было уже не найти…
Методика
Есть много методик работы дизайнеров, для автомобильных я хотел бы выделить три.
Сценарий номер Раз – классика жанра
Внезапно (всегда) в студию с загадочным выражением лица влетает один из многочисленных Боссов, могущих загружать бедных дизайнеров и, завораживающим голосом объявляет начало очередного проекта. Все не реализовавшиеся и реализовавшиеся дизайнеры с большими и маленькими амбициями тут же бросаются на новый проект как мухи на… мед. Это при условии, что они относительно свободны – то есть не ведут какого-нибудь проекта, в котором были победителями. Несколько дней студия напоминает муравейник. На столах появляются многотонные стопки эскизов. Потом на большой стене вывешиваются все эскизы, и дизайнерам даются по три самоклеящихся кружочка – помечать наиболее понравившиеся. Это проходит достаточно честно, никто все 3 кружочка к своему эскизу не клеит. Сразу становятся видны самые лучшие эскизы – залепленные по углам этими точками.
Потом собирается консилиум верховных гуру-боссов и выбираются 2-3 дизайнера, которые от эскизной части продолжают делать макеты в 5-м или 4-м масштабе. Они (макеты) лепятся из пластилина, который отличается от обычного повышенной твердостью и температурной стойкостью. В процессе изготовления масштабных макетов студию еще раз посещает начальство с тайным советником из отдела маркетинга (который всегда настаивает только на ухудшениях, с точки зрения дизайнера) и вносит коррективы. И ура! Наконец-то выбран дизайнер-победитель. Теперь окончательный результат зависит от его стойкости, природного обаяния и талантливости. Постоянно корректировать уже почти готовый проект под напором менеджеров и технологов, и при этом безболезненно для будущего автомобиля – задача не из легких! (Этот сценарий как раз и работает на Ситроене…)
Сценарий номер Два
Есть несколько человек, которые и делают весь дизайн автомобиля, остальные могут десятилетиями мечтать о высоком и проектировать дверные ручки, багажники, в лучшем случае – колесные диски или облицовку радиатора. (По словам Пирога, такое происходит обычно на жестко структурированных немецких фирмах, например Audi или Mercedes).
Сценарий номер Три
Каждому дизайнеру – высокое доверие, и свой личный проект – бывает же такое! В этом случае он облеплен целой кучей экономистов, менеджеров, технологов и инженеров, которые являются его консультантами, а несгибаемый человек из отдела маркетинга (из случая номер раз) может приснится только в страшном сне. Такое может позволить себе далеко не каждая автомобильная компания. (А только богатая японская или американская компания…
Защита дипломов в Strat Colleg-е
Сама школа появилась недавно, методом отпочковывания от главной дизайнерской кузницы кадров, которая находится на Rue Rivoli, в центре Парижа. Первая встреча с французскими студентами-дизанерами приключилась в самой дизайн-студии Ситроен – там проводился конкурс, очень похожий на тот, что устраивала компания в Москве. Льва и меня приятно удивило то, что наши презентации, а главное – идеи, были совсем не хуже братьев по разуму из Франции. Самое клёвое, что мы меньшими средствами (а где у нас взять большие? – прим. dn) смогли достичь большего результата, чем некоторые из участников, использовавших компьютеры и даже видео.
Сам колледж оказался совсем недалеко от нашего общежития. Это позволило побывать там несколько раз – на защите дипломов и конкурсе Michelin Workshop, где кстати круто лабал дизайн некий Петро Перешивайлов – одногруппник Льва, представлявший там Россию!
Дипломники ютились в маленьких аудиториях. Там же толпилась масса народу, которым они постоянно что-то объясняли – например, как устроена та конструевина, которая представлена в виде макета и рисунков и почему она скоро всех победит.
Хотя у всех ребят были уже заброшены удочки и выпускной проект делался под заказчиков будущих работодателей, они старались привлечь к себе внимание на защите. Ведь в этот день в колледж нередко наведываются крутые дядьки с больших компаний или знаменитых дизайн-студий.
Одна выпускница представляла свой проект городского транспорта в специально переделанном изнутри автобусе. Получился такой презентационный зал на колесах. Снаружи ты видишь, то что есть сейчас, а внутри – что возможно, будет катать людей через несколько лет. У каждого студента заманчивым веером лежали визитки с его координатами и маленькими фотками эскизов или макетов.
Тимур Бурбаев, специально для dn.
Москва, январь, 2001
Начало: Проект Citroen-Москва. Тимур-story. Часть 1. © dn, 2001