Первый день в Париже...
Знакомьтесь – Тимур Бурбаев (слева). Уехав вместе со Львом Кузьмичевым (справа) в результате победы на конкурсе по поиску молодых талантов, проводимого Ситроеном в Роcсии и поработав в дизайн-центре компании полгода, он делится с dn своими впечатлениями.
dn напоминает – проект и сама стажировка состоялся в прошлом, 2000 году.
До отлета
Конкурс позади, объявлены результаты. Мы – победители. Беготня с оформлением документов, ожидание и … Ничего. Полная тишина. Казалось, про нас все забыли, и мы снова оказались в водовороте из жарких летних московских дней..
Прошло уже почти 3 месяца (французская бюрократическая машина не лучше нашей), как вдруг звонок из посольства – едем!!!
Есть! Визы готовы за считанные минуты (это летом-то!) и мы бежим за билетами. Заодно в молодежном агентстве Star оформляем за 7 у.е. международную студенческую карточку. Хотя, как потом выяснилось, особых льгот она не дает, но, например, ходить в некоторые кинотеатры, версальский парк и залезать на Триумфальную арку можно значительно дешевле! А фотка на ней до сих пор меня веселит.. Кстати, в Москве по этой же карточке можно со скидкой ностальгировать во французском кафе Delifrance на маяковке, поедая пышные круассаны и слойки с повидлом..
Первые дни в Париже
Для меня вообще в этой поездке было много нового – первый раз в Европе, первый раз полгода в общаге, первый раз другая культура, язык, страна.. Первая любовь – всерьез и очень надолго… Первый перелет – с вибрирующим в иллюминаторе крылом и мыслями – хорошо бы долететь… Правильность линий ландшафта внизу подтвердила мысль – родина позади, под нами – Европа!
Ощущения первых дней были скомканные и непонятные... По логике вещей надо было безумствовать и кайфовать! Блин, круто! Мы – в Париже! Но когда осознаешь, что Эйфелеву башню видеть еще полгода.. А лишних 500 баксов чтобы сгонять домой пообщаться с друзьями и родителями нет, то почему-то на тебя накатывается хандра и тоска, с которой надо как-то бороться… Поэтому все свободное время, которого было не так уж много, колбасились по городу на своем «транспорте». Немного удалось поездить по стране, а Лев даже в Амстердам успел сгонять!
Собственный «транспорт» состоял из раздобытого Львом (он заядлый триалист) крутого байка, и, прикупленных мной агрессивных роликов, которые я почти без травм около месяца осваивал. В уютном Париже, с тесными улочками, такие вещи как байк, ролики или швейцарский самокат очень необходимая и экономящая время штуковина! На метро, автобусе, а тем более на автомобиле из-за большой загруженности улиц, получается передвигаться ненамного быстрее. Но если нужно регулярно мотаться за город, то придется все-таки купить транспортную карту или не пожалеть бабок на скутер или мотобайк – суперская вещь в пробках! (Но при этом не нужно забывать, что Париж – не самое сухое место на земле..)
Транспорт
Париж и пригороды разделены на 6 зон (кстати, скоро это ожидает и Москву). Сам город – это две первые зоны, но так как Ситроен был расположен в пригороде, то наши билеты были на 3 зоны (с 1 по 3-ю). Почти везде можно кататься «зайцем» – в метро, на перепрыгивающих турникеты людей обычно не обращают внимание, но если все же нарвешься на контроль – штраф будет жестоким – около 500 Fr минимум. А сделав себе карточку «12-25» можно колесить по Франции да и по свей Европе почти за копейки (сантимы, пфеннинги…)
Карточка «12-25» – это возрастная категория. Она (карточка) дает скидку 50% при покупке билетов на TGV – скоростные поезда, и стоит как один билет – около 65 долл. Действует год. Работает на междугородных и даже пригородных поездах, короче, кроме города. А куда ее применяли? Ну например к Пирогу гоняли в Ниццу или просто в Марсель. На другие возраста существуют другие карточки с другими скидками. Есть даже подобная спец. карта – на самолеты.
Расселение
К моменту нашего прилета Пирог уже успел перейти на Тойоту и помощи, кроме моральной, оказать нам не мог. Все свалилось на плечи Жиля, тоже молодого ситроеновского дизайнера – большого друга Пирога. Он и встретил нас в аэропорту и привез к себе домой. Сразу поехали в Egid но до нахождения подходящего жилья, пару недель пришлось прожить у Жиля 3-х к квартире, периодически мешая его личной жизни. Жиль – это вообще отдельная история в следующем рассказе…
Хорошо, если у вас есть знакомый и вы можете пожить у него первые пару недель, пока ищете жилье (наш случай). На севере Парижа снимать жилье дешевле, чем на юге. Но и выходить там на улицы в ночное и вечернее время хочется меньше – слишком много загадочно настроенных арабов и негров.. Нам удалось найти резиденцию на юге – поближе к работе. Платили мы не очень дорого - около 1000 с небольшим франков в месяц. Это – только из-за специальной промышленной программы, а так комната там стоила около 2500 франков. За 3-4000 можно было найти небольшую приличную квартирку, но при заключении контракта с владельцем иногда требовалась не просто долгосрочная виза (наш случай), а вид на жительство (не наш случай).
Нам платили около 9000 франков в месяц (~ 1000 долл), из низ 40% - Ситроен, остальные – Egid. Могущественная правительственная организация по делам иностранных студентов, имеющая 3-х этажный офис в центре Парижа. Она же оплачивала нам страховку – мало ли что, тем более что без нее за границей – никак нельзя, она же помогала найти «бюджетное» жилье. Сразу по приезду там нам выдали небольшую сумму денег на первые 2 недели.
Поскольку вся эта программа осуществлялась на уровне правительства Франции, то содействие было полное. Дальнейшие деньги перечисляли в банк по месту нашего проживания, где по документам Egid их выдавали. Ежемесячно мы получали их сразу налом – без всяких кредитных карточек (по старой русской привычке), потому что вернее и проценты не снимаются за всякие денежные операции. Все это называлось стажировка на стипендии – в отличие от просто стажировки на компании (без стипендии).
Чуть не забыл пояснить курс – за 100 их франков приблизительно12,5 наших долларов.
Впечатления от Парижа
Много светофоров и скутеристов. Ездят все – бабушки, девушки и сумасшедшие развозчики пиццы. (см. фильм Люка Бессона Taxi-2). Есть отдельные дорожки для bus-ов и велосипедов, а для последних – еще и свои светофоры. По возвращению домой вы рискуете попасть под машину прямо в Шереметьево из-за выработанной у вас французскими водителями вредной привычки проходить первым не задумываясь – ведь они немедленно и всегда останавливаются.
Из-за сплошной асфальтированности города автоматически вляпываешься в собачье г.., потому что бедным собачкам негде больше это делать.. Кушать здесь дороже чем одеваться (в отличие от нас). А так же красивая архитектура и много цветов.
Е.Б. – Эйфелева башня – одно из тех мест, где можно услышать русский мат и крики – эй, ванек, снимай ту хреновину скорее.. Особенно красива она ночью, когда вспыхивает огоньками, как будто сотни китайских туристов, развешанных в стальной паутине, как по команде начинают щелкать мыльницами. (Ближайший аналог в Москве – гостиница Космос на Проспекте мира – прим dn ;-)
В продолжении вы узнаете – о работе авто-дизайнеров, наши fashion-ы в Париже, о гей квартале, об ассоциативной музыке, о strat-колледже – там учат французских дизайнеров (фоторепортаж с защиты дипломников).
© Тимур Бурбаев, 2001, специально для dn.
Москва, январь, 2001
Продолжение: Проект Citroen-Москва. Тимур-story. Часть 2.