«...Это во всех отношениях очень интересное место. И студия совсем новая, и архитектура потрясающая, и ребята там работают классные. Вам просто необходимо там побывать» – таков был совет, который дал нам Эдуард Гейн (DESIGNTEAM D) перед январской поездкой команды Designet в Лондон. Речь шла о Nissan Design Europe – европейской дизайн-студи Nissan, открытой всего три года назад, в январе 2003 года. Долго нас уговаривать не пришлось, благо Стефан Шварц (Stéphane Schwarz), дизайн-директор NDE любезно согласился с нами встретиться.
Разумеется, еще до начала поездки в сети было найдено все, что только можно было узнать про NDE (смотрите ссылки в тексте и в конце интервью). Но реальные впечатления, конечно, оказались богаче скачанных картинок и текстов. Студия расположена буквально за Паддингтонским вокзалом, на берегу живописного канала.
На фото выше представлен «пунктирный» путь до студии.
Внутри – абсолютно дзенская, медитативная атмосфера, которую, к сожалению, невозможно передать на фото, тем более фотографировать можно было далеко не везде, а в святая святых (часть, где работают дизайнеры) чужих вообще не пускают.
На встрече кроме Стефана Шварца присутствовал Мартин Юларик (Martin Uhlarik) – однокашник Пирожкова по ArtCenter (Europe). Однако, на приведенные здесь вопросы отвечал Стефан, поэтому данное интервью можно считать персональным. Нас предупредили, что время ограничено, поэтому быстро разместившись в переговорной, мы сразу перешли к вопросам.
Designet: Начнем с традиционного, наверное, для вас вопроса: почему для размещения новой европейской студии был выбран именно Лондон? Оправдал ли себя выбор?
Stéphane Schwarz: Первая студия Nissan Design Europe была основана в Мюнхене еще в 1994 году. Мы там проработали в общей сложности 9 лет. А в 1999-м, когда образовался альянс Renault и Nissan, Широ Накамура (Shiro Nakamura) был назначен Президентом по дизайну. Было решено, что Nissan должен измениться: из компании, ориентированной на инженерные решения, стать ориентированной на дизайн. Достичь этого можно было только с помощью развития собственного департамента дизайна, ориентированного на потребности различных мировых рынков.
Компания поняла, что европейская студия, находящаяся под Мюнхеном, оказалась несколько изолированной от передовых культурных влияний и источников вдохновения. Нам хотелось большего разнообразия, нам хотелось понять, как живут разные социальные категории и типологии, разные национальности, как они используют товары и, в том числе, машины.
Мы изучали различные варианты размещения, рассматривая в первую очередь те, что лучше стимулируют воображение дизайнеров, и, наконец, решили что нам необходимо космополитичное окружение, а не тихая сельская местность. Лондон был выбран еще и потому, что здесь в полутора часах езды расположен наш Технологический центр. Эта близость помогла сделать проектный процесс более легким и гладким. В январе 2003 мы приехали сюда и поселились в этом необычном здании.
DN: Насколько я знаю, оно было реконструировано... Что было на этом месте раньше?
S: Станция Paddington отсюда в трех минутах ходьбы, а здесь было большое депо. Это здание входит в список объектов, представляющих архитектурную ценность, но почти 20 лет было заброшено. Здесь все было разрисовано граффити, но здание все равно не разрушили, потому что оно представляло интерес.
Давайте я расскажу вам о наших студиях, их у нас 6: 2 в Америке, 3 в Японии, и 1 в Европе (Nissan Design Europe). Мы расположены на Paddington, это центр Лондона, это было намерением нашего президента – расположить студию в самом центре мультикультурного мегаполиса. Такая дислокация дает дизайнерам вдохновение и возможность узнавать разные культуры, посещать музеи и выставочные центры, каждый день смотреть на лучшие образцы современного искусства и архитектуры. Жить здесь все равно что в городе Объединенных Наций – здесь есть любая культура, любой язык, любой вид влияния. Уже просто находясь в Лондоне, вы открываетесь для разных идей и подходов.
Мы находимся напротив канала Grand Union, он называется Little Venice, потому что он похож на Венецию, а летом это очень красивое место. Сюда очень удобно добираться из аэропорта, всего 15 минут на Heathrow Express. Форма экстерьера дает имя зданию, оно называется Rotonda. Это очень известное здание со своей историей, здание получило награду за архитектуру в 1969 году и зарегистрировано как Английское наследие, поэтому мы не можем менять экстерьер здания, мы только обновили его интерьер.
В 80-х здесь устраивали рэйвы с громкой музыкой, наркотиками и алкоголем, в то время и появились все эти граффити. Они до сих пор на стенах, мы просто построили дополнительные белые стены. Нам не разрешили закрасить граффити, т.к. это тоже часть истории, поэтому они сейчас просто спрятаны за новыми стенами. В этом здании городская атмосфера, которая сочетается с нашей философией и образом мышления, мы хотели впитать эту энергию. Мы трансформировали здание в современную high tech студию. Внутри никогда не бывает так чисто, как здесь. Поверьте мне, если вы спуститесь вниз – там такой беспорядок! Поэтому мы используем эту часть в презентационных целях, мы можем приглашать сюда руководство Nissan, журналистов и показывать, как мы делали вчера новую модель Nissan.
Qashqai – концепт-кар для Женевы-2004 – был первым проектом, который мы сделали в лондонской студии, я вам сейчас покажу рисунки и фотографии этой машины: вот это эскизы, а это прототип, после этого у нас уже было большое количество разных проектов.
DN: Когда вы демонстрируете новый автомобиль, вы представляете публике дизайнеров, которые работали над этой моделью?
S: Да, мы с нашими друзьями из PR отдела в Nissan Europe обычно организуем фотосессии. А во время автомобильного салона, и это правило в Nissan, ведущий дизайнер стоит рядом с «малышом», отвечая на вопросы журналистов и т.д. Все достаточно просто. Очевидно, что есть один человек, играющий ведущую роль, потому что, скорее всего, он руководил проектом, он - лицо проекта для СМИ, и конечно, в основном он будет отвечать на вопросы журналистов, но мы так же показываем всю креативную команду. Мы не прячем их в шкафу...
DN: Расскажите об дизайн-философии Nissan и о том, что оказывает на нее влияние. Какие концептуальные основы стоят за вашей работой?
S: О, наша философия дизайна – это длинная история. У Nissan долгая история и компания прошла через разные стадии (прим. DN: почитать об этом на русском можно здесь: http://www.drive.ru/nissan/history/).
Но вкратце, я думаю, было два важных аспекта в истории Nissan. Первый – еще на ранней стадии Nissan разработал полноприводный автомобиль (4х4). Генетический код нашей компании и способность инженеров разрабатывать внедорожники возросла за последующие годы до такой степени, что в Европе мы ассоциируемся с 4х4. Я надеюсь, что так же дела обстоят и в России.
Для меня вторым аспектом стало то, что Nissan всегда экспериментировал. В 80-х были такие машины как Figaro. Я не знаю, помните ли вы кабриолет Mickey Mouse, Bogat, B1 и много машин для определенных рыночных ниш. Мне кажется, что Nissan был одним из первых, кто создал концепт рыночной ниши в автомобилестроении, а потом, к сожалению, компания стала переживать финансовые затруднения, скорее всего вызванные неправильными стратегическими решениями. Дошло до того, что динамизм дизайна в тот момент совершенно исчез.
Чтобы улучшить ситуацию, был создан альянс с компанией Renault, и началось возрождение Nissan. Сегодня мы можем похвастаться небывалыми финансовыми результатами. Сегодня наша дизайн-философия выражается в желании продвигать индивидуальность каждой машины в отдельности. Например, немецкие производители или другие конкуренты предпочитают явное сходство между машинами. Например, Audi нравится сильная единая тема, и они делают машину низко- или высокодоходной в зависимости от сегмента рынка. Мы так не поступаем, прежде всего, мы рассматриваем потребности данного сегмента, каковы нужды потребителя.
И мы всегда думаем об автомобилях как о семье: если у вас есть братья и сестры, вы можете выглядеть по-другому (быть непохожи), хотя есть что-то общее между вами и вашими родителями. Нам хочется думать, что разные модели Nissan тоже имеют эти отличия, но некоторые вещи объединяют их: плавные очертания, пластика поверхностей.
В 1999, когда мы создали альянс с Renault, было решено, что очень важно для обеих марок сохранить свою индивидуальность. Нам нравится успешно совмещать инженерную начинку, нам нужно снижать производственные затраты, поэтому мы используем общие компоненты в Renault и Nissan, но только в частях, которые не видны. Все что связано с дизайном: форма, объем, поверхность, цвет должны отличаться у этих двух брэндов.
Что мы сделали? Мы создали книгу – нашу Библию, нашу дизайн-индивидуальность. Доступ имеют только постоянные сотрудники, т.к. в ней секретная информация. В этой книге подробно описаны 7 основных ценностей, которые важны для этой компании. Но они не жесткие - если мир начнет меняться, если люди потребуют изменений, мы тоже поменяемся, всегда есть возможность изменить что-то несовременное. По существу, есть несколько сильных формулировок о компании, которые мы должны продвигать. (Прим. DN: открытую информация по дизайн-стратегии Nissan можно почитать здесь: http://www.nissan-global.com/EN/DESIGN/index.html).
Наш президент Широ Накамура серьезно настроен на продвижение идеи о том, что мы – японская компания, а в японской культуре много вдохновляющей эстетики в разных сферах дизайна. Посмотрите на дизайн одежды или архитектуру, посуду – на что угодно. Мы хотим интегрировать это в наши машины, вместо слишком «международного» подхода к языку дизайна.
DN: Да, я как раз хотел задать свой следующий вопрос на эту тему. В Nissan явно чувствуется высокий уровень японской индивидуальности. Какие способы или инструменты вы используете, чтобы ее выразить?
S: Это трудно объяснить, так как это происходит почти на подсознательном уровне. Это не совсем факты. Например, если мы рассмотрим идею «спортивности», то в зависимости от страны ее понимание будет разным: в Америке – одно, в Японии – другое. Спортивность может быть обыденным атрибутом уикенда: свободные штаны, майка, любимая музыка, при этом скорость будет на втором плане. А в России, возможно, «спортивность» означает быстрое движение. Разница культур создает различия в мышлении. Я работаю с японцами и нахожусь под влиянием их взгляда, потому что то, как ты относишься к проекту, влияет на тебя. Но я не могу показать вам это физически.
В качестве примера посмотрите на 350Z: у этой машины очень простая пластика поверхности, построенная на нюансах. Но если вы посмотрите на японские чашки – они тоже порой настолько просты, что можно подумать: что же было сделано? Но это всего лишь маска, скрывающая за собой очень сложный мир. Япония – это не только простота, это и сложность, насыщенность – посмотрите на ткань кимоно: сколько цвета и графики. Это можно также увидеть в японской технологии, в их электронных гаджетах. Иногда встречаются необычные функции, которые мы на Западе даже не используем, потому что не привыкли к миру высоких технологий. Так что когда мы начинаем проект, мы стараемся держать в голове сочетание высоких технологий с чувством безупречности.
Другая особенность: лондонская студия входит в число других наших студий. Так что когда машина начинает разрабатываться, очень важно сотрудничество между ними, включая главную в Японии. Одна из задач нашей студии – не делать стереотипную версию того, что могло бы считаться японским дизайном. Руководство хочет посмотреть на точку зрения европейцев, так же как от американских студий Nissan они хотят понимания того, что нужно североамериканскому рынку. Поэтому всегда происходит обсуждение. Очень часто, когда мы делаем предложение о том, как должен выглядеть товар, мы озвучиваем свою интерпретацию. Она может быть несколько необъективной с европейской точки зрения, но в то же время она должна быть открыта для обсуждения, должна органически встраиваться в японский генотип Nissan, а так же быть конкурентной и достойной на рынке. Так что многое зависит от сотрудничества, это не просто ряд избитых стандартов.
Удивительно, что когда вы живете в своей стране и культуре, есть вещи, которые вы просто больше не замечаете, потому что они становятся вашей второй натурой. Но когда вы попадаете в новый мир, которым стала Япония для меня, когда я впервые поехал туда, были вещи, которые не замечали японцы, потому что для них это было естественно. Если вы свяжете это с дизайном, то восприятие японской эстетики у европейца будет отличаться от восприятия японца. Так что нам нужно избегать штампов, мы здесь не для того чтобы делать машину с бамбуком или зеленым чаем, мы хотим быть современными – мы современны по определению, благодаря передовым инженерным решениям, технологиям, которыми мы пользуемся.
DN: В BMW Designworks или Pininfarina дизайнеры проектируют не только автомобили, но и другие товары, занимаются product design. А у вас есть что-нибудь похожее?
S: К сожалению, нет. Мы слишком заняты, делаем кучу проектов из Японии и постоянно работаем в цейтноте. К тому же, нас ограниченное количество, мы не гигантская команда. Мне бы лично хотелось найти время, чтоб заниматься промышленным дизайном. Калифорнийская студия в Сан-Диего раньше так делала, а недавно они сделали airstream trailer в сотрудничестве с одной достаточно известной американской компанией, но это большая редкость: для этого нужно найти время и разместить людей и ресурсы.
С другой стороны, мы разрабатываем графический дизайн для всех наших автомобилей и мест продаж. Мы разрабатываем графическую стилистику, включая гиперреалистичную компьютерную визуализацию и анимацию, презентации для нужд PR и внутренних задач. Так что работы, и очень разносторонней, нам хватает.
DN: Возвращаясь к «интернациональной» теме: каково соотношение японских и европейских сотрудников здесь?
S: У нас большинство западных людей, потому что японцы в основном работают в Японии. В Японии в дизайн-подразделении работают 600 человек, и, конечно же, не все они дизайнеры. Для Nissan Design в Японии очень важна другая точка зрения, наша точка зрения – западная, европейская или американская. В Лондоне можно получить общение с разными этническими группами и разными социальными классами, этим и удивителен город. У нас здесь 7 японцев, а всего нас 58 постоянных сотрудников, так что вы можете себе представить. Мы также привлекаем фрилэнсеров для ряда проектов. Это могут быть люди из любой страны, но из России, кстати, еще не было.
DN: На каких условиях вы нанимаете фрилэнсеров и насколько это типично для вашей компании? Какие задачи они выполняют?
S: Люди присылают свои портфолио и координаты, и если они нам интересны, если их работы интересны...
Nissan очень сильно изменил свой имидж за последние 4–5 лет. Неожиданно мы увидели большой интерес со стороны молодых студентов, которые хотели поступить на работу. А когда мы приехали в Лондон, этот эффект усилился, потому что очень много студентов хотят жить в Лондоне, получать новый опыт. Мы рассматриваем множество портфолио, но в большинстве мы вынуждены говорить «нет».
У нас определенные критерии отбора: мы ищем людей с инновационным духом, которым нравятся проекты, бросающие настоящий вызов. У нашей компании не застывшая история, традиционно Nissan отличался прогрессивным мышлением. Мы никогда не брали людей на работу по национальному признаку, и мы гордимся культурным смешением людей.
Мы бы с радостью взяли женщину-дизайнера, но из них не так много ищет работу. Для нас очень важно понимание женского подхода к машинам, потому что у женщины сегодня есть зарплата, им не нужно больше просить своих мужей купить им машину, они стали независимыми. Традиционно в Японии у женщины не было достаточно свободы. Сейчас она у них есть, все изменилось, и женщины сейчас занимают высокие посты, они принимают решения, но даже если они этого не делают, они очень большое влияние оказывают на своих мужей, и в конце дня, муж, вероятно, прислушается к мнению жены и выберет женскую точку зрения. У нас есть сотрудницы в отделе, занимающемся колористикой и отделкой, и они все дизайнеры, но что касается 3D, то у нас на данный момент нет ни одной женщины-дизайнера, так что надеемся...
Может, вы сделаете публичное объявление на своем сайте?
DN: Обязательно...
Взглянув на часы, мы поняли, что время, отведенное на интервью, быстро подходит к концу. В завершение мы прошлись с небольшой экскурсией по доступной посетителям части студии, подарили Стефану книгу «Создано в России: промышленный дизайн», пригласили его и коллег на «Дизайнерскую ночь» в Москве.
Слева направо: Мартин Юларик, Стефан Шварц, Александр Матвеев, Анна Манюк.
По неподтвержденной пока информации, Nissan представит на Московском автосалоне концепт Terranaut, созданный в NDE, и Стефан прилетает в Москву.
Краткая справка: Стефан Шварц пришел в компанию в 1994 году и возглавлял ряд проектов, включая концепт-кары, такие как Fusion и Kino, ему также авторство нового дизайна Primera. До 2003 года он работал в японском дизайн-центре Nissan.
Интервью брали: Александр Матвеев, Анна Манюк, Даниил Никитин. Фото: Даниил Никитин, Александр Матвеев, Nissan. Перевод: Анна Шевченко.
Это второе интервью (первым нашим собеседником был Дик Пауэлл / SeymourePowell), взятое командой Designet во время январской поездки в Лондон.
Еще почитать-посмотреть информацию про NDE:
http://archive.cardesignnews.com/news/2002/020302nissan-london/index.html
http://archive.cardesignnews.com/features/2003/030124nissan-london/index.html
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать