Будучи в Питере в марте мы с Сашей побеседовали с Митей Харшаком, который теперь дважды редактор - журнала "Проектор" и нового арт-ресурса ART1. Вот вам и интервью, как водится - о дизайне и дизайнерах.
Митя Харшак. Что привело вас на сей раз в Петербург?
Александр Матвеев. Странное и неожиданное предложение выступить в «Ленэкспо» на «Партнериате». Это не дизайнерская, а скорее выставочная история. Здесь дизайнеры выступают перед представителями промышленности, которые могут быть заинтересованы в их услугах.
Владимир Самойлов. Мы приехали с двумя презентациями. Сашу попросили сделать сообщение «Дизайн в России — вчера, сегодня, завтра». А меня — рассказать про философию дизайна Apple. Мы подготовили презентации, успешно выступили. Мне долго аплодировали стоя.
М.Х. Отлично! Дизайнеры выступают перед промышленниками. Как вы думаете, в нашей стране этот тандем дизайнер + промышленник уже складывается или это по-прежнему утопия?
В.С. Если дизайнер не соединит в себе собственно дизайнера, промышленника и продавца, то шансов у него нет.
М.Х. Рынок заказов на промдизайн сейчас существует?
А.М. Смотря что ты понимаешь под промдизайном. Сегодня мы подошли к очень интересному технологическому рубежу, когда промдизайнерам стал доступен универсальный инструмент. Так же произошло в начале 1990-х с настольными издательскими системами в графдизайне. Дизайнеры получили себе на руки средство производства, которое позволяло им держать все под своим контролем. И графдизайн начал активно развиваться. Так вот, сейчас промдизайнеры получили в свое распоряжение алгоритмическое проектирование и 3D-печать.
В.С. Погоди-погоди, заданный вопрос остается без ответа. Если промдизайном считать внешнее оформление изделия в рамках инженерного проекта, то тандем «дизайнер — промышленник» существует вполне успешно. Таких заказов дофига. Эти компании продают какие-нибудь электронные устройства, которые им нужно красивенько зачехлить. Если у них производство здесь, то им проще заказывать оформление у местных дизайнеров, которые послушно действуют по принципу «чего изволите?». Это дизайн самого нижнего уровня, такая оформительщина. Да мы его уже и дизайном-то не считаем. Сегодня только в предпоследней презентации питерских дизайн-студий прозвучало слово «исследование». Остальные: «Нам вот дали "Кировец" переделать, и мы его заново нарисовали. Смотрите, какой он красивый». Охренительный дизайн.
М.Х. Учат ли правильному подходу к промдизайну в российских учебных заведениях?
В.С. Нет. Но сейчас есть интернет. Хочешь развиваться — вся информация находится на расстоянии вытянутой руки.
М.Х. Вы много путешествуете, знаете сцену европейского дизайн-образования. У вас есть друзья и коллеги, работающие в дизайн-студиях мировых автомобильных гигантов. Насколько российское образование в сфере дизайна может конкурировать с европейским?
А.М. Базовая художественная подготовка у нас лучше. Это однозначно. Умение выражать свои мысли языком образов, поданных в оперативном режиме от руки — в этом российскому дизайн-образованию нет равных.
М.Х. Это ключевой навык дизайнера на сегодняшний день?
А.М. Смотря где. Если человек работает в штате автомобильной компании, то он рисует много эскизов, и если он делает это быстро, он получает серьезное конкурентное преимущество. Мне навык быстро рисовать скетчи не так важен, потому что я занимаюсь другими вещами.
М.Х. Вообразим себе молодого выпускника «Мухи» или «Строгановки». В течение 6 лет он занимался промдизайном, с каждым годом проекты усложнялись, и вот он выпускается. Куда податься дипломированному специалисту?
В.С. Никуда. Студентам нужно с самого начала ставить себе цель не только проектировать, но и воплощать. Нужно идти по пути дизайн-мейкерства. Начинать выражать свой подход, стиль, видение в осязаемых вещах. И желательно начинать не после шести лет обучения, а хотя бы на втором или на третьем курсе.
М.Х. Но не у всех есть возможность для такого старта, который требует определенных вложений, в том числе финансовых. Существует ли в России вменяемая система выставок, конкурсов, ярмарок и прочих профессиональных мероприятий, где есть прямой выход на заказчиков и производителей?
А.М. Во-первых, рассматривать себя исключительно в российской географии незачем — есть масса международных конкурсов, в которых можно засветиться. Во-вторых, надо быть подвижным и общительным. На конкурсе Nayada мы познакомились с классными ребятами, занявшими первые места. Они активно общались с нами — просто спрашивали все! Что делать, куда пойти, что мы думаем по поводу их проекта, что можно улучшить. И это правильно! А нам совсем не жалко своим опытом поделиться. Выставки, может, и не дают контакт с производителем, но зато на них можно подружиться с советчиками. Через общение с разными людьми из профессиональной сферы молодой специалист находит свой путь. Коммуникационные навыки для дизайнера просто необходимы. Используйте трехмерку и продвигайте свои проекты через сеть. На старте можно обойтись и без живых проектов; рано или поздно вы найдете своего заказчика. Ни в коем случае не ходите по заказчикам или инстанциям и не просите: «Дяденька, ну дайте что-нибудь попроектировать». В лучшем случае вам дадут придумывать те же корпуса для электроприборов.
Продолжение интервью по просьбе редакции доступна на ART1. Читать дальше...