Вице-президент Apple по промышленному дизайну 43-летний Джонатан Айв, принявший участие в создании iMac, iPod, iPhone и многих другие продуктов, планирует вернуться в родную Англию и, возможно, покинуть компанию. В среде фанатов Apple и рыночных аналитиков ходят панические слухи: Айв находится «на ножах» с руководством корпорации, его не хотят отпускать на родину.
Айв считается одним из ключевых и самых талантливых сотрудников Apple. По личному вкладу в успех корпорации за последние два десятилетия многие ставят его на второе место после Стива Джобса. О том, почему Айв важен для рынка промышленного дизайна и каковы будут последствия его ухода, Slon.ru рассказал Аарон Маркус, президент компании AM+A, один из самых известных специалистов по технологическому дизайну и юзабилити.
– Как вы прокомментируете слухи о возможном уходе Айва из Apple? Действительно ли он сегодня играет такую большую роль в компании, какую ему приписывают?
– Я знаю Джонатана, немного знаю его сегодняшние обстоятельства и готов присоединиться к многочисленным тревожным голосам обеспокоенных его возможным уходом из корпорации. Некоторые мои коллеги в блогах даже рады этой новости. Если Айв уйдет, считают они, Apple откроет двери для рынка профессионалов, произойдет его оживление, усилится конкуренция. Ведь новый главный дизайнер в такой total design-компании, как Apple, – это новые подходы, новые люди, новые партнеры, новые подрядчики и т.д. Айв работает в компании с начала 90-х годов, и все это время Стив Джобс именно ему доверял ключевые вопросы промышленного дизайна, юзабилити, дизайна интерфейса, – альтернативные решения не рассматривались.
Я на эти простодушные реплики отвечаю так. Не радуйтесь раньше времени. Уход Айва не только не освежит рынок, он его «уронит». Во многом именно благодаря Айву статус промышленного дизайнера поднят сегодня до заоблачных высот. Ни в Microsoft, ни в Google дизайнеры никогда не имели такого влияния как в Apple. И, возможно, никогда не будут больше иметь, если Айв уйдет. Он держит планку.
– Айв, по вашим словам, отвечает не только за внешний вид устройств Apple, но и за дизайн интерфейсов, юзабилити, часто за философию продуктов. Как он в таком случае делит компетенцию с Джобсом, который, по общему мнению, и определяет в компании все возможное и невозможное?
– Это связка. Связка Джобса и Айва – сегодня лучшая на рынке. И я не исключаю, что обострение отношений между оперативным менеджментом компании и Айвом произошла потому, что эта связка разорвалась, когда Джобс отошел от дел в связи с болезнью. Почему я говорю, что эта связка важна для рынка? Я работал с разными компаниями и знаю, как там организовано взаимодействие менеджмента и дизайнеров. Проблема уже в самом разделении – менеджерской и дизайнерской компетенции. Дизайнер, в каком бы статусе он ни был, – это исполнитель, работу которого оценивает менеджер.
Я сам не раз был в такой роли, но в моем случае она была логичной, так как я выступал в качестве внешнего консультанта и подрядчика. Но так происходит даже в тех случаях, когда главный дизайнер много лет работает внутри корпорации. Ты приносишь макеты, делаешь длинные презентации, вносишь правки, идет обычная работа. Но конечный продукт в результате – это продукт менеджерских решений. Индустриальный дизайнер выступает как талантливый художник при короле. Его все любят, платят хорошие деньги, восхищаются его работами, но потом запираются где-то в кабинетах и шаманят над его рисунками.
В Apple впервые разрушили эту конструкцию. Айв – полноправный менеджер компании. Это не раз обсуждалось, но известно, что некоторые известные продукты Apple – например, iPod – имели несколько принципиально разных решений. Вы не поверите, iPod мог быть совсем другим. И то, что мы имеем сегодня, это выбор Айва. Он сам принимал решение. То есть вопреки общему мнению, заслуга Джобса заключалась не в том, что он что-то придумал, а в том, что у него хороший вкус и гибкие управленческие навыки: ему не зазорно делегировать полномочия талантливому человеку, который раз за разом выдает хороший продукт.
– Известно, что многие отличительные черты дизайна устройств Apple появились задолго до Айва: это и снежно белый цвет, и эксперименты с пластиком. В чем главная заслуга Айва перед мировым дизайном? Что он привнес в Apple?
– Как известно, Джобс сделал дизайн главной технологией компании еще в 80-х годах. С помощью дизайна он хотел конкурировать с PC, которые тогда выглядели совсем серо и безлико. Но опять же: белый цвет, скругленные углы и линии, слои из разных материалов, «не черновая» отливка пластика, – это все придумал не Джобс. Это заслуга специалистов компании Frog Design, с которой тогда плотно сотрудничала Apple. Но заслугой Джобса стало то, что уже тогда он выработал стратегию total design и дал дизайнерам большие полномочия. Кроме того, он работал мощнейшим фильтром по отсеву идей и выбирал только лучшее.
Но постепенно Джобс разочаровался в аутсорсинговой модели. Ведь в том же Frog Design – отличные специалисты, но Джобсу хотелось длинных решений, а стороннюю компанию он даже формально не мог подпускать к стратегическим замыслам. Айв нашелся весьма кстати. Ему дали вводные, от которых, по мнению Джобса, надо было отталкиваться, но при этом не ограничили его в долгосрочном креативе. И дальше Айв сделал следующее. Он первым на рынке создал модель взаимного обогащения корпусного дизайна и интерфейсов. Не дизайн ради дизайна, а дизайн, определяющий и функциональность, и интерфейс устройства. И наоборот.
Например, в 80-х годах у Маков были отличительные особенности интерфейса – скругленные линии уголков экрана и горизонтальные линии заголовков окон. Отсюда уже позже появились скругленные линии корпусов устройств. Дизайн подстроили под внешний вид экранного решения. Айв же посмотрел на это комплексно: ничто не следовало друг за другом, а образовывалось вместе. Разрабатывался интерфейс, который гармонично выливался в дизайн корпуса. Или как в случае с iPod – маленький корпус с минимальной навигацией определил принцип shuffle.
– Какое решение Айва вам лично как дизайнеру больше нравится – iMac, iPod или iPad?
– Я поклонник «айподов». Когда я видел первые прототипы устройства, то, признаюсь, не верил, что это реализуемо. Эта поразительная компактность, которая, как я считаю, является большей революцией в дизайне, чем iPad. «Айпэды» – это, в первую очередь, юзабилити и интерфейс. Его можно было бы внедрить в теннисную ракетку или в ободок квадратного сачка, эффект был бы тот же, а заодно была бы ручка – удобно носить. Я шучу, но iPod все-таки более революционен. Хотя бы с точки зрения подходов к материалам: совмещение различных видов пластика и металлических частей – при этом бесшовное, без применения открытых креплений. Продукт полностью закрыт и един.
– Так что же будет с Apple, если Джонатан Айв все-таки покинет компанию? Новых айподов и айпэдов уже не будет? Мне кажется, Айв так долго и плодотворно трудился в Apple, что заданных им темпа и наработок хватит еще на много лет вперед.
– Я думаю, если Айв уйдет, Apple ждет новая эра аутсорсинга. Найти дизайнера такого же уровня, который согласится уйти в корпоративное подчинение к Apple, добровольно надеть на себя «золотые наручники», сейчас практически невозможно. Особенно в условиях, когда уже не будет прямой связи с Джобсом. Думаю, лет на пять у Apple хватит заряда Айва, а дальше будет тяжело. Айв – это Гауди современного промышленного дизайна. Такие бывают один раз. Так что, если он уйдет, Apple ждут интересные приключения и поиски новых решений. Практически его уход может, во-первых, серьезно повлиять на американский и европейские рынки контрактов крупных дизайнерских контор. А во-вторых, Apple может начать эксплуатировать старые решения и доставать из запасов то, что хранилось на «черный день». А таких запасов у нее за последние 10 лет очень много.
Петр Биргер
Источник: http://slon.ru/articles/539227/