DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИНТЕРВЬЮ

02 марта 2011

«Дизайнерского заряда у Apple хватит лет на пять, а дальше будет тяжело»

Что будет с Apple, если ее покинет главный дизайнер Джонатан Айв.

Вице-президент Apple по промышленному дизайну 43-летний Джонатан Айв, принявший участие в создании iMac, iPod, iPhone и многих другие продуктов, планирует вернуться в родную Англию и, возможно, покинуть компанию. В среде фанатов Apple и рыночных аналитиков ходят панические слухи: Айв находится «на ножах» с руководством корпорации, его не хотят отпускать на родину.


Айв считается одним из ключевых и самых талантливых сотрудников Apple. По личному вкладу в успех корпорации за последние два десятилетия многие ставят его на второе место после Стива Джобса. О том, почему Айв важен для рынка промышленного дизайна и каковы будут последствия его ухода, Slon.ru рассказал Аарон Маркус, президент компании AM+A, один из самых известных специалистов по технологическому дизайну и юзабилити.

images: image_1

Как вы прокомментируете слухи о возможном уходе Айва из Apple? Действительно ли он  сегодня играет такую большую роль в компании, какую ему приписывают?

– Я знаю Джонатана, немного знаю его сегодняшние обстоятельства и готов присоединиться к многочисленным тревожным голосам обеспокоенных его возможным уходом из корпорации. Некоторые мои коллеги в блогах даже рады этой новости. Если Айв уйдет, считают они, Apple откроет двери для рынка профессионалов, произойдет его оживление, усилится конкуренция. Ведь новый главный дизайнер в такой total design-компании, как Apple, – это новые подходы, новые люди, новые партнеры, новые подрядчики и т.д. Айв работает в компании с начала 90-х годов, и все это время Стив Джобс именно ему доверял ключевые вопросы промышленного дизайна, юзабилити, дизайна интерфейса, – альтернативные решения не рассматривались.

Я на эти простодушные реплики отвечаю так. Не радуйтесь раньше времени. Уход Айва не только не освежит рынок, он его «уронит». Во многом именно благодаря Айву статус промышленного дизайнера поднят сегодня до заоблачных высот. Ни в Microsoft, ни в Google дизайнеры никогда не имели такого влияния как в Apple. И, возможно, никогда не будут больше иметь, если Айв уйдет. Он держит планку.

images: image_2

Айв, по вашим словам, отвечает не только за внешний вид устройств Apple, но и за дизайн интерфейсов, юзабилити, часто за философию продуктов. Как он в таком случае делит компетенцию с Джобсом, который, по общему мнению, и определяет в компании все возможное и невозможное?

– Это связка. Связка Джобса и Айва – сегодня лучшая на рынке. И я не исключаю, что обострение отношений между оперативным менеджментом компании и Айвом произошла потому, что эта связка разорвалась, когда Джобс отошел от дел в связи с болезнью. Почему я говорю, что эта связка важна для рынка? Я работал с разными компаниями и знаю, как там организовано взаимодействие менеджмента и дизайнеров. Проблема уже в самом разделении – менеджерской и дизайнерской компетенции. Дизайнер, в каком бы статусе он ни был, – это исполнитель, работу которого оценивает менеджер.

Я сам не раз был в такой роли, но в моем случае она была логичной, так как я выступал в качестве внешнего консультанта и подрядчика. Но так происходит даже в тех случаях, когда главный дизайнер много лет работает внутри корпорации. Ты приносишь макеты, делаешь длинные презентации, вносишь правки, идет обычная работа. Но конечный продукт в результате – это продукт менеджерских решений. Индустриальный дизайнер выступает как талантливый художник при короле. Его все любят, платят хорошие деньги, восхищаются его работами, но потом запираются где-то в кабинетах и шаманят над его рисунками.  

В Apple впервые разрушили эту конструкцию. Айв – полноправный менеджер компании. Это не раз  обсуждалось, но известно, что некоторые известные продукты Apple – например, iPod – имели несколько принципиально разных решений. Вы не поверите, iPod мог быть совсем другим. И то, что мы имеем сегодня, это выбор Айва. Он сам принимал решение. То есть вопреки общему мнению, заслуга Джобса заключалась не в том, что он что-то придумал, а в том, что у него хороший вкус и гибкие управленческие навыки: ему не зазорно делегировать полномочия талантливому  человеку, который раз за разом выдает хороший продукт.

Известно, что многие отличительные черты дизайна устройств Apple появились задолго до Айва: это и снежно белый цвет, и эксперименты с пластиком. В чем главная заслуга Айва перед мировым дизайном? Что он привнес в Apple?

– Как известно, Джобс сделал дизайн главной технологией компании еще в 80-х годах. С помощью дизайна он хотел конкурировать с PC, которые тогда выглядели совсем серо и безлико. Но опять же: белый цвет, скругленные углы и линии, слои из разных материалов, «не черновая» отливка пластика, – это все придумал не Джобс. Это заслуга специалистов компании Frog Design, с которой тогда плотно сотрудничала Apple. Но заслугой Джобса стало то, что уже тогда он выработал стратегию total design и дал дизайнерам большие полномочия. Кроме того, он работал мощнейшим фильтром по отсеву идей и выбирал только лучшее.

Но постепенно Джобс разочаровался в аутсорсинговой модели. Ведь в том же Frog Design – отличные специалисты, но Джобсу хотелось длинных решений, а стороннюю компанию он даже формально не мог подпускать к стратегическим замыслам. Айв нашелся весьма кстати. Ему дали вводные, от которых, по мнению Джобса, надо было отталкиваться, но при этом не ограничили его в долгосрочном креативе. И дальше Айв сделал следующее. Он первым на рынке создал модель взаимного обогащения корпусного дизайна и интерфейсов. Не дизайн ради дизайна, а дизайн, определяющий и функциональность, и интерфейс устройства. И наоборот.

Например, в 80-х годах у Маков были отличительные особенности интерфейса – скругленные линии уголков экрана и горизонтальные линии заголовков окон. Отсюда уже позже появились скругленные линии корпусов устройств. Дизайн подстроили под внешний вид экранного решения. Айв же посмотрел на это комплексно: ничто не следовало друг за другом, а образовывалось вместе. Разрабатывался интерфейс, который гармонично выливался в дизайн корпуса. Или как в случае с iPod – маленький корпус с минимальной навигацией определил принцип shuffle.

Какое решение Айва вам лично как дизайнеру больше нравится – iMac, iPod или iPad?

– Я поклонник «айподов». Когда я видел первые прототипы устройства, то, признаюсь, не верил, что это реализуемо. Эта поразительная компактность, которая, как я считаю, является большей революцией в дизайне, чем iPad. «Айпэды» – это, в первую очередь, юзабилити и интерфейс. Его можно было бы внедрить в теннисную ракетку или в ободок квадратного сачка, эффект был бы тот же, а заодно была бы ручка – удобно носить. Я шучу, но iPod все-таки более революционен. Хотя бы с точки зрения подходов к материалам: совмещение различных видов пластика и металлических частей – при этом бесшовное, без применения открытых креплений. Продукт полностью закрыт и един.

Так что же будет с Apple, если Джонатан Айв все-таки покинет компанию? Новых айподов и айпэдов уже не будет? Мне кажется, Айв так долго и плодотворно трудился в Apple, что заданных им темпа и наработок хватит еще на много лет вперед.

– Я думаю, если Айв уйдет, Apple ждет новая эра аутсорсинга. Найти дизайнера такого же уровня, который согласится уйти в корпоративное подчинение к Apple, добровольно надеть на себя «золотые наручники», сейчас практически невозможно. Особенно в условиях, когда уже не будет прямой связи с Джобсом. Думаю, лет на пять у Apple хватит заряда Айва, а дальше будет тяжело. Айв – это Гауди современного промышленного дизайна. Такие  бывают один раз. Так что, если он уйдет, Apple ждут интересные приключения и поиски новых решений. Практически его уход может, во-первых, серьезно повлиять на американский и европейские рынки контрактов крупных дизайнерских контор. А во-вторых, Apple может начать эксплуатировать старые решения и доставать из запасов то, что хранилось на «черный день». А таких запасов у нее за последние 10 лет очень много.

Петр Биргер
Источник: http://slon.ru/articles/539227/

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Кстати, Apple только что представили iPad 2. Черт, они опять всех сделали!!! Главным ведущим мероприятия выступил Стив Джобс. Именно он и сформулировал основной посыл Apple, которым они руководствовались в создании iPad 2: «В ДНК Apple зашито, что невозможно ограничиваться только технологиями. Технологии неотделимы от гуманитарных наук — и это утверждение как никогда справедливо для устройств посткомпьютерной эпохи. Конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях персональных компьютеров. Это не тот путь, который выбирает Apple — на самом деле, будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее привычных PC».

В ТЕМУ

10 июня 2015

Интервью с Александрой Саньковой, Директором Московского Музея Дизайна

В этом году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время он из проекта «музея на колесах» превратился в известную институцию: организовал 5 выставок, которые посетили почти полмиллиона человек, снял цикл документальных фильмов о дизайне, и, в конце концов, остался без постоянной площадки. Вопреки всему музей дизайна продолжает делать одни из самых громких проектов в сфере культуры и не намерен останавливаться.  далее

Контекст » Интервью

03 апреля 2013

Дизайнер и пустота. Интервью Designet питерскому ART1

Будучи в Питере в марте мы с Сашей побеседовали с Митей Харшаком, который теперь дважды редактор - журнала "Проектор" и нового арт-ресурса ART1. Вот вам и интервью, как водится - о дизайне и дизайнерах.  далее

Контекст » Интервью

25 декабря 2012

Дизайнер
Дизайнер "Нивы". Валерий Павлович Сёмушкин

Валерий Павлович Сёмушкин — один из ярких представителей выпускников факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Многие годы он работал в автомобильном дизайне, руководил одним из художественно-конструкторских отделов НТЦ АвтоВАЗа. Он же автор концепции «кроссовера», он же дизайнер ВАЗ 2121 «Нива» и Chevy NIVA. Полное интервью предоставлено автором, Сергеем Хельмяновым. Сокращенный текст был опубликован в последнем номере журнала "Проектор". Редкая возможность познакомиться со взглядом отечественного дизайнера из нескольких поколений до. Интервью большое, запасайтесь терпением!  далее

Контекст » Интервью

07 декабря 2012

внешняя ссылка, откроется в новом окнеТехнологический спецназ

Интервью Владимира Пирожкова журналу "Эксперт". Букв много, но о многом из этого мы уже знаем...

Контекст » Интервью

15 августа 2012

RealtimeBoard - инструмент для совместной работы проектных команд | 1

Проекты становятся все сложнее, людей в них занято все больше, он могут при этом работать в разных концах света - нормальная, даже рядовая ситуация для любой мало-мальски активной и развивающейся дизайн-компании. Чтобы справиться с управлением такими процессами, мы используем облачные сервисы для работы c документами, для хранения фалов, для координации задач - GoogleDocs, DropBox, BaseCamp и мн. др. Сегодня мы хотим познакомить вас с еще одним, крайне многообещающим инструментом, созданным нашими пермскими друзьями. Встречайте (громкая музыка и апплодисменты) - RealtimeBoard!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |