DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИНТЕРВЬЮ

15 декабря 2010

4. Проблемы промышленного дизайна. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна"

Комментариев: 0Добавить свой комментарий

images: image_1

Продолжаем публиковать выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым.
Модератор – Андрей Самонаев, известный как владелец магазина Design-boom на Сретенке, организатор Sretenka Design Week а также основатель Московского Центра развития дизайна.

 

ЧАСТЬ 4


Выступления в четвертой части: Екатерина Храмкова, генеральный директор дизайн-агентства инновации Lumiknows. Прохор Тебин, представитель Экспертного клуба промышленности и энергетики. Владимир Семенихин, руководитель дизайн-студии «Самолет».

(...)

А.Самонаев. Я бы хотел пригласить специалиста в области дизайн-мышления Екатерину Храмкову.

E.Храмкова. Я генеральный директор дизайн-агентства инновации Lumiknows. Также являюсь заведующей кафедрой дизайна и инновации Московской финансово-промышленной академии, преподаю в Британской высшей школе дизайна и веду колонку в Harvard Business Review по вопросам дизайн-мышления и инноваций.

Я решила рассмотреть комплекс вопросов, которые мы сегодня обсуждаем, с другой стороны. Я хотела бы вам рассказать о том, какую роль в создании инновационных продуктов играет дизайн-мышление.


Свои рассуждения я во многом базирую на том, что последние несколько лет мне пришлось участвовать во многих школах-тренингах для инновационного предпринимательства, где команды приходят со своими продуктами, новыми продуктами в абсолютно разных областях – начиная от IT и нанотехнологий и заканчивая медицинским оборудованием или мебелью. Они приносят их, чтобы сделать на этой базе свой новый бизнес. И, безусловно, перед ними встаёт вопрос понимания того, насколько их бизнес и их продукт отвечают потребностям рынка.

Ключевой темой моих тренингов является New Product Design and Development, создание и разработка нового продукта. И стадия, на которой происходит, так скажем, неопределённость – это как раз стадия работы с потребностями пользователей и интерпретация их в виде дизайн-брифа, готового для дальнейшей отработки.


Сегодня у нас на дворе 2010 год, и мы в России вот только-только, к сожалению, начинаем постепенно понимать, что профессия дизайнера поменяла свою суть, переместившись из области рисования в область мышления, от стилизации к инновации, от придания вещи формы к визуализации новых парадигм в бизнесе.


Прежде чем я расскажу о своём видении, я хочу привести такую интересную статистику. Удивительно, что никто особенно не обращал на нее внимания, хотя на страницах Business Week эта статистика присутствует практически параллельно. Там есть разделы «Технологии», «Малый бизнес», «Предпринимательство», есть раздел «Инновации», и в разделе «Инновации» дизайн стоит через запятую. То есть – это синонимы. Но для нас дизайн – это некое формотворчество, некая стилизация, украшательство. Вот это абсолютно не соответствует тому понятию дизайна, которое сформировалось в западной индустрии дизайна уже лет десять назад. Мы пока оперируем понятиями 20-30-летней давности, к сожалению.

Так вот, если посмотреть рейтинг Business Week на самый лучший дизайн, best promdesign, а они отслеживают это с 2003 года, то можно увидеть, какова доля азиатских компаний в этом рейтинге. С 2003 года это примерно на одном уровне. С 2006-го начинается резкий скачок. Четверть победителей в области промышленного дизайна пришли из Азии. Сегодня эти цифры увеличиваются.

Самое интересное, что этот рейтинг находит свою корреляцию, своё отражение в рейтинге самых инновационных компаний мира. В 2010 году, впервые за всю историю этого существования этого рейтинга, компании из Азии оказались в лидерах: их оказалось больше, чем компаний из Европы и Америки. Вот это наше стереотипное мышление на тему того, что китайцы – они хорошо копируют, они могут стилизовать… Мировой бизнес, мировая индустрия дизайна – они не учитывали возможностей мощного потенциала китайского рынка с точки зрения создания инновационных продуктов. В какой-то степени мы здесь что-то проглядели.

А что такое дизайн в России? Если мы посмотрим на результаты поиска на Ozone по запросу на слово «дизайн», мы найдём буквально всё: от дизайна ногтей до дизайна сада. Если мы зададим там поиск «дизайн и инновации», то будет ровно ноль, «ничего не найдено». Если мы забьём то же самое: design innovation в Amazonе, мы найдём более 50 наименований. Понятно о чём речь?

В мире проходит уже множество крупных мероприятий, посвящённых дизайн-мышлению, проводимых крупным бизнесом. Переломным моментом был Всемирный экономический форум в Давосе в 2006 году, темой которого был креативный императив, и дизайнеры обучали компании, как создавать инновационную бизнес-культуру. Даже не инновационный продукт – а бизнес-культуру!

Сейчас вышла очень интересная книга Design Driven Innovation («Инновации, порождаемые дизайном») Роберто Верганти, мы с ним, кстати, встречались летом. До сих пор исследования инноваций было сфокусировано либо на радикальных инновациях, подталкиваемых технологиями, либо на постепенных инновациях, которые требует рынок. Верганти переворачивает привычный подход. Он предлагает третий путь: инновации, порождаемые дизайном, не приходят с рынка – они создают новые рынки, они продвигают новые технологии, они прокладывают дорогу совершенно новому в жизни людей. Для компании это означает умение видеть будущее и привносить это будущее в жизнь своих потребителей.


Инновационное предпринимательство – это поиск возможностей вне зависимости от ресурсов, которыми предприниматель обладает в данный момент. Инновация – это особый инструмент предпринимателя, посредством которого он использует изменения как возможность создания другого бизнеса, другой услуги. Я приведу одну цитату про инновационный дизайн: «Умение видеть новые возможности фундаментально для инновационного дизайна – будь то продукты, города или бизнес-стратегии». Так что инновационное предпринимательство и инновационный дизайн – это вещи взаимосвязанные.

И я хотела бы поделиться опытом проведения дизайн-исследований, буквально пару примеров. В силу того, что, действительно, с российским клиентом работать пока сложно, он не до конца понимает необходимость инновационных продуктов и важность дизайн-исследований, в основном мы работаем с крупными, глобальными западными брендами, которые сами приходят и говорят: «Нам нужны дизайн-исследования!». Нам не надо им объяснять, как это важно.

Например, мы делали проект для мирового лидера в области электротехнического оборудования Danfoss. У них есть такой продукт – тёплый пол. Они разработали монтажную ленту, в которую укладывается тепловой кабель. Перфекционисты-инженеры в далёкой Дании разработали определённые решения, согласно которым предполагалось, что один раз уложив кабель, не потребуется никаких изменений. «Зачем же изменения, – подумали они, наверное, – когда мы написали такие подробные инструкции, прописали все возможные варианты и схемы. У вас есть определённый метраж, у вас есть определённое количество кабеля, формулы даны – всё, рассчитайте!».

Что происходит в реальных условиях российского рынка? Происходит то, что мы сначала пробуем, сначала укладываем, а потом смотрим: хватило или не хватило, получается или не получается? В большинстве случаев не хватает, потому что, как известно, монтажники, которые у нас работают на этом рынке, у них несколько другая квалификация, чем в Дании. Они вообще не читают инструкции, не смотрят на эти схемы, не пользуются формулами. В результате в дорогостоящей квартире, где установлена джакузи, человек, ставя ногу на пол в ванной комнате, где инсталлирована система тёплого пола, попадает именно на то место, где холодно.

Прораб монтажной бригады, которая укладывала этот пол, так и не признался хозяину, в чём дело, он сказал нам на ухо: «Вы знаете, у этой монтажной ленты нет обратного хода. Мы уложить-то уложили, а оказалось, что её не хватает». Когда мы проводили это исследование, мы общались со многими владельцами продукта, мы из них пытались вытащить какие-то моменты, которые связаны с такими латентными вещами, которые трудно даже им самим сформулировать.

Мы делали проект для Московского метрополитена – редизайн кабин контрольно-пропускных служб метрополитена. И выяснилось, что моменты, которые, собственно говоря, являются ключевыми при выполнении оператором своих функций, они абсолютно не отрефлексированы самим оператором. Вот это, кстати, тот случай, когда маркетинговые исследования абсолютно не работают. То есть, если мы спросим оператора, что ему не хватает, он не сможет это сформулировать, потому что на эту тему просто не задумывался, все происходит на автомате. Но, тем не менее, это как раз те самые моменты, которые необходимо учитывать, если мы хотим создать продукт, который был бы максимально удобным в работе, в обслуживании, в ремонте.

И в завершение своей короткой презентации я хотела бы вам сказать: если вы в течение дня не обнаружили ничего странного – считайте, что ваш день не удался.

Если есть вопросы, я готова на них ответить.


Вопрос. Екатерина, вы очень убедительно показали важность исследований. А вот что касается развития российского промдизайна – какие действия, на ваш взгляд, необходимы от профессионального сообщества, от властей для того, чтоб этот рынок развивался?

E.Храмкова. Ну, я считаю, что, прежде всего, здесь необходимо повышать уровень узнаваемости понятия «дизайн» на всех уровнях. Здесь должна быть очень насыщенная, я бы сказала, информационно-просветительская работа. Она должна быть крайне насыщенной и в коридорах власти и на самых разных уровнях…

Вопрос. А каким образом её делать? То есть, кто её должен делать – Строгановское училище или кто?

E.Храмкова. Я думаю, это всё должно идти…

Реплика. В Сколково, наверное…

E.Храмкова. Как раз Сколково приглашает меня почитать на эту тему – «Дизайн-мышление». У них есть у них интерес к этой проблематике, они понимают, что важно создавать образовательные программы с учётом тенденций, которые появятся в будущем. Не на сегодняшние задачи нацеливать людей в их образовании, а на будущие задачи. В этом смысле умение работать человека с неопределённостью, когда перед вами огромный комплекс разрозненных пластов информации, это такой момент, в котором дизайнеры на самом деле могут помочь.




А.Самонаев. Спасибо большое. Сейчас времени у нас уже мало осталось.  Пожалуйста, Владимир Семенихин, дизайн-студия «Самолет».

В.Семенихин. Замечательное действо сегодня происходит. Жалко, что мало народа.

Всегда хочется результат видеть, помимо слов, теорий. Поэтому по нашей инициативе был создан Центр развития дизайна. По инициативе четырех человек. Это Андрей Саманаев, я, Ирина Журавлева и Татьяна Михалина. И все вопросы, которые сегодня освещались, мы все время об этом говорили. И поняли, что если не начнем сами что-то делать, то ничего и не будет.

Каждый из нас состоялся в профессии, каждый достаточно самостоятельно достигает результатов. После Строгановки у меня лично уже прошло 30 лет. Я занимаюсь графическим дизайном, успешно занимаюсь, увеличиваю продажи. Поэтому работы много. И результаты есть. Но всем нам не хватает объединения в действиях, не хватает информации…

И мы создали некоммерческое партнерство Центр развития дизайна как центр объединения дизайнеров. Только что Центр провел Неделю российского дизайна SretenkaDesignWeek.

Я хотел бы, чтобы дизайнеры как-то объединились.Чтобы мы были более продуктивны. Чтобы не на энтузиазме нас четверых, а все вместе мы сделали бы более результативными наши действия, воплощали бы свои идеи в материале.



А.Самонаев. От Экспертного клуба промышленности и энергетики слово просит Прохор Тебин. Я надеюсь, коротко?

П.Тебин. Мне выпала честь передать вам послание руководителя Экспертного клуба промышленности и энергетики Георгия Эдгардовича Афанасьева, которое он назвал «От цеховой организации к продюсерской деятельности».

Промышленный дизайн рассматривается нами в рамках формирования нового инновационного общества и новой экономики. Дизайн – один из элементов строящейся инновационной экономики и инструмент перехода от текущего устройства деятельности, центрированного на сырье и производстве, к обществу, ориентированному на развитие как к стилю жизни, потребления и работы.

Среди разных типов программирования и организации сложноустроенной деятельности выделяется особая группа технологий, для которых можно ввести общее понятие «технологии управления развитием». Вся современная европейская цивилизация построена на идее развития, движения к все более и более совершенным формам жизни и деятельности, инновационности.

Развитие является одной из базовых ценностей, заложенных в культуру. Возникновение современного дизайна напрямую связано с преодолением крупнейшего кризиса прошлого века, а именно, «Великой Депрессии». До кризиса мир был несколько другим. Почти все его производство ориентировалось на создание товаров и их долгосрочное использование. Изменение технологий типа занятости населения привело к тому, что объем производства резко вырос, а объем потребления остался примерно на текущем уровне, что привело к кризису глобального перепроизводства и затоваривания рынков.

Решением проблемы стал механизм создания избыточного потребления, основанного на идеях моды, сезонности, престижа. Так появилась современная индустрия, современная модель потребления. Как мы видим, это решение привело к кризису нашего века, то есть к кризису глобального перепотребления, поддержанного кредитными схемами.

Хороший шанс на выход из нового кризиса в начале XXI века состоит в переходе к инновационному обществу. В этом процессе дизайн тоже может сыграть важную роль.

До сих пор работы по дизайну организованы самым архаичным образом в виде студии или мастерской. Очевидно, что эта форма обладает всеми свойствами, которые не позволяют ей войти в инновационную экономику. Такое производство нельзя масштабировать. Лидер подобной организации не может распределить свое время на значительное количество проектов, чаще даже на два не может. И либо он вынужден сосредоточиться на одном из проектов, и компания не может позволить себе крупные проекты, либо же лидер должен сосредоточиться на маркетинговой функции. А реальную работу вынуждены делать другие люди.

Здесь будет уместно вспомнить один из цеховых уставов, где говорилось, что ни один мастер не должен брать себе больше трех подмастерьев, чтобы в каждой вещи чувствовалась рука мастера.

Но кроме студии или мастерской существуют другие варианты организации деятельности. Например, создание массовой профессии. В штате любой организации на сегодняшний день есть такие профессии, как IT-специалист, бухгалтер, менеджер, юрист. Пока в штатном расписании дизайнеры в компаниях встречаются не часто. Хотя может когда-нибудь сложиться ситуация, когда это будет так.

Есть еще одна форма организации, совмещенная с выделением позиции продюсера. Особенность этой формы организации состоит в том, что если авторско-студийная деятельность – это работа на заказ, работа за зарплату, то продюсерская деятельность – это генерация проектов полного цикла. И фандрайзинг средств на проекты – не самая существенная часть данной деятельности.

Как же может выглядеть поддержка государства данных проектов и данного вида деятельности? По отношению к студиям государство может осуществить поддержку выхода на внешние рынки. Например, так было в Финляндии. И показателем развития дизайна в Финляндии было количество зарубежных контрактов у отечественных фирм. Также возможно оказание помощи при участии в выставках, продвижение площадок для презентаций. И это было бы тоже существенной поддержкой.

Понятная поддержка может быть в виде субсидирования оказанных услуг. Государство может субсидировать часть затрат предприятия на дизайн, таким образом помогая студиям встраиваться в производственную цепочку, стимулируя потребителя. Главное, что может сделать государство для больших продюсерских инициатив в сфере дизайна, – включать в стратегии проекты, которые могут решаться средствами системной сборки, средствами дизайна, понятого в широком смысле.

Критерии развития дизайна – не увеличение числа дизайнеров и даже не наращивание объема заказов, а включение дизайна в проекты управления развитием. Дизайн с его возможностью системной сборки не должен оставаться в субконтрактной позиции. Он может выйти в позицию продюсирования. Системы обслуживания, лечебно-диагностические процессы в медицинских учреждениях, городской транспорт, сфера образования – все это может выйти на новый уровень, если будет проектироваться с позиции целостной ответственности и с позиции дизайна.

Развивать студийную форму дизайна для государства практически бессмысленно, поскольку мастерские не берут на себя важные задачи, ответственность за конечный результат в целом. Это может сделать только продюсерский центр в сфере дизайна. Все программы развития дизайна должны ориентироваться на продюсинг, то есть на большие целостные проекты.

Благодарю за внимание.

А.Самонаев. Спасибо большое.

Много было высказано интересных мнений, проблематика понятна всем. Главное, наверное – это инициатива. То, что может что-то поменять. Я приведу в пример другие области. Общепит у нас неплохо в стране развивается. Я знаю работу Федерации рестораторов и отельеров, одно время состоял в ней. Там объединились успешные люди в этой области и много чего добились и на муниципальном уровне, и на федеральном. Изменили некоторые техрегламенты, пробили некоторые законы. И ведут активную работу просветительскую и в своих рядах, среди своих сотрудников, и в образовании.

Мы создали некоммерческое партнерство Центр развития дизайна. Это не ООО – учредительство или членство в нем ничего не дает. Наоборот, накладывает какие-то обязательства и обязанности. Мне кажется, что кого-то ждать, что кто-то придет сверху и что-то в Сколково чудесное создадут, и все это разовьется – мне кажется, это фантастика. Мне кажется, ничего этого не произойдет. Надо действовать самим.

В любом случае хорошо, что государство сейчас в эту сторону, в сторону инноваций обращает взгляд. Там пока нет слова «Дизайн». А есть уже определение «инноваций»? Она еще в работе, по-моему. Все, уже принята? Слово «дизайн» там на каком месте? Как драйвер инноваций?

Отлично. Я просто считаю, что в этом плане важна инициатива и снизу. Снизу – имею в виду от людей, кто в этой области занят. И мне кажется, первый шаг – это какое-то объединение. На любой основе – в рамках нашего некоммерческого партнерства или еще какого-то. Тогда действительно удобней говорить с властью, лоббировать интересы нашей отрасли, вести просветительскую работу.

В любом случае, мне кажется, здесь действительно важно целенаправленное совместное движение.

Всем спасибо. На этом объявляю перерыв.




Предыдущие части:


ЧАСТЬ 1.
Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок.

ЧАСТЬ 2.
Выступления во второй части: Умберто Джираудо, руководителю компании «Дизайн Завод» заведующим кафедрой промышленного дизайна в Британской высшей школе дизайна (взгляд западного человека на ситуацию с дизайном в России). Артем Киселев, представитель Национального партнерства развития субконтрактации» (малый и средний производственный бизнес Москвы). Святослав Саакян руководитель студии по транспортному и промышленному дизайну.

ЧАСТЬ 3.
В третьей части: большое выступление Сергея Смирнова, руководителя дизайн-студии Smirnov Design.

ЧАСТЬ 4.
Выступления в четвертой части: Екатерина Храмкова, генеральный директор дизайн-агентства инновации Lumiknows. Прохор Тебин, представитель Экспертного клуба промышленности и энергетики. Владимир Семенихин, руководитель дизайн-студии «Самолет».

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

10 июня 2015

Интервью с Александрой Саньковой, Директором Московского Музея Дизайна

В этом году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время он из проекта «музея на колесах» превратился в известную институцию: организовал 5 выставок, которые посетили почти полмиллиона человек, снял цикл документальных фильмов о дизайне, и, в конце концов, остался без постоянной площадки. Вопреки всему музей дизайна продолжает делать одни из самых громких проектов в сфере культуры и не намерен останавливаться.  далее

Контекст » Интервью

03 апреля 2013

Дизайнер и пустота. Интервью Designet питерскому ART1

Будучи в Питере в марте мы с Сашей побеседовали с Митей Харшаком, который теперь дважды редактор - журнала "Проектор" и нового арт-ресурса ART1. Вот вам и интервью, как водится - о дизайне и дизайнерах.  далее

Контекст » Интервью

25 декабря 2012

Дизайнер
Дизайнер "Нивы". Валерий Павлович Сёмушкин

Валерий Павлович Сёмушкин — один из ярких представителей выпускников факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Многие годы он работал в автомобильном дизайне, руководил одним из художественно-конструкторских отделов НТЦ АвтоВАЗа. Он же автор концепции «кроссовера», он же дизайнер ВАЗ 2121 «Нива» и Chevy NIVA. Полное интервью предоставлено автором, Сергеем Хельмяновым. Сокращенный текст был опубликован в последнем номере журнала "Проектор". Редкая возможность познакомиться со взглядом отечественного дизайнера из нескольких поколений до. Интервью большое, запасайтесь терпением!  далее

Контекст » Интервью

07 декабря 2012

внешняя ссылка, откроется в новом окнеТехнологический спецназ

Интервью Владимира Пирожкова журналу "Эксперт". Букв много, но о многом из этого мы уже знаем...

Контекст » Интервью

15 августа 2012

RealtimeBoard - инструмент для совместной работы проектных команд | 1

Проекты становятся все сложнее, людей в них занято все больше, он могут при этом работать в разных концах света - нормальная, даже рядовая ситуация для любой мало-мальски активной и развивающейся дизайн-компании. Чтобы справиться с управлением такими процессами, мы используем облачные сервисы для работы c документами, для хранения фалов, для координации задач - GoogleDocs, DropBox, BaseCamp и мн. др. Сегодня мы хотим познакомить вас с еще одним, крайне многообещающим инструментом, созданным нашими пермскими друзьями. Встречайте (громкая музыка и апплодисменты) - RealtimeBoard!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |