Впервые в России на выставке FIDexpo будут представлены работы лауреатов престижного международного конкурса Red Dot Design Award. Так называется одна из самых авторитетных наград в области дизайна, присуждаемая европейским институтом дизайна Design Zentrum Nordrhein Westfalen.
Экспозиция Red Dot продемонстрирует более 40 предметов с символом «Red Dot» в категории product design, представляющих номинации: Best of the Best («Лучшие из лучших»), Living Rooms and Bedrooms («Гостиные и спальни»), Archi tecture and Interior Design («Архитектура и дизайн интерьеров»), Lighting and Lamps («Светильники и лампы»).
Почетный гость FIDexpo - профессор Петер Цек, президент Red Dot GmbH и организации ICSID (International Council of Societies of Industrial Design), примет участие в деловой программе выставки, познакомит посетителей с ближайшими проектами Red Dot и своими взглядами на современный дизайн.
Накануне презентации Red Dot в Москве мы попросили господина Цека ответить на ряд вопросов, посвященных конкурсу Red Dot и предстоящему событию.
- По какому принципу отбираются участники Red Dot Design?
- Заявки на участие в конкурсе принимаются из всех стран мира. Производители и дизайнеры, как из Германии,
так и иностранные, могут подать на рассмотрение свои изделия, которые были представлены на рынке в течение двух последних лет.
- Какими качествами должны обладать конкурсные работы? Чему уделяется больше всего внимания при рассмотрении представленных работ?
- Изделие должно отвечать всем критериям отбора, которые определяет профессиональное жюри. Его состав меняется каждый год, что гарантирует справедливость и объективность принимаемых решений. Награда присуждается изделиям с самым оригинальным и ярким дизайном. Среди критериев отбора - актуальность, функциональность, качество, эргономика, долговечность, символическая и эмоциональная составляющая.
- Что дает компании и дизайнеру участие или победа в конкурсе, какие перспективы?
- В наши дни дизайн является эффективным инструментом для повышения уровня продаж и укрепления позиций отрасли на конкурентном рынке. Красная точка - это печать качества дизайна. Потребительские товары и товары для специалистов, отмеченные премией Red Dot, привлекают всеобщее внимание. Это признанный знак качества.
- По какому принципу выбирается «Команда года»?
- Прежде всего стоит отметить, что дизайнерские группы не могут сами подать заявку на участие в этой престижной номинации. Для выбора победителей мы, обращаясь к рекомендациям судей конкурса, тщательно отслеживаем все события в области дизайна и сами выбираем номинантов. Звание "Команда года" является авторитетным в профессиональной сфере и широко известно во всем мире. С 1991 года это звание было присуждено только тем дизайнерским группам, чьи передовые разработки повлияли на мировые рынки. В качестве знака признания дизайн-группа получает награду Радиус. Среди победителей прошлых лет - дизайн-группы Adidas, Pininfarina, Nokia, Apple и многие другие.
- Как отслеживаются патенты и авторские права конкурсных работ?
- Все участвующие в конкурсе дизайнеры и компании должны гарантировать, что они не будут нарушать права интеллектуальной собственности.Если кто-либо представит нам недостоверную информацию по этому вопро
су, его продукт не будет допущен к участию в конкурсе. Такие нарушения у нас очень строго наказываются! В прошлом у нас с этим не было никаких серьезных проблем.
- Как создать успешный продукт?
- Сложный вопрос. Здесь нет однозначного решения. Невозможно предсказать, будет ли дизайн успешным. Даже идеальный дизайн не обеспечивает продукту успех на рынке, так как этот успех зависит от многих факторов.
В то же время есть некоторые ключевые моменты, которые проводят черту между хорошим и плохим дизайном. Важен не только дизайн, но и функциональность продукта! Успех продукта на рынке говорит о том, что у него успешный дизайн и, наоборот, если продукт не продается, дизайн его недостаточно хорош. Такое вот простое правило. Потребителю нужно, чтобы товар был легким в использовании и выполнен в привлекательной форме, и это лишь немногие составляющие хорошего дизайна. Конечно же, и другие факторы, например, дистрибьюторская сеть или марке тинговые коммуникации, также важны.
- Что нужно, чтобы учредить один из самых важных конкурсов дизайна в мире? Не могли бы вы привести алгоритм или составляющие успеха в нескольких словах?
- Награда Red Dot Design не была бы столь престижной, если бы ее не присуждало столь профессиональное жюри. Кроме того, очень большое значение имеют установленные правила и организация конкурса в целом. У нас очень строгие правила, и мы всегда стараемся им неукоснительно следовать. Например, мы всегда назначаем судьями только независимых дизайнеров, и лишь 25% из них могут быть гражданами Германии. Таким образом, мы гарантируем наличие независимого международного жюри. Но, конечно же, в основе успеха лежит общее желание и стремление всей команды достичь хороших результатов!
- Как конкурс Red Dot Design будет представлен на выставке FIDexpo?
- Наши российские коллеги из выставочного объединения "РЕСТЭК" попросили представить на выставке FIDexpo некоторые продукты, которым была присуждена награда RedDot Design 2005, после того, как они посетили наш музей в Эссене. Мы очень рады, что продукты, высоко оцененные нашим жюри, станут частью выставки, которая пройдет в Гостином Дворе в Москве. Это также будет приятно компаниям, которые с удовольствием предоставят свои товары для этой цели.
- Как выбираются иностранные партнеры для организации конкурса?
- Мы всегда ищем партнеров с идеальной репутацией, партнеров, которые обладают чутьем на качественный дизайн. Найти их не так то просто.
- Что бы вы хотели пожелать конкурсу? Каковы мировые перспективы у награды Red Dot?
- Уже сегодня наш конкурс - это международное соревнование, в котором участвуют дизайнеры со всего мира. Мы расширили поле деятельности, создав в 2005 году конкурс Reddot: design concepts в Сингапуре. Красная точка, как гарантия качества дизайна, с каждым годом становится все более и более важным событием. Цифры говорят сами за себя: более 5000 изделий из почти 50-ти стран были зарегистрированы для участия в конкурсе Red Dot Design в 2005 году. Но еще многое предстоит сделать. Наша основная цель - расширить поле деятельности конкурса и открыть музеи Red Dot Design в разных частях мира, так же, как это было сделано в Сингапуре. Москва могла бы стать прекрасным местом для создания такого музея.
ПЕТЕР ЦЕК
Являясь специалистом в журналистике, психологии и искусствоведении, профессор Петер Цек (Peter Zec) уже более 20 лет работает в области дизайна. Первым его бизнесом после окончания института стала собственная голографическая студия. Следующим значительным этапом его деятельности стало участие в создании Центра искусств и медиатехнологий в городе Карлсрюх (ФРГ).
В это же время Петер Цек начинает активно изучать состояние современного дизайна. Результатом его исследований становится книга «Информационный дизайн», которая после выхода получила положительные отзывы ведущих дизайнеров Германии. Это стало началом его работы в области дизайна - ему предложили занять должность управляющего директора Немецкой ассоциации графического и промышленного дизайна.
В 1991 году профессор Петер Цек стал президентом известного Музея Дизайна - Design Zentrum Nordrhein Westfalen, который находится в немецком городе Эссен.
Сейчас Петер Цек живет как в Эссене, так и в Берлине. Многие годы он был экспертом по связям с общественностью и консультантом в области дизайна для многих немецких и иностранных компаний. В 30-ти странах мира он читает свои лекции.
Признанный специалист в области мирового и немецкого дизайна, профессор Петер Цек является издателем книг "Red Dot Design Year Book" и "International Yearbook Communication Design", а также автором шести книг, посвященных дизайну.
В 2003 году профессор Цек был избран президентом Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID, International Council of Societes of Industrial Design).
Источник: FIDexpo review, #2, 2006
Фото из архивов Designet