1. Имя/Фамилия/Возраст
Дима Шахматов
2. Где Вы родились и где живете сейчас?
Киев, Украина. Сейчас проживаю в Лос-Анджелесе, США
3. Где вы учились, кто учителя и наставники, главные авторитеты в профессии?
Art Center College of Design, Pasadena, USA
Авторитеты: Marcello Gandini - мечта любого дизайнера быть создателем таких икон как Lamborghini Countach, Espada, Miura или Lancia Stratos, и многих других. Philipe Starck - вот уж кто имеет fun. Этот человек перепробовал все: от унитазов до интерьеров ресторанов.
4. Что было Вашим первым самостоятельным проектом?
Я бы выделил два таких проекта.
Первый - задолго то того, как я начал какое-либо дизайн-обучение. Это был lounge-chair, школьный проект, который, возможно, и предсказал мое будущее. Второй - первый после окончания ACCD проект. Это было создание нового автомобиля на базе HUMMER H2 для пробного сериала на NBC Network.
5. Какие проекты Вам наиболее интересны?
Наибольший интерес для меня представляют те проекты, которые предоставляют мне полную свободу и в которых полностью раскрывается мой потенциал дизайнера. Также важно разнообразие проектов, что постоянно заставляет менять устоявшийся стиль работы, и тем самым помогает в профессиональном росте.
6. Какой из своих реализованных проектов или концептов можете назвать самым удачным, любимым, доставившим наибольшее удовлетворение? Почему?
Хочется считать, что все они были более или менее удачливыми. Огромное удовлетворение приносят те из них, финальный результат которых увидел свет дня, а не пылится где-нибудь на складе.
Я получаю удовольствие от entertainment проектов (игры, мультипликация, фильмы). В них не так часто сталкиваешься с проблемами, присущими повседневным, «реальным» проектам. Работа на NBC имела именно такой характер. Окунувшись в эту среду шоу-бизнеса, трудно возвращаться в обыденную жизнь, а тем более работать в замкнутом пространстве офиса.
7. Где и над какими проектами работаете?
На данный момент я работаю над проектом электрического автомобиля.
На этот проект я возлагаю большие надежды, и надеюсь что в скором будущем автомобиль будет представлен широкой публике.
8. Если можно - перечислите самые известные проекты, в которых вы принимали участие и уточните ваш вклад в проект.
С 2002 года мне посчастливилось участвовать в многочисленных автопроектах, работая с дизайн-бюро. В их число вошли концептуальные идеи и предложения для известных автопроизводителей, таких как Kia, Daewoo, Subaru,GM, Mitsubishi, Daihatsu и серии проектов для Hyundai. Пришлось также поработать над концептуальной частью проекта для Volvo Trucks.
Последние несколько лет я опробовал для себя новую для меня среду - custom cars, custom bikes. Несколько проектов близки к завершению.
9. Из каких источников черпаете вдохновение?
Огромную помощь оказывают многочисленные печатные издания, мода, архитектура, последние направления в мире дизайна. Часто вдохновение навеивается новыми товарами промышленного дизайна, будь то кресло или приемник...
Ну и живя в Л.А., нельзя не упомянуть погоду. Что может быть прекраснее теплого, солнечного дня в середине ноября? :-)
11. В чем отличие Вашего стиля и методов работы?
Признаюсь честно, многие решения и идеи в моей работе приходят совершенно спонтанно. Уверен, что это присуще многим дизайнерам и творческим людям вообще. Часто ловлю себя на том, что пытаюсь создать или повторить условия или атмосферу более благоприятные и продуктивные для созидания. В колледже приходилось много работать по ночам, поэтому частенько самое продуктивное время приходит за полночь. Я всячески пытаюсь изменить этот ритм, но то и дело ловлю себя на том, что в течении дня отовсюду черпаю энергию, чтобы выплеснуть ее между 11 и 3...4 ночи. В работе с клиентами я всегда стараюсь выдать 150%. Это особенно важно, будучи независимым дизайнером.
12. Что и как, по Вашему мнению, меняется в дизайне в последние годы? Что сегодня в наибольшей степени определяет успех новых проектов?
В последнее десятилетие меняется тенденция восприятия дизайна. Некоторое время назад промышленный дизайн не имел такого широкого распространения, и не нес ту роль, что он имеет сегодня. Дизайн диктует, и от него зависит успех или провал того или иного товара. Да и потребитель не может жить без хорошего дизайна. Хорошим примером этому будет продукция Apple и их дизайн и направление. Хороший дизайн + инновация = формула успеха.
13. Какие объекты (в любой области) Вы считаете высшими достижениями в дизайне? Есть ли среди них автомобили и если есть, то какие?
- Wally boats - авангард в судостроении
- Часы Jaeger - Le Coultre Reverso - 1931, Art Deco
- Porsche 911, 1971 - простота форм
- Bugatti Type 57SC Atlantic, 1938
- Строящися Китайский национальный центр плавания («Мыльный пузырь») для Олимпиады-2008
- Guggenheim Museum, Bilbao и Walt Disney Concert Hall - Frank Gehry
Это те, которые сразу же приходят на ум.
14. Каковы, на Ваш взгляд, главные качества дизайнера, необходимые ему для профессионального успеха?
На мой взгляд, важные качества для дизайнера это быть разносторонним и уметь адаптироваться под тот или иной проект. Немаловажно уметь думать и создавать «вне рамок» - "out-of-the-box thinking". Чем больше граней у вашего таланта, тем шире спектр ваших способностей и идей. Также важно умение расположить к себе потенциального клиента/заказчика и дать ему почувствовать и представить себя как наилучшего кандидата для данного проекта.
15. Ваши советы начинающим дизайнерам: что им необходимо предпринимать, а чего нельзя делать ни в коем случае?
Я думаю, что лучшими будут те советы, которые в свое время давали мне.
Делай и занимайся тем, что приносит удовольствие, прислушивайся к советам и наставлениям других. Увеличивай круг знакомств, особенно в своей индустрии. Не останавливайся на достигнутом и постоянно развивайся. Очень важно постоянно поддерживать свой уровень и следить за всем новым что происходит в мире дизайна. Знай себе цену, но не заносись. Уверенность - ценное качество, заносчивость - попытка самоутверждения, прикрытие неуверенности. Довольный собой человек никогда не будет набивать себе цену и создавать мнимый P.R. Не бойся пробовать и ошибаться.
16. Чем отличается работа дизайнера в России и за рубежом (если Вы можете сравнить это на собственном опыте)?
Не имею данного опыта, поэтому ничего не могу сказать.
17. На каком автомобиле Вы ездите сейчас?
Audi A4 quattro (2006)
18. Каким мобильным телефоном пользуетесь и почему?
Blackberry Curve - удобный, простой в обращении, хорош для многочисленных имейлов.
19. Ваши наручные часы сейчас? Пришлите фото на руке!
Tag Heuer Monza Chronograph
20. Каким Вы видите автомобиль будущего, лет через 15-20?
Автоиндустрия и технологии не сильно изменились за последние 100 лет. Поэтому ожидать чего-то сверхъестественного было бы ошибочно. В ближайшие 15-20 лет гибридные технологии будут основным акцентом индустрии. Определенную часть рынка будут занимать электрические автомобили и автомобили на топливных элементах.
В целом, автомобиль приобретет роль одного из многих в нашем обиходе tech-gadgets, что-то вроде Iphone'а на колесах.
В отношении материалов ситуация складывается иная. С приходом нанотехнологий появилось множество новых материалов, которые найдут применение в автоиндустрии.
Вероятно, что многие панели и элементы интерьера будут иметь многофункциональный характер.
В любом случае, не спешите брать уроки пилотажа: летать автомобили будут еще нескоро :-)
21. А Ваши личные планы на то же время?
У меня большое желание видеть как можно больше своих проектов «вживую». Как и любой другой творческий человек, я полон стремления внести мой вклад в историю дизайна этого столетия. И кто знает, может и моему имени предстоит ассоциация с той или иной дизайн-иконой того времени.
Я уверен, что у меня все еще впереди, и надеюсь что все сбудется. Чего и вам желаю...
22. Как и чем вы рисуете? Что вам нужно для визуализации своих идей?
Большую часть времени я использую ручку и маркеры. Photoshop - обычно финальная часть проекта, презентации. Позволяет придать более «живой» эффект тому или иному проекту.
23. Что вам удобнее и почему - традиционные инструменты (ручка, маркеры и т.д.) или новые технологии (цифровой планшет Wacom + Autodesk Aliasstudio, AdobePhotoshop)? Как вы считаете, есть ли у «компьютерного» рисования преимущество над традиционным, «бумажным»? В чем оно проявляется?
Большую часть времени я использую ручку и маркеры. Photoshop - обычно финальная часть проекта, презентации. Позволяет придать более «живой» эффект тому или иному проекту.
Wacom - очень удобен в обиходе дизайнера. Я отдаю ему предпочтение из-за чистоты, способности исправлять и дополнять работы, а также избегать вредные фиксаты и другую химию, присущую «бумажным» видам работ. В этом также и преимущество «компьютерного» рисования над традиционным.
24. Как сформировался ваш стиль рисования? Чьи работы оказали на вас наибольшее влияние и почему?
Первоначальный стиль рисования заключался в подражании чьим-либо работам, в процессе постоянного поиска сформировался мой стиль, но я часто продолжаю пробовать новые методы и стили.
Я всегда остаюсь под впечатлением от маркерных работ Антона Шаменкова. Большое влияние оказали многие инструктора во время обучения в ACCD.
25. Насколько владение трехмерным моделированием может заменить умение рисовать?
Я не считаю что 3D может заменить или как-то оттеснить «живое» рисование. 3D - это просто вспомогательный инструмент при создании модели. Помогает быстро изобразить уже созданный и разработанный дизайн. 3D - большое дополнение в руках дизайнера, но не стоит заменять им концептуальный процесс или процесс отработки дизайна.
Серия интервью осуществлена при поддержке WACOM СНГ
Полная или частичная перепечатка интервью разрешается только с письменного разрешения редакции Designet.ru