DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИНТЕРВЬЮ

09 июля 2007

Владимир Капитонов: "Не собираюсь становиться американцем"

Комментариев: 1Добавить свой комментарий

Фанатичный интерес к автомобилям Володя Капитонов впитал от деда, ветерана ЧТЗ, и отца, работавшего на автотракторном факультете ЧПИ. А бабушка с мамой вкладывали в него пристрастия к литературе, искусству. Так что мальчик в равной степени мог выбирать между профессией инженера или литератора. Но он с детства мечтал стать автодизайнером. Получить такую профессию он мог бы и в России. Но: Как ни гордится АвтоВАЗ своей продукцией, увы, лет на 30 отстает от мировых тенденций. Любой автомобилист, посидев за рулем иномарки, не хочет возвращаться в кабину "Жигулей". Но Володя и сейчас не теряет надежды создать такой русский автомобиль, который бы не уступал лучшим автомобилям мира.

За опытом он и поехал в США, четыре года учился в колледже, где наряду с общеобразовательными, в том числе гуманитарными знаниями, превалировали предметы, касающиеся автомобильного дизайна. "Как ад, только дороже" - так, шутя, говорят там о степени трудности этой учебы. Но наш юный земляк, дорвавшись до любимого занятия, готов был сутками не спать, питаться всухомятку. На студенческой выставке его работы приглянулись представителям всемирно известного автомобильного концерна "Дженерал Моторс" (Generel Motors - GM). После тестирования его пригласили туда работать креативным дизайнером в студию, занимающуюся разработкой новых моделей джипов и пикапов. Это процесс длительный и серьезный. От рисованного наброска новой машины (Володя так любил заниматься этим в детстве на бумаге, а теперь "рисует" посредством мощного компьютера) до выхода машины в производство проходит четыре года.



Но нас интересовала не только профессиональная деятельность нашего земляка. Как он адаптировался в "другом мире", каковым считаются США? Отличается ли его теперешняя жизнь от жизни в России? Сильно ли она его изменила? Какие правила пришлось принять, чтобы влиться в общий поток? Эти и другие вопросы мы отправили ему по электронной почте. И Володя с прямодушием ответил на них, прислав также свои снимки.

- Первый раз я поехал в США еще школьником. А потом учеба в колледже. В США пришлось расстаться с детством, а самостоятельность меняет человека. Сейчас мне 22 года, и, конечно, я отличаюсь от себя прежнего настолько, насколько любой взрослый человек отличается от ребенка, хотя, по мнению некоторых знакомых, я остался "большим ребенком". Однако вся моя "взрослая" жизнь пока протекает в Штатах. Как она сложилась бы в России, не представляю.

То, что некоторые люди называют США другой планетой по сравнению с Россией, это и правда, и нет. Видимо, все зависит от впечатлительности приехавшего сюда человека. Допустим, с точки зрения обывателя, это такая богатая страна, что в магазинах, наверное, даже живая вода имеется. Причем на здешнюю зарплату можно все это купить. У всех американцев - по машине, у каждой семьи - дом. Но, может, так должно быть везде, и в России тоже? Тем более, что за последние годы и в России появилось много высоких зданий из стекла и бетона, состоятельных людей все больше, магазины по обилию товаров почти догнали западные. А небо в Штатах точно такого же цвета, как на моей родине:

Влиться в общий поток я не пытался. Не собираюсь становиться американцем. Что касается правил их жизни, они, разумеется, отличаются от наших. Например, повальная политкорректность. Ни в коем случае нельзя называть стюардессу стюардессой, так как это слово женского рода и якобы подразумевает, что обслуживать людей в полете могут только женщины. Поэтому говорить следует "flight attendant" - можно перевести как "полетный служитель". Главное правило американцев - это свобода, на чем основан весь уклад страны. Свобода начинается с довольно низкого налогообложения - сам американец, а не правительство, решает, как распорядиться деньгами. Дешевый бензин и великолепно развитая транспортная система означают свободу в передвижении.

Иногда, правда, свободолюбие выливается в курьезы. Нельзя стоять слишком близко к американцу: это вторжение в его "personal space" - личное пространство. В связи с чем я уговариваю своих американских друзей съездить со мной в Россию на каникулы, мол, посмотреть достопримечательности, попить разных национальных напитков. На самом деле я хотел бы прокатить одного из них в троллейбусе двенадцатого маршрута от мединститута до Алого поля в "час пик"!

По большому же счету они такие же, как и мы. Я даже вывел такую формулу: будь человеком по отношению к обычному американцу, и он тебе ответит тем же. Те, кто хочет заработать здесь, должны быть готовы к настоящему труду. Лень не вознаграждается. Хотя я думаю, что и у нас пришли такие времена. Адаптироваться здесь легче, если знаешь язык. Это, пожалуй, главное. Так что надо быть приветливым и нормально относиться к абсолютно чуждым для нас точкам зрения. Например, многие здесь думают, что США практически единолично выиграли вторую мировую. Так что неуместным будет вопрос о том, кто свой флаг над рейхстагом водрузил первый. И еще. Если по телеку опять будут показывать Путина в кимоно, кидающего какого-нибудь мужика через плечо и демонстрирующего свое мастерство в дзюдо, не говорите сидящим рядом американцам: "Мой президент вашего президента напинает" - им это не понравится.

- Володя, ты ощущаешь себя частью GM или это временное место работы? Тебе небезразлично, как к тебе относятся окружающие?
- Для дизайнера плохо - ощущать себя привязанным к чему-то. В моей профессии важно смотреть на все критическим взором и интересоваться всем, что происходит в мире. Не только в автоиндустрии, не только на GM. Как только я начну себя чувствовать частью GM, это будет время, когда мне придется менять место работы. Самое важное - не терять вдохновения, не становиться роботом. Мне не все равно, как меня воспринимают. Да разве есть такие люди? Тем более, что мне приходится тесно общаться с инженерами, моделистами, начальством. Единственный способ делать мою работу - это вежливо отстаивать свою точку зрения, при этом никого не принижая и не напоминая, что дизайнер - самое важное звено в создании автомобиля, без нас, дизайнеров, GM обанкротился бы уже завтра и земля перестала бы вращаться через неделю. По отношению к другим людям у меня есть правило: к каждому относиться хорошо, пока тебе не дали повода к обратному. "Дженерал Моторс", как и сама страна, - это модель всего мира. Я нигде не встречал столько людей разных национальностей. У меня есть друзья из Франции, Швеции, Англии, Шри Ланки, Пуэрто-Рико, Китая, Кореи и так далее. Со всеми познакомился в США. С каждым интересно общаться, каждый расширяет мой кругозор, и я в свою очередь чей-нибудь.

- Корпоративная культура GM предполагает проведение коллективных праздников, вечеринок, дней рождения?
- Как в любой западной гигантской корпорации, здесь и Рождество, и окончание большого проекта - повод для вечеринок. Мы всей студией сидели в ресторане накануне рождественских каникул - это был подарок нам, "простым рабочим и дизайнерам", от начальства. Дни рождения не отмечаются в широком кругу (здесь это сугубо личный праздник), а только с близкими друзьями. Так как автомобильных дизайнеров на свете не очень много (больше и не надо!), а Детройт - одна из автомобильных столиц мира, это значит, что "нерабочих" контактов с другими дизайнерами хватает. Особенно в сезон разных автошоу. Зимой и летом дизайнеры съезжаются со всей планеты на разные конференции, церемонии награждения, различные "тусовки". Свой по-следний день рождения я справлял довольно тихо. Незадолго до этого месяц провел дома. И навеселился так, что в Детройте мне пришлось отдыхать от: своего отдыха в Челябинске. Так что день рождения прошел за столом в компании нескольких друзей. Кстати, я придерживаюсь принципа, что друзей может быть не Бог весть сколько, но они должны быть очень стоящими. Так у меня было в России, так и здесь. Мои лучшие друзья - русскоговорящие, хотя приехали не из России, а из бывших республик: Украины, Узбекистана. Я считаю, что если у человека родной язык русский, значит, и он русский. Самого стародавнего моего друга по эту сторону океана зовут Алихан. Человек многих талантов! Родом он из Ташкента, но сейчас вся его семья живет в Детройте.

- Расскажи о быте.
- Мы втроем снимаем таунхаус - вроде трехэтажной квартиры с отдельным входом. Когда в конце обучения подошло время всем студентам выселяться из общежития, я и двое моих товарищей-американцев решили совместно снять новое жилище, чтобы пройти переходный период из "бедного студенчества" в нормальную жизнь. Это был правильный выбор: за очень приемлемую плату у каждого по отдельной комнате плюс общая гостиная. Предстоящим летом мы разъедемся по своим уже квартирам. Ну а пока наш дом - воплощение холостяцкого жилища. Телевизор и компьютерные игры были куплены задолго до появления первого дивана или хотя бы нормального стула. На кухне и сейчас стоит самая что ни на есть настоящая стойка бара с барными стульчиками на высоких ножках.

Я, конечно же, привык к здешней жизни, но все равно это не дом. Может, из-за того, что здесь нет ни одного моего родственника. И вообще ни одного человека, которого я знал до 1996 года. На родину вернуться хочется, и я знаю, что рано или поздно вернусь. В моей голове постоянно вертятся какие-то идеи и проекты, связанные с Россией. А из-под карандаша постоянно выскакивают то "Жигули", то "Москвич". Я многим людям уже это говорил: если бы дизайнеры в российской автомобильной промышленности были бы на самом деле нужны, я бы никуда не уехал.


Текст: Лидия САДЧИКОВА
Источник: Челябинский Рабочий

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  16.8.2007 |  |  
Дизайнеры не нужны и не будут нужны. Нефть добывается и без дизайна. Зацепился там - и молодец, через 5-10 лет в России вообще делать будет нечего.

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

10 июня 2015

Интервью с Александрой Саньковой, Директором Московского Музея Дизайна

В этом году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время он из проекта «музея на колесах» превратился в известную институцию: организовал 5 выставок, которые посетили почти полмиллиона человек, снял цикл документальных фильмов о дизайне, и, в конце концов, остался без постоянной площадки. Вопреки всему музей дизайна продолжает делать одни из самых громких проектов в сфере культуры и не намерен останавливаться.  далее

Контекст » Интервью

03 апреля 2013

Дизайнер и пустота. Интервью Designet питерскому ART1

Будучи в Питере в марте мы с Сашей побеседовали с Митей Харшаком, который теперь дважды редактор - журнала "Проектор" и нового арт-ресурса ART1. Вот вам и интервью, как водится - о дизайне и дизайнерах.  далее

Контекст » Интервью

25 декабря 2012

Дизайнер
Дизайнер "Нивы". Валерий Павлович Сёмушкин

Валерий Павлович Сёмушкин — один из ярких представителей выпускников факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Многие годы он работал в автомобильном дизайне, руководил одним из художественно-конструкторских отделов НТЦ АвтоВАЗа. Он же автор концепции «кроссовера», он же дизайнер ВАЗ 2121 «Нива» и Chevy NIVA. Полное интервью предоставлено автором, Сергеем Хельмяновым. Сокращенный текст был опубликован в последнем номере журнала "Проектор". Редкая возможность познакомиться со взглядом отечественного дизайнера из нескольких поколений до. Интервью большое, запасайтесь терпением!  далее

Контекст » Интервью

07 декабря 2012

внешняя ссылка, откроется в новом окнеТехнологический спецназ

Интервью Владимира Пирожкова журналу "Эксперт". Букв много, но о многом из этого мы уже знаем...

Контекст » Интервью

15 августа 2012

RealtimeBoard - инструмент для совместной работы проектных команд | 1

Проекты становятся все сложнее, людей в них занято все больше, он могут при этом работать в разных концах света - нормальная, даже рядовая ситуация для любой мало-мальски активной и развивающейся дизайн-компании. Чтобы справиться с управлением такими процессами, мы используем облачные сервисы для работы c документами, для хранения фалов, для координации задач - GoogleDocs, DropBox, BaseCamp и мн. др. Сегодня мы хотим познакомить вас с еще одним, крайне многообещающим инструментом, созданным нашими пермскими друзьями. Встречайте (громкая музыка и апплодисменты) - RealtimeBoard!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |