Широ Накамура занимает должности старшего вице-президента и главного креативного директора второй по величине автомобильной компании Японии Nissan Motor. Но, несмотря на звучные титулы и около 1000 человек в подчинении, Накамура не только руководитель, отвечающий за бренд-менеджмент, но и настоящий "рисующий" дизайнер. Он автор наиболее ярких автомобилей Nissan последних лет: Nissan Murano, Nissan 350Z, Infiniti FX... О том, как ему удается совмещать творческую и административную работу, Накамура рассказывает «Пятнице» (еженедельное приложение к газете «Ведомости» – Прим. DN).
- Сколько лет требуется Nissan Motor, чтобы создать новый автомобиль от первых рисунков до промышленного образца?
- Самый быстрый результат - два года; столько нам понадобилось для создания Nissan Note.
Мы считаем, что стадия планирования очень важна, и потому сначала пытаемся понять, что нужно покупателю, на какую аудиторию мы хотим работать. После этого определяемся с платформой и двигателем и начинаем работать над дизайном.
На разработку концепт-кара уходит в среднем около года, после чего еще год уходит на то, чтобы отшлифовать все дизайнерские решения. Мы работаем и с компьютерными, и с реальными моделями. Технически мы уже можем делать весь дизайн на компьютере, но все-таки предпочитаем изготавливать и настоящие модели - это способствует лучшему взаимопониманию между инженерами и дизайнерами.
Но, конечно, компьютерная техника значительно ускорила и упростила процесс создания новых автомобилей. Особенно для инженеров: они теперь могут не делать прототипы тех или иных деталей, а моделировать весь процесс на компьютере и добиваться необходимого результата.
- В случае Nissan Note вы использовали ту же платформу, на которой уже были построены Nissan March/Micra и Renault Modus. Поэтому получилось так быстро?
- Да. Конечно, если речь идет о разработке автомобиля с нуля - платформа, первые рисунки и т. д., - то это гораздо больше, чем два года.
- Nissan Motor имеет дизайн-центры в Японии, Европе, США. Это означает, что вы не верите в глобализацию и продолжите создавать различные автомобили для различных рынков?
- Некоторые автомобили созданы для определенных рынков. Например пикапы - это автомобили для Америки, а небольшие автомобили, такие как Nissan March/Micra, очень популярны в Японии и Европе, но я сомневаюсь, что они способны снискать большой успех в США.
Но мы хотим быть настолько глобальными, насколько это возможно. И пример тому - Infiniti: одни и те же автомобили продаются в Японии, США и России.
Кстати, Россия - страна, где представлен самый широкий модельный ряд Nissan в мире. У вас есть серые дилеры, которые ввозят самые большие наши автомобили - Titan и Armada, и в то же время официально продается Micra. Ваша страна - единственная в мире, где вы можете одновременно увидеть и Micra, и Armada.
- Nissan до сих пор не определился с моделями, которые он будет собирать на своем российском заводе. По вашему мнению, какие машины подходят для этого?
- Потенциал российского рынка огромен, мне кажется, мы можем собирать и продвигать любую модель. У вашей страны громадные размеры: европейская часть России похожа по своим предпочтениям на Европу, в азиатской больше предпочитают крупные автомобили. Возможно, для производства в вашей стране наибольшие перспективы имеют автомобили среднего класса - сегмента С.
- На взгляд обычного потребителя, автомобили Nissan - Micra, Primera, Qashqai, Murano, Armada имеют мало общего в дизайне. Вы не боитесь, что это может разрушить идентичность бренда Nissan в глазах покупателей?
- Если говорить про автомобили Nissan, то я не думаю, что есть много возможностей для создания единого дизайна: посудите сами, много ли общего может быть у малышки Micra и громадной Armada? Но мы стремимся - и я внимательно слежу за этим, - чтобы во всех автомобилях сохранялся "дух Nissan". Я согласен с вами, что единство бренда очень важно. Но не менее важно и многообразие бренда.
Infiniti - это другой случай. У дизайна этих автомобилей намного больше общего, схожие стилистические решения.
- Вы не просто управленец, но и настоящий практикующий дизайнер. Как вы делите время между менеджментом и творчеством?
- Дизайнерской работе я отвожу от четверти до трети своего рабочего времени.
- На какой стадии разработки автомобиля вы подключаетесь к процессу?
- На самой ранней - начиная с выбора моделей. На этой стадии мы отбираем пять перпективных вариантов будущего автомобиля, над которыми продолжаем работать. Затем из пяти моделей остаются две. Потом одна. Это ключевые решения, в принятии которых я обязательно участвую. Всего от начала работы над машиной до появления на свет серийной модели я выношу около 10 вердиктов.
- Сколько сейчас человек под вашим началом?
- Во всем мире где-то 800-1000 человек: в Японии свыше 600, в США около 100, в Европе 50, на Тайване 40...
- Дизайнеры, работающие в студии на определенном континенте, разрабатывают автомобили именно для этого континента?
- Обычно да. Но не всегда. В разработке одной модели, как правило, участвуют три разных дизайн-центра с разных континентов, а мы отбираем лучший вариант.
- А кто выбирает окончательный вариант автомобиля, который пойдет в производство?
- Гендиректор Nissan Motor Карлос Гон. Понятно, что он основывается не только на своем мнении - для этого вопроса в компании есть специальный комитет, но окончательное решение принимает Карлос Гон.
- Дизайнеры из Nissan и Renault сотрудничают?
- В рамках альянса у нас есть очень четко прописанная и соблюдаемая стратегия: компании сотрудничают, но независимы друг от друга. То же касается и дизайнеров. Мы работаем сами по себе, но прекрасно осведомлены о работе друг друга. Дважды в год мы встречаемся: один раз приглашаем дизайнеров из Renault к нам в Японию, другой раз мы едем во Францию. И показываем друг другу все, над чем работаем. Но не даем друг другу никаких советов или указаний.
- А обмен дизайнерами между двумя компаниями существует? Такой же, как между финансистами или инженерами?
- Конечно. У нас есть программа по обмену молодыми дизайнерами: по два перспективных дизайнера из Франции и Японии отправляются на двухлетнюю стажировку соответственно в Nissan и Renault. Думаю, это очень полезно для всех: для французов очень интересно поработать в Японии, для наших дизайнеров столь же полезно потрудиться за пределами Японии - это стимулирует новые идеи. Кроме того, у нас разные технологии работы над дизайном, и таким образом компании приобретают что-то новое, отправляя своих сотрудников на стажировки.
- Вы можете представить себе одного главного художника, стоящего во главе дизайна двух компаний, по образцу того, как Карлос Гон является одновременно генеральным директором и Renault, и Nissan?
- Никогда. У нас совершенной разный дизайн!
- Кажется, что Infiniti M и G-серий на улицах выглядят гораздо лучше, чем на фотографиях. Вам доводилось слышать про это?
- Да, фотографии действительно не способны передать то, как выглядят эти автомобили. Потому что это двухмерные, а не трехмерные изображения. Нас упрекали в том, что новая G-серия выглядит так же, как и предыдущая, потому что мы сохранили некоторые дизайнерские решения от предыдущего поколения - например, форму окон, фонарей. Но достаточно увидеть автомобили вживую, чтобы убедиться, что они совсем другие.
- У вас есть время заниматься исскуством для себя - как художник или скульптор?
- В свободное время я занимаюсь музыкой - играю джаз на контрабасе.
- Лучший комплимент, который когда-либо звучал в ваш адрес?
- Газета Automotive News два года подряд признавала меня лучшим автомобильным дизайнером. Это было очень приятно.
- А что в вашем гараже?
- В Японии у меня купе Nissan 350Z и Infiniti G35 - его я получил совсем недавно, две недели назад.
Александр Губский
Источник: http://www.vedomosti.ru
26.01.2007, №13 (1787)